В середине 2009 года небольшая компания Rovio из финского города Эспоо находилась на грани банкротства. Сотрудники штудировали сайты с вакансиями, а учредители искали средства, чтобы закрыть долги по зарплатам. В один из дней гейм-дизайнер Яакко Иисало разослал коллегам по электронной почте эскиз, на котором изобразил несколько придуманных им разноцветных птиц без крыльев, похожих на маленькие забавные мячики. Смешные птички настолько понравились сотрудникам Rovio, что те решили временно отложить поиск новой работы и создать вокруг этих персонажей какую-нибудь простенькую игру, пока еще даже не зная, какими будут ее сюжет и механика. Так на свет появился спасший компанию от неминуемого разорения мировой хит под названием… Впрочем, вы уже догадались, каким.
Основанная в 2003 году студентами Хельсинкского технологического университета Ярно Вякевяйненом, Никласом Хедом и Кимом Дикертом, спустя пять лет эта специализирующаяся на мобильных играх студия переживала не самые лучшие времена. Парни участвовали в спонсируемом Nokia и Hewlett Packard конкурсе по разработке мобильных приложений, где их игра King of the Cabbage World заняла первое место. Игру купила компания Sumea (позже она была выпущена под названием Mobile War), и эта неожиданная победа, а также доход от продажи первой игры вдохновили ребят основать собственную студию Relude. Поначалу новая компания специализировалась на разработке для платформы J2ME и выполняла заказы от крупных издателей. Чуть позже, решив выйти на рынок с собственными продуктами, студия привлекла инвестиции от бизнес-ангелов и сменила название на Rovio Mobile. При этом словечко «rovio» можно перевести с финского и как «очаг», и как «погребальный костёр» (а еще как «куча»). Возможно, это сыграло с фирмой злую шутку: с тех пор дела у Rovio пошли не очень — к 2009 году студия выпустила на рынок уже 51 игру, но ни одна из них не стала хитом, приносящим коллективу стабильный доход. И тут Иисало нарисовал свой набросок с разноцветными птицами, вдохновивший команду снова взяться за клавиатуры.
В 2009 году высокой популярностью пользовались анимированные браузерные Flash-игры — казуальные головоломки, платформеры и аркады. В Rovio решили взять за основу ту же яркую стилистику, но адаптировать ее для iOS: магазин приложений Apple отлично подходил для дистрибуции мобильных игр, а у пользователей iPhone водились деньги. Правда, поначалу Rovio пришлось подписать партнерское соглашение с дистрибьютором Chillingo — у студии не было собственного аккаунта разработчика в App Store. Появился он только после шумного успеха Angry Birds.
С геймплеем тоже определились довольно быстро. В Финляндии крайне популярна национальная игра «кююккя», ближайшим аналогом которой являются русские «городки». На небольшой площадке размером 5 на 5 метров выстраиваются кююккя — фигуры из деревянных болванок, которые игроки должны разбить с расстояния 10 метров броском специальной биты. Играют две команды, по традиции проигравшая катает победителей вокруг игровой площадки на спине. Нехитрый принцип кююккя и лёг в основу Angry Birds — вместо палки швыряем птиц, которые должны разбить выложенные из различных предметов конструкции. Просто и интересно.
Однако уже на этапе бета-тестирования стало очевидно, что для связанности сюжета «злым птицам» требуется какой-то не менее забавный противник-антагонист. По телевизору как раз рассказывали об опасности невиданного прежде свиного гриппа, и Яакко Иисало, недолго думая, дорисовал в комплект к пернатым персонажам смешных зеленых свиней, любивших полакомиться украденными из чужого гнезда яйцами. Вот вам и незатейливый сюжетный конфликт!
Первая версия Angry Birds была выпущена в свет 11 декабря 2009 года, и уже в феврале 2010-го заняла первое место в британском App Store, а к середине года выбралась в лидеры и в американском сегменте. Эта версия для iOS состояла всего лишь из одного эпизода под названием «Яйца-пашот», который содержал три тематические главы, каждая из которых состояла из 21 уровня. Музыкальную тему для Angry Birds написал финский композитор Ари Пулккинен, активно сотрудничающий со многими игровыми студиями. Затраты на разработку игры не превысили 100 000 евро, в то время как полученная прибыль быстро покрыла все первоначальные расходы. Позже Rovio стала радовать поклонников обновлениями и дополнениями, включавшими новые уровни повышенной сложности, новые персонажи, и, конечно же, новый платный премиум-контент.
А вот с выпуском версии для Android у Rovio возникли непредвиденные проблемы. На рынке присутствовало слишком много различных устройств с разными версиями этой ОС и несхожей аппаратной конфигурацией. Обеспечить совместимость со всем этим зоопарком оказалось решительно невозможно, поэтому разработчики выпустили игру с учетом минимального набора требований. Но, тем не менее, более чем на 30 моделях популярных смартфонов она не запускалась. Версия для Android дебютировала 15 октября 2010 года, в том же году начались работы по портированию игры для популярнейшей американской социальной сети Марка Цукерберга: эта модификация включала продвинутые социальные механики, авторизацию и игровые покупки через соцсеть. Задача оказалась непростой: разработчик из Rovio Питер Вестербака вспоминал: «Вы не можете взять опыт, который работает в одной среде и одной экосистеме, и использовать его в другой… Успешными становятся только те проекты, которые созданы с нуля для этой платформы».
Сейчас Angry Birds существует не только в версиях для iOS, Android и браузеров, но также для Symbian, Windows Phone, BlackBerry 10, игровых консолей и ПК. При участии Rovio было выпущено несколько книг, комиксов, мультсериалов и полнометражный анимационный фильм, вышедший на экраны в 2016 году. Кроме того, компания зарабатывает неплохие деньги на продажах сувенирной продукции с персонажами игры и на развитии тематических развлекательных парков. Эта история наглядно показывает, что успех может прийти совершенно неожиданно, даже тогда, когда дела идут из рук вон плохо и весь мир, кажется, отвернулся от тебя. В этом отношении можно брать пример с главных персонажей Angry Birds — ведь птицы побеждают всегда.