10 любимых детективных игр, часть 2

Вторая (но не по значению) пятерка моих любимых игр-детективов. С первой пятеркой можно ознакомиться здесь.

10 любимых детективных игр, часть 2

Напоминаю, что подборка персональная. Если в списке нет замечательной игры, которая, как вы считаете, обязательно должна в нем быть, это значит только, что я с ней пока не ознакомился. В этом отношении мне можно только позавидовать, ведь у меня еще столько всего классного впереди.

Return of the Obra Dinn

XIX век. Загадочно исчезнувший в торговый корабль «Обра Динн» обнаружен — спустя пять лет после выхода из порта и без единой живой души на борту. Под управлением игрока оказывается следователь, направленный Ост-Индской компанией для выяснения обстоятельств гибели (исчезновения?) каждого члена команды и пассажира. Его основные инструменты — магические часы, которые позволяют увидеть последние секунды жизни любого человека, и журнал, содержащий базовую информацию о корабле и тех, кто на нем плыл.

Наверное, главная продающая деталь Return of the Obra Dinn — имя ее разработчика. Лукас Поуп — создатель инди-хита Papers, Plesase, очень необычной игры — в свое время. Поэтому вполне логично было ожидать от второй коммерческой игры Поупа необычного подхода и к детективному геймплею.

Итак, игрок может посмотреть последние секунды жизни любого человека, чье тело удастся обнаружить на корабле. Просматривая сцены гибели людей на борту, необходимо установить имя человека и причину смерти. Уликой может стать все: место смерти, одежда погибшего, его речь (голос, язык, акцент). Но самое главное: выводы из всего увиденного и услышанного придется делать самому. Никакого инвентаря, списка улик, подсвеченных точек интереса — весь процесс сопоставления информации происходит в голове у игрока. Ну или на листочке бумаги.

При этом не сказать, что здесь не предусмотрено совсем никаких удобств. Когда игрок просматривает достаточно сцен, необходимых для установления личности, игра сообщит об этом пометкой в списке. Когда игрок заносит в журнал верную информацию о трех разных сценах игра сообщает о правильности выводов.

Я это к тому, что «первобытный хардкор» в Обра Динн — это не ретро-стилизация или банальная лень, а сознательный творческий выбор геймдизайнера. Там, где почти любая другая игра предлагает собирать детали конструктора, Обра Динн дает все детали сразу (список имен и возможных причин смерти) и предлагает собирать информацию, о том, как правильно их применить. Это очень необычный и, вероятно, даже новаторский подход к реализации детективного геймплея, и за это Return of the Obra Dinn достойна восхищения. Во всяком случае, моего.

Главный недостаток игры весьма очевиден — почти нулевая реиграбельность. Не думаю, что запомнил имена всех пятидесяти (с небольшим) членов команды, но разгадывать те же загадки по второму кругу не очень интересно, как ни крути.

The Case of the Golden Idol

К сожалению, в силу своего возраста я не застал монохромные игры на ранних персональных компьютерах. Однако о мобильных java-играх из двухтысячных у меня сохранились довольно теплые воспоминания. Именно об этих играх, причем о лучших из них, напоминает мне визуальный стиль The Case of the Golden Idol.

На мой взгляд, в Obra Dinn сквозной сюжет был достаточно простым (но функциональным); в «Золотом Идоле» на истории делается бо’льший акцент. Спойлерить изобретательный атмосферный детектив — это дело такое, но если вкратце, история рассказывает о загадочном древнем артефакте, который попадает в руки человека, нашедшего ему нетривиальное применение. В процессе, однако, погибло много людей — человек был не очень хороший.

Геймплейно игра развивает идеи Obra Dinn: набор сцен с загадочными убийствами, список действующих лиц, выстраивание картины происходящего. Игрок никем не управляет, а находится как бы над происходящим, ни на что не влияет, а только собирает информацию и анализирует. Сцен стало меньше: на корабле-призраке их было 60, а здесь — всего 11. Зато начиная уже с третьего уровня сцены становятся сложными, с многоуровневыми локациями, новыми переменными и неожиданными поворотами сюжета.

Из-за того, что игрок никак не может повлиять на историю, игровой процесс напоминает чтение детективных рассказов — с тем лишь, что сюжет не пойдет дальше, пока игрок не догадается, что происходит в конкретной сцене. Я вполне могу понять тех, кому такой геймплей покажется скучным, особенно с учетом того, что официального русского языка здесь нет и не планируется — вся надежда на фанатский перевод, который, вроде как, уже в работе. Однако я детективные рассказы люблю с детства и с английским языком у меня все неплохо, поэтому и «Золотого Идола» я прошел с огромным удовольствием.

К сожалению, проходится игра достаточно быстро. Да, на более поздних сценах легко можно просидеть час с небольшим, а то и больше, но все-таки 11 сцен — это не очень много. При этом первые несколько уровней — обучающие и легкие, а реиграбельность каждого из них, опять-таки, близка к нулю.

Вернуться можно ради DLC — вышедшее в мае дополнение Golden Idol Mysteries: The Spider of Lanka добавило три отличных больших сцены, органично встроенных в основной сюжет. И судя по слову Mysteries в названии («Загадки», во множественном числе), разработчики планируют выпускать новые истории в том же мире, которые я буду с нетерпением ждать.

UPD: к моменту публикации этого текста второе DLC все-таки вышло. Оно называется The Lemurian Vampire и связывает события оригинальной истории с событиями первого дополнения. Разработчики обещают «возможно, самые сложные, на данный момент, головоломки в игре». Так это или нет я еще не знаю, не поиграл, но разработчики пока не давали повода сомневаться в себе. Поэтому я верю в то, что и новое DLC получилось достойным.

Judgement

Серия Yakuza (или Like a Dragon, как она сейчас официально называется) почти всегда делала ставку на детективные элементы: похищение 10 миллиардов в первой части; заговор международного преступного синдиката в третьей; а про сюжет пятой в этом отношении и говорить страшно.

Даже в самурайском ответвлении серии Like a Dragon: Ishin история начинается с того, что герой отправляется на поиски загадочного убийцы в маске. Однако, со всей очевидностью, больше всего интерес разработчиков из RGG studio к детективному жанру проявился в другом ответвлении той же серии — дилогии Judgement.

Несмотря на происхождение, Judgement — очень самостоятельная игра. В сюжете нет ни одного персонажа из прошлых Like a Dragon (по крайней мере, я не помню ни одного), несмотря на то, что история снова связана с японской организованной преступностью — якудза. Именно на членов организаций якудза начал охоту серийный убийца по прозвищу Крот — из-за того, что у всех его жертв почему-то были выколоты глаза.

В противостояние с маньяком вступает частный детектив с трагическим прошлым — наш главный герой Такаюки Ягами. Как в подобных историях и заведено, в процессе погони за маньяком, герою предстоит раскрыть несколько мрачных тайн города, разобраться в своем трагическом прошлом, трагическом прошлом верного напарника и т. д.

Не могу сказать, что детективная часть игрового процесса предлагает что-то невиданное или просто новое. Собираем улики, общаемся со свидетелями, следим, догоняем — почти все мы уже видели в какой-нибудь L.A.Noire и не только. Особенным геймплей делают корни серии Like a Dragon — рукопашные сражения, в которых предстоит участвовать даже, наверное, чаще, чем заниматься детективной работой. Строго говоря, мне боевая система Judgement больше напоминает серию Kurohyo — другое ответвление Like a Dragon, но это уже большая отдельная тема.

Так почему же я вставляю в этот список игру, вполне обычные детективные элементы в которой, может быть, даже не находятся на первом месте? Если смотреть с точки зрения детективности геймплея, Judgement действительно далеко не на вершине списка, но с точки зрения всего остального — эта игра одна из лучших, если не самая лучшая. Персонажи, битвы с боссами, музыка и даже сама детективная история — на мой взгляд, самые лучшие в списке или близки к этому. А из-за того, что игра делает акцент на боевые элементы не меньше, чем на детективные — в ней есть та самая знаменитая реиграбельность, наконец-то мы ее нашли!

Judgement — одна из лучших игр в серии Like a Dragon и одна из моих самых любимых игр вообще. Вероятно, так считаю не только я, потому что всего через три года разработчики из RGG Studio выпустили сиквел.

Lost Judgement

Завязка Lost Judgement, на мой взгляд, интригует в сотню раз больше, чем завязка в предыдущей части. Друзья и бывшие коллеги детектива Ягами по адвокатской конторе защищают немолодого полицейского, обвиняемого в сексуальных домогательствах в метро. Преступление попало на видео, и никакой загадки в этом деле как будто бы нет, но после оглашения приговора обвиняемый обращается к суду и рассказывает об изуродованном теле, найденном несколько дней назад в Йокогаме. В это же время директор частной школы нанимает Такаюки Ягами и нескольких его коллег-детективов для решения проблемы травли среди учеников. Дальше уже идут спойлеры, но вполне очевидно, что каким-то образом все эти события оказываются связаны друг с другом.

Главная проблема сюжета Lost Judgement для меня — это как раз то, каким многообещающим он кажется. Сюжет первой части был вполне классическим и не предлагал каких-то постмодернистских пируэтов, но все же стал одной из моих любимых детективных историй, за счет персонажей, атмосферы и постановки. В сиквеле история сразу затрагивает несколько интересных тем, но вот то, как она раскрывает эти темы — уже более спорный вопрос. Не буду вдаваться в детали, но то, к чему в итоге все сводится, оставило меня несколько разочарованным.

Вот только даже я, со всем своим разочарованием, не могу не отметить очевидных достоинств этой истории. Самое очевидной из них — антагонист. Он показался мне настолько впечатляющим, что я бы с удовольствием посветил ему отдельный текст. Здесь же я могу сказать, что серия Like a Dragon почти всегда уделяла много внимания отрицательным персонажам, в результате чего за восемь номерных частей и несколько ответвлений интересных злодеев было достаточно. Но даже на их фоне антагонист Lost Judgement выделяется — в моем личном топе антагонистов я бы поставил его на второе место, но об этом как-нибудь потом.

Ведь антагонист — это далеко не единственное достоинство Lost Judgement. Отличная боевая система из первой игры здесь стала более удобной и разнообразной; музыка не потеряла в качестве (а может быть даже и приобрела); мини-игры со слежкой, на которую часто жаловались игроки в первой части, стало гораздо меньше. Правда, ей на смену пришли невнятные паркур и стелс, но во всяком случае, детективная работа стала немного разнообразнее.

И это не все, но дело не в деталях: Lost Judgement в целом — все еще одна из лучших игр в серии Like a Dragon и одна из моих самых любимых игр вообще. Главный недостаток этой игры — ее первая часть, которую сиквел, по моему мнению, так и не смог полностью превзойти.

Зато к этой части вышло отличное сюжетное DLC про Масахару Кайто — друга и напарника Ягами, его своеобразного доктора Ватсона. В первую очередь The Kaito Files, конечно, получше раскрывает нам титульного персонажа и дает ему направление для развития в дальнейших играх серии. Однако кроме того эта детективная история любви может служить меланхоличным прощанием с отличной игрой и, на какое-то время, с невероятной серией — потому что новые приключения Такаюки Ягами и его товарищей RGG Studio анонсировать пока не спешит. Поэтому стоит уже и нам оставить трудности японской судебной системы позади и двинуться дальше…

Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy

L.A. Noire от мира японских игровых детективов, в том смысле, что если вы никогда не слышали про приключения Феникса Райта, то скорее всего видели мемы, отсылки и пародии, касающиеся этой игры. Хотя бы на скриншоте в конце предыдущего раздела.

Кроме того, трилогия Феникса Райта — доказательство того, что иногда меньше — значит лучше. Здесь нет огромного открытого мира, графика не поражает технологичностью, а значимых для основного сюжета персонажей за всю трилогию наберется едва с десяток. Жанр визуальной новеллы к масштабности вообще не располагает.

И все же популярность этой серии вышла далеко за пределы Японии, и в том или ином виде сохраняется до сих пор: второй сезона аниме-экранизации (ага!) вышел всего пять лет назад, а уже в этом году было анонсировано переиздание трех следующих частей для ПК.

История тоже вполне проста. Феникс Райт (или Рюити Наруходо, как в оригинале) — адвокат-идеалист, он работает только с клиентами, в невиновность которых сам всецело верит. Звучит наивно? Пожалуй. Но игра с самого начала не делает серьезного лица — это комедия, да еще и аниме, поэтому характеры персонажей сильно преувеличены, а на суде иногда происходит полное безумие. Только стоит сделать оговорку о том, что к убийствам и прочим ужасным вещам персонажи относятся вполне серьезно — и то, как здесь сбалансированы мрачные моменты и комедийная часть, достойно отдельной похвалы.

Но дело не только в этом. Каждая игра в трилогии состоит из нескольких отдельных расследований, в каждом из которых свои загадки и свои персонажи. И раз уж поставленные рамки комедийного аниме так широки, что на суде можно допрашивать хоть говорящего попугая, хоть куклу чревовещателя, в каждом расследовании разработчикам приходится придумывать новые способы удивлять. И у них получается!

Детективные элементы геймплея здесь тоже крайне просты. Каждое из расследований состоит из двух элементов — сбора улик, как в обычном поинт-н-клик квесте, и применения этих улик в суде. Применения самого простого — слышим, что показания свидетеля где-то противоречат доказательствам, выбираем из списка улик нужную, иногда как-то ее комментируем (например, выделяем конкретное место на фотографии) — и на этом все.

Ни комбинирования их между собой, ни какой-то изощренной системы чертогов разума — ничего такого. И все же — это работает, подбирать улики, в большинстве случаев, очень интересно. Я бы даже сказал, что над местными загадками мне приходилось ломать голову дольше, чем над загадками в любой из предыдущих игр в списке. И не потому что они нелогичные. Ну, в основном.

Вполне естественно, что когда разработчикам на протяжении трех игр надо удивлять игрока будут и ошибки, и просто спорные решения. В этом отношении выделяется вторая часть, на мой взгляд, самая неудачная в трилогии. Новые забавные персонажи — это, конечно, хорошо, но некоторые из них оказались настолько забавными и преувеличенными, что взаимодействовать с ними стало прям тяжело.

По крайней мере, разработчики сами поняли, что натворили и в третьей игре немного понизили эту показную веселость персонажей — и получилось отлично. Идеальной третью часть, конечно, все еще не назвать, но она справляется с тем, чтобы исправить ошибки предшественницы, и свести все незавершенные сюжетные линии к большому и красивому финалу трилогии.

А еще одно из дел в третьей игре очень концептуально похоже на центральное сюжетное преступление из Lost Judgement. Уж не знаю, случайное это совпадение или не очень, но по моему, весьма забавное.

Реиграбельности все еще нет, зато есть хороший перевод на русский язык. Даже вроде бы два, но качество перевода от Future Frontiers я самостоятельно не проверял, а вот в переводе от Dant я игру прошел и могу его даже порекомендовать. Да, там есть ошибки, и некоторые творческие решения можно покритиковать, но в целом он написан хорошо, изобретательно и с любовью к оригиналу.

Уже в комментариях к первой части вы вспомнили множество интересных игр. И если в Pentiment и Danganronpa, например, я давно хотел поиграть, но так пока и не смог, то какую-нибудь The Painscreek Killings я раньше принимал за обычный симулятор ходьбы, а теперь очень даже заинтересовался. Огромное вам за это спасибо!

Мир игровых детективов, на самом деле, не такой уж и маленький. Особенно если учитывать и стандартные квесты (на отсылку к Нэнси Дрю в первой части никто так и не обратил внимание, а жаль; я надеялся, что хоть один ценитель найдется), и интерактивное кино типа Heavy Rain, и совсем уж глубинный инди-артхаус вроде Who’s Lila? Поэтому для интересующихся всегда найдется что-то новое и интересное, и я сам наверняка еще не раз вернусь к этой теме.

#лонг #лонгрид #детективы #подборка

Источник

детективных, игр, любимых, часть

Читайте также