Предпоследний сезон «Игры Престолов» закончился три недели назад, а следующего ждать еще год, у многих, уверен в самом разгаре ломка от желания получить очередную дозу эпичного сюжета, интриг и масштабных битв. Конечно, проблема с «Игрой» в том, что второго такого сериала попросту нет – он уникален. Нет материала, способного стать вровень с сагой Мартина по степени проработки материала, сложности персонажей и переплетения их судеб. И все же, кое-что для утоления голода найти можно – несколько интересных и самобытных сериалов, которые имеют хотя бы часть сильных сторон «Игры», привлекших нас к ней в первую очередь.
«Проклятые короли», 2005
Этот малоизвестный франко-итальянский мини-сериал из пяти эпизодов по полтора часа стоит в самом начале списка потому, что это не он похож на сагу Мартина, а она – на него. Мартин не раз признавался в любви к семитомному произведению Дрюона, на котором основан мини-сериал, причем это уже вторая телеадаптация данного материала.
На эти романы, которые рассказывают реальную историю борьбы за французский престол в XIV веке, «Песнь» походит куда больше, чем на «Властелина колец», Мартин явно взял от них немало.
Даже параллели между персонажами довольно очевидны: интриганы Артуа и Бейлиш, принцы-садисты Людовик и Джоффри и так далее. В общем, если вы хотите увидеть прообраз «Игры» со всеми ее плюсами кроме магии, зомби и драконов (для кого-то это будет существенным минусом, кто-то и обрадуется большей реалистичности), то «Королей» стоит пробовать в первую очередь.
«Рим», «Спартак», «Борджиа», «Тюдоры»
Я решил объединить все исторические сериалы в один пункт, так как они действительно похожи по своему подходу и общему впечатлению.
«Рим» (2005-2007) – один из моих любимых сериалов, о котором я уже успел рассказать в отдельном материале. Расцвет Империи, период правления Цезаря, и последствия его убийства здесь показаны на удивление ярко и живо. Тут потрясающие декорации, игра актеров, аутентичность истории – даже по трейлеру вы почувствуете размах и уровень качества проекта.
Политических интриг, женских и мужских, тут еще больше, чем в саге Мартина, батальных сцен меньше, но они сделаны реалистично и со вкусом, наготы, секса и насилия тоже с излишком.
Сериал, конечно, не безупречно следует историческим документам, но старается держаться к ним как можно ближе, поэтому изучить столь интересный период мировой истории по нему можно, если читать о нем вы все равно не собираетесь.
«Спартак» (2010-2013) – более развлекательный и не столь крупнобюджетный сериал, масштаб тут куда меньше и все события вертятся вокруг Спартака, его гладиаторских дней в лудусе. Первые эпизоды могут оттолкнуть недоработанными эффектами крови и другими признаками невысокого бюджета, но ощущение дешевости быстро уходит, стоит действительно мастерски написанному сюжету увлечь вас с головой.
Мой совет – начните смотреть сериал с приквела «Боги арены» (тогда хронологически события пойдут по порядку) из 6 эпизодов – эта порция показалась мне наиболее качественной и интересной, одна проблема – Спартака там вообще еще нет, он появляется лишь в первом сезоне, а это предыстория лудуса, его хозяина и гладиаторов. Эти персонажи вышли настолько интересными сами по себе, что приквел о них вышел интереснее истории главной звезды – Спартака. Генник и Крикс – все, что нам нужно. И, конечно, жена хозяина лудуса, Лукреция в исполнении самой Зены, Люси Лоулесс. Она здесь абсолютно великолепна.
«Борджиа» (2011-2013) и «Тюдоры» (2007-2010) – это признанные фавориты жанра исторических сериалов, которые могут похвастаться впечатляющим актерским составом.
Самого Родриго Борджию играет Джереми Айронс, его Папа Римский – одна из его самых мощных ролей, как и в случае с Джудом Лоу в его «Молодом папе» (сериал тоже однозначно достойный внимания и тоже полный интриг, но добавлять его в эту подборку все же будет некоторым перебором). В «Тюдорах» же есть и общая с «Игрой Престолов» Натали Дормер, и молодой Генри Кавилл, и сам Питер О’Тул в роли еще одного Папы Римского.
«Дэдвуд», 2004-2006
Этот сериал можно часто встретить в топе лучших теледрам, но я добрался до него лишь пару дней назад – и провалился с головой. Это настоящий вестерн – золотая лихорадка, ковбои, переселенцы, стычки с индейцами, но при этом выполненный в максимально серьезном и реалистичном ключе. Отлично проработанные персонажи, обязательные интриги и борьба за власть, убийства ключевых положительных героев НедСтарк-стайл – чек.
Главный подарок тут – это, безусловно, Иэн МакШейн в роли владельца салуна Gem (он же бордель, он же казино). Отъявленный мерзавец, смотреть за эскападами которого – одно удовольствие. Тимоти Олифант в роли главного хорошего парня тоже весьма приятен. В сериале множество ярких и необычных персонажей, каждый из которых запомнится вам надолго.
Шоу базируется на реальной истории основания одноименного города в Южной Дакоте, просто Дикого Запада с его беззаконием авторам было мало, поэтому они взяли город, который не входил в юрисдикцию американского правительства, там вообще не было ни мэра, ни шерифа, ни закона: хочешь – убивай, но знай, что, если это кому-то не понравится, он точно так же может пристрелить и тебя.
«Звездный крейсер «Галактика»», 2004-2009
Это мой любимый сериал. Не только из фантастических, а вообще. Подобного уровня качества я не встречал больше нигде, включая саму «Игру», так как она все же основана на цикле романов, «Галактика» же продукт оригинальный. Да, это ребут сериала 1978-1979 годов, но от него в новой версии мало что осталось, а вот своего Рональд Д. Мур добавил очень много, превратив картонное шоу в настоящую эпичную драму о войне людей и роботов в космосе.
«Галактика» – флагманский крейсер уцелевшего флота людей, за которым охотятся сайлоны. Роботы здесь представлены как боевыми шагающими моделями, так и космическими истребителями, кораблями, а также 12 особыми моделями, повторяющими человеческую внешность. Каждой из 12 типов внешности может быть наштамповано множество, поэтому когда одна и та же актриса играет двух-трех роботов с абсолютно разными историями – это потрясающе. И таких ветвящихся персонажей тут достаточно.
Главная общая черта с «Игрой» в масштабе сюжета – здесь есть несколько борющихся за власть группировок (причем как среди остатков человечества, так и среди сайлонов), огромное количество проработанных персонажей и сюжетных линий, есть лидеры, проповедники, герои и перебежчики.
Здесь не так много обнаженки, а экшен представлен не рукопашной, а космическими перестрелками (откровенно лучшими боями в космосе, что были сняты когда-либо – и никаких взрывов, слышных в вакууме), но это мелкие отличия. Главное, конечно, в том, что это фантастика, а не фэнтази, зато сделанная с тем же упором – максимально серьезно, драматично, продуманно и эпично.
У приквела/спин-оффа «Каприка» тоже есть необходимые аспекты – игра нескольких влиятельных семей, большой набор персонажей и линий. То же касается и недавно запущенного сериала «Экспансия» – тут героев немного меньше, но масштаб событий гораздо больше. Это шоу посвящено будущему человечества, обжившему Солнечную систему и успевшему вцепиться друг другу в глотки: Марс против Земли и жители пояса астероидов, попавшие между молотом и наковальней.
«В пустыне смерти», 2015
Это один из уникальных сериалов, про который явно должны знать больше зрителей. Постапокалипсис, человечество 500 лет спустя после последней войны, уничтожившей нашу цивилизацию, сформировало феодальное общество на территории США. Власть находится у семи баронов, которые контролируют население полностью, есть коги, которые собирают опиумный мак, есть проститутки и есть клиперы – личная армия баронов.
Огнестрельное оружие вне закона, поэтому все решается холодным – это было необходимо для создания шоу, целиком и полностью посвященного красивым и великолепно поставленным дракам.
Несмотря на то, что главная цель авторов была в боевых сценах нетипичного для сериалов уровня качества, про драму и персонажей тут не забыли. У сюжета, основывающегося на классическом эпосе «Путешествие на Запад», есть привкус традиционного фэнтази, но персонажи тут куда более харизматичные и интересные, чем можно было бы ожидать.
Меня сериал приятно удивил, а постановка драк впечатлила еще больше, лишь усилив мое раздражение от того, что за халтуру многие фильмы позволяют себе выдавать за боевые сцены, когда сериал со скромным бюджетом смог позволить себе выдать такое, причем в больших количествах, каждый эпизод. Драки изобретательные, разнообразные, подкрепленные правильным драматическим контекстом и снятые не трясущейся камерой с монтажными склейками 15 раз в секунду, а так, что видно каждое движение.
Первый сезон состоит из 6 эпизодов, второй, который все особенно хвалят, из 10, третий будет включать в себя 16 эпизодов, но дата его выхода еще не объявлена. Подобным качественным проектам нужно больше зрителей, поэтому дайте ему шанс – интриги и борьба за власть тут в достатке. Сеттинг, несмотря на постапокалипсис, все же ближе к фэнтази «Игры» – тут нет зомби, но есть люди со сверхспособностями.
«Дюна», 2000 и «Дети Дюны», 2003
Фильм Линча по той же книге – совсем другая история. Здесь же мы имеем два мини-сериала по три эпизода по полтора часа в каждом. Эта адаптация держится куда ближе к циклу романов, у создателей сериала получилось передать дух Арракиса куда лучше, чем у Линча.
Здесь мы имеем литературный цикл-первоисточник как минимум не менее мощный, чем «Песнь» Мартина, кучу политики, заговоров, восстаний, но главное – преображение Пола Атрейдеса из капризного юноши в героя, а затем – в тирана и безумного пророка. А еще мы имеем молодого Джеймса МакЭвоя в роли его сына.
Война галактики за планету, являющуюся единственным источником спайса, созревание революции, борьба влиятельных домов за власть, эволюция наших героев – это потрясающее полотно, способное по-настоящему увлечь и впечатлить.
Нередко в подобные рекомендательные списки включают и «Карточный домик» (тоже жестко о борьбе за власть, в этом сходстве не откажешь) и «Мир дикого запада» (множество раскрытых персонажей и сюжетных линий), но об этих проектах вы и без того все знаете.
Есть еще «Черные паруса» про пиратов (Флинта, Сильвера и других знакомых персонажей) и «Викинги» про, собственно, викингов – на них тоже можно обратить внимание, это качественные сериалы, отлично зарекомендовавшие себя за последние годы.
И все же стоит признать, что шоу с таким же размахом, четкой географией, сюжетными линиями, разнесенными на сотни миль, жестким и непредсказуемым подходом к сюжету, попросту больше нет. Все, что нам остается – искать проекты, которым есть, чем заполнить эти пробелы, заменить одни интересные аспекты другими. Надеюсь, вы сумели подобрать себе кандидата на пробу из этого списка.
Источник