Женщина уверенно руководит съемками вопреки гендерным стереотипам: какое кино она снимает? (Исторический мидл-рид)

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Стоп, минуточку…

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

[Данный материал создан исключительно в просветительских целях, а его автор категорически осуждает идеологию национал-социализма и преступления против человечества, совершённые Третьим Рейхом]

————————————————————————

Лени Рифеншталь родилась в Берлине в 1902 году. В юности она зарабатывала на жизнь танцами, но после того, как травма колена вынудила временно уйти со сцены, Рифеншталь решила проявить себя в кино. Девушка быстро стала звездой немых фильмов, где ей доставались в основном спортивные и авантюрные роли.

Лени Рифеншталь в фильме «Священная гора» (1926)Лени Рифеншталь в фильме «Священная гора» (1926)

Свой собственный полнометражный фильм Рифеншталь впервые сняла в 1932 году. Мистическая драма «Синий свет» была хорошо принята зрителями и критиками. Но карьеру (и жизнь) начинающей постановщицы определил другой факт: её дебют привлёк внимание перспективного политика, который очень увлекался искусством. В том же году Рифеншталь услышала выступление Гитлера на публичном митинге и была прикована его ораторским мастерством.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Гитлер видел в Лени Рифеншталь человека, который мог бы творчески реализовать образ сильной Германии, пропитанной вагнеровскими мотивами власти и красоты. А министр пропаганды Геббельс утверждал, что девушка является «единственной звездой, которая нас понимает».

В 1933 году Рифеншталь доверили снять короткометражный фильм «Победа веры» о митинге Национал-социалистической партии того года. Он стала шаблоном для гораздо более известной и важной работы – «Триумф воли», снятой на Нюрнбергском митинге через год. Рифеншталь первоначально отклонила заказ Гитлера на фильм, но смягчилась, когда получила почти неограниченные ресурсы и полный художественный карт-бланш.

Постановщица собрала съемочную команду из 172 человек. Для фильма было задействовано 30 (!) различных камер, материал снимался со всех возможных углов и перспектив, использовались самолёт, дирижабль, кран пожарной машины, движущиеся автомобили, всевозможные тележки и рельсы. Процесс монтажа фильма занял у Рифеншталь целых пять месяцев.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

«Триумф воли» – это один из самых выдающихся пропагандистских фильмов, когда-либо созданных. Рифеншталь удалось запечатлеть не просто политическое мероприятие, а настоящий ритуал духовной мобилизации народа, который одновременно и пугает, и завораживает.

Глядя на кадры с бесконечными рядами бодрых, внешне похожих молодых людей, которые салютуют своему переполненному энтузиазмом лидеру, начинаешь по-настоящему осознавать, что испытывали в тот момент сторонники нацизма. Сегодня мы все (надеюсь) понимаем, насколько чудовищна эта идеология. Но тогда немцы были преисполнены не столько ресентиментом или звериным антисемитизмом, сколько невероятным единением. Они чувствовали плечо своего товарища, их едва ли не физически возбуждала коллективная энергия нации, к которой они себя относили. А генератором этой энергии были духоподъёмные речи диктатора, вокруг которого народные массы и сплачивались – ведь именно этот мужчина подарил им опьяняющее чувство силы и превосходства.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Ещё Аристотель утверждал, что человек – животное социальное, и тоталитарные режимы сумели ловко воспользоваться этим свойством хомо сапиенсов. Всё дело в том, что отдельно взятый зигующий – это городской сумасшедший, сотня зигующих – лишь горстка маргиналов, а когда в едином порыве зигуют миллионы, то каждый отдельный человек в толпе становится вполне значительным и сильным, становится больше. В свою очередь, маргиналами в таких условиях оказываются как раз те, кто по какой-то причине решил не зиговать. В противостоянии с подобного рода врагом единство нации только цементируется – и Гитлер убеждает, что погибнуть в этой борьбе не страшно, ведь в случае итоговой победы жива будет сама идея коллективного Немца.

«Мы умрём, но за нами – будущее. Впереди нас, вокруг нас, позади нас – везде Германия.»А. Гитлер

«Триумф воли» получил несколько наград на престижных кинофестивалях, прославил Рифеншталь на весь мир и намертво связал имя этой талантливой женщины с нацизмом.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Не менее впечатляющей оказалась и следующая документальная работа Рифеншталь – «Олимпия», документальный фильм о летних Олимпийских играх 1936 года в Берлине, ещё более продвинутый в техническом плане.

Никогда прежде красота и атлетичность человека не раскрывалась на экране с таким драматизмом. Древнегреческие статуи здесь оживают, становясь наследниками великой античной культуры по версии Гитлера – немцами, которые как один обладают идеальными чертами лица и мускулатурой, способной вызвать зависть даже у анатомического атласа. Они – современные полубоги, олицетворение тезиса «в здоровом теле – здоровый дух», их образы выглядят одновременно и демонстрацией военной-политической силы, и неприкрытым эротизмом. Каждый простой смертный у экрана в глубине души хочет быть, как они. Не удивительно, что визионерские приёмы Рифеншталь по сей день встречаются в кино, пропаганде или, например, в рекламе.

«Олимпия» удостоилась призом Венецианского кинофестиваля, а также специальной наградой от Международного олимпийского комитета за изображение радости спорта.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Мы не можем знать наверняка, что чувствовала Рифеншталь (еврейка по матери), когда наблюдала гонения и жестокость нацистов в отношении этнически близких ей людей. Почему она оставалась в стране, из которой уезжали все талантливые кинематографисты вроде Фрица Ланга ? Почему не отказалась работать на пропаганду, как Марлен Дитрих ? Неужели ей двигали сугубо меркантильные чувства ? Или же она что-то чувствовала к самому Фюрреру ? Или искренние считала, что способна в полной мере творчески реализоваться именно в Третьем Рейхе ?

В начале Второй мировой случился инцидент, который вроде бы пошатнул уверенность Рифеншталь в нации, которую она прославляла своими фильмами. По распоряжению Гитлера, для освещения военных действий в Польше была сформирована «Специальная киногруппа». Согласно ряду свидетельств, сопровождая немецкие войска возле польского города Конске, постановщица стала свидетелем казни случайных мирных жителей, расстрелянных в отместку за партизанскую деятельность на этом участке фронта. Правда, впоследствии сама Рифеншталь утверждала, что никаких преступлений она не видела.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

Так или иначе, после того, как 14 июня 1940 года немецкие войска вошли в Париж, Рифеншталь в тот же день отправила Гитлеру телеграмму следующего содержания:

С неописуемой радостью, с чувством глубокой благодарности мы переживаем вместе с Вами, мой фюрер, величайшую победу, одержанную Вами и Германией – вступление немецких войск в Париж. Вы творите дела, которые вообще не укладываются в человеческое воображение и не имеют аналогов в истории человечества. Как нам поблагодарить Вас ? Высказать поздравление – слишком мало, чтобы выразить чувства, которые меня обуревают.

Легко обвинять Рифеншталь в раболепном усердии, с которым она пыталась выслужиться перед главным нацистом. Но нельзя забывать и о том, что из себя представляли жернова системы, в которую эта женщина угодила (пусть и по собственной воле). Вполне возможно, что к тому моменту у придворной постановщицы просто не было выбора, и любое подозрение в недостаточной лояльности могло представлять прямую угрозу для её жизни.

Последний фильм, начатый сниматься Рифеншталь при нацистах - музыкальная мелодрама «Долина», в которой она также исполнила главную роль. Работа не содержит какой-либо явной пропаганды. И всё бы ничего, но СС «выписал» для фильма 120 узников концлагерей…Последний фильм, начатый сниматься Рифеншталь при нацистах – музыкальная мелодрама «Долина», в которой она также исполнила главную роль. Работа не содержит какой-либо явной пропаганды. И всё бы ничего, но СС «выписал» для фильма 120 узников концлагерей…

Лени Рифеншталь была арестована американскими солдатами в апреле 1945 года. Дальше были допросы, тюрьма, арест имущества и всех съемочных материалов, нервный срыв и психиатрическая клиника, годы оправданий и унизительных процессов «денацификации», которые в конечном счёте признали женщину «попутчицей национал-социалистов».

Хотя Рифеншталь никогда не была членом нацистской партии, её имя было навсегда замарано пропагандой, которую она сняла в 30-е. Она столкнулась с трудностями в восстановлении своего положения в немецком кинематографическом сообществе, но не опустила руки и продолжала упорно работать. Рифеншталь обратилась к искусству фотографии, опубликовав в 1973 году иллюстрированный том о племени суданских нубийцев, а в конце семидесятых проявила интерес к подводной съёмке.

Последняя работа постановщицы – документальный «Коралловый рай», вышедший за год до её смерти в 2003 году. Картины была неоднозначно принята критиками и зрителями: кто-то отзывался о ней язвительно, кто-то называл «актом творческого гения», а некоторые умудрились даже в красоте подводного мира увидеть сходство с нацистской пропагандой…

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

————————————————————————

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется» – учит нас Библия. «Чем больше сила, тем больше и ответственность» – вторит священному писанию дядя Бен.

Сложно поспорить с тем фактом, что Лени Рифеншталь была дана колоссальная сила Творца, которую она, увы, приложила в работе на очевидное зло. Но что, если сила творческого ума сочеталась у Рифеншталь со слабостью духа ? Что, если однажды войдя «не в ту дверь», она просто боялась из неё выйти, боялась оказаться ненужной и нереализованной за её пределами, боялась признаться самой себе, что совершила ошибку ?

История жизни Лени Рифеншталь – это прежде всего история предельного конформизма и последующей расплаты за него. А главные работы этой женщины – свидетельство того, что великое искусство отнюдь не всегда служит благим интересам, равно как великие люди не всегда служат добру. Разумеется, такая сложность реального мира может быть нам не по душе. Но мне кажется важными находить в себе смелость и не закрывать на эту сложность глаза.

Вопреки гендерным стереотипам, эта женщина уверено руководит съёмочным процессом. Интересно, какое кино она снимает ? (Исторический мидл-рид)

#30е_табакерка

#кино_табакерка

#гражданская_табакерка

 

Источник

Читайте также