Зловоние вперемешку с благоуханием роз

Невероятно противная, поразительная в своем безобразии, ужасно притягательная и тошнотворная одновременно — именно такими противоречивыми эпитетами можно описать роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Произведение написано так, что я сперва решила, будто бы автор действительно жил в период представленной эпохи: настолько всё детально и точно, мы словно путешествуем вместе с главным героем от начала и до конца, только он — по стране, а мы — по страницам книги. Здесь работает интересный принцип псевдо-историзма, который убеждает читателей в том, что описываемое когда-то происходило взаправду, сообщая событиям романа хронологическую точность, поэтому текст пестрит разными важными датами и подробностями из жизни второстепенных персонажей.

Действие книги разворачивается в Париже середины XVIII века. У многих, как мне кажется, этот город ассоциируется с чем-то красивым, романтичным, утончённым. Однако с первых же страниц писатель вываливает на нас ведро с помоями, не оставив места для того, что могло бы считаться хотя бы малость приятным. В процессе чтения у вас в носу будет стоять омерзительный запах нечистот, тухлой рыбы и сырости. Именно в таких условиях на свет появился Жан-Батист Гренуй. Никому не нужный, в том числе и собственной матери, которую вешают чуть ли не сразу после рождения сына за попытку его умертвить, слабый и обезображенный — ни в одном месте он не задерживался надолго, так как всегда и везде оказывался лишним человеком. У него даже не было собственного запаха. Но все его недостатки и уродства компенсируются обострённым нюхом, значительно превосходящим обоняние любого другого человека. Его одинаково интересуют все запахи, он хочет научиться их сочетать и грамотно комбинировать. Сначала, работая в мастерской у высокопоставленного парфюмера, Гренуй трудится на благо народа, создавая по истине феноменальные духи (которые мастер присваивает себе). Но потом, покинув учителя, он несколько лет живёт в пещере — тогда-то он и узнаёт о своей удивительной особенности. Позже, мечтая жить обычной жизнью среди людей и не оставаться в тени, в его голове рождается безумная в своей гениальности и отвратительности идея создания аромата абсолютной красоты, вдохнув который люди будут испытывать чувство истинной любви. Но для этого ему необходимо собрать запахи двенадцати самых прекрасных девушек города, а эта цель требует жертв.

Невозможно ёмко затронуть всё и разобрать затронутые в романе темы. Париж — огромная помойка, сточная яма с озлобленными и лишёнными понятия красоты людьми, которые привыкли к своему положению и вязнут в этой грязи. Наравне с этим существуют во Франции места, кардинально противоположные столице, где создают ароматы, способные покорить самого короля. Жан-Батист Гренуй совершенно такой же. Внешне отталкивающий, замкнутый и озлобленный от отсутствия в жизни любви и тепла, он в то же время тяготеет к возвышенному. Желая достичь идеала, стремясь к прекрасному, он совершает кошмарные поступки. В одном персонаже переплетаются совершенно полярные по отношению друг к другу явления, создавая его сложный портрет и образ мышления

#литература #книги.

 

Источник

Читайте также