Жанры: гоночные игры

Жанры: гоночные игры

Стать гонщиком в реальности — задача не из легких, но попробовать себя в этой роли в виртуальном мире совсем не сложно. В этом материале мы увидим, как появились и развивались гоночные игры, на какие типы они делятся и, конечно, расскажем о самых влиятельных и популярных проектах. Всем пристегнуться.

Краткая история

1970-80-е годы

История гоночных игр начинается в залах с игровыми автоматами. Одной из первых стала Space Race (1973) от Atari, ранее заявившей о себе с помощью легендарной Pong (1972). Назвать Space Race гоночной игрой в полном смысле слова сложно — для победы нужно было просто пролететь дистанцию, не разбившись об астероиды. Аналогичную игру выпустила Taito, без лишних раздумий назвав ее Astro Race (1973). Здесь усложнилось управление — вместо двух направлений (как в Space Race), джойстик позволял перемещаться в четырех.

Space Race (Astro Race) (1973) Gameplay

Вскоре пришло время привычных современным геймерам автомобильных гонок. Taito начала выпуск автоматов Speed Race (1974) с рулем, педалью газа и рычагом переключения передач. Происходящее на экране пока не отличалось той же степенью реализма: двухмерные машинки двигались по дороге-ленте. Примерно также выглядел Gran Trak 10 (1974) от Atari (автоматы до сих пор ценят и реставрируют коллекционеры). В 1976 Taito решила предвосхитить Carmageddon (1997), выпустив Crashing Race (1976) для двух игроков. Здесь требовалось не избегать столкновений, а, наоборот, устраивать и получать за это очки.

Маленькую революцию совершила F-1 (1976) — совместный продукт Atari и Namco. В ней был вид от третьего лица и подобие 3D. Изображения дороги, растительности и других объектов проецировались на экран изнутри, а “водитель” сидел в кресле, что добавляло реализма. В том же году появился первый автомат с игрой про гонки мотоциклов — FONZ от Sega. Кстати, при столкновении с препятствиями вибрировал руль. Серьезная заявка на реализм для своего времени.

В 1979 вышла первая гоночная игра с 3D, сделанным с помощью векторной графики и один из ранних проектов от первого лица — Speed Freak. Сыграть в нее можно было на аркадном автомате, а выглядела она так.

Speed Freak (1979) Gameplay

“Гоночные” игровые автоматы можно было найти и в Советском Союзе. Например, “Авторалли-М” (1981) с телевизионным экраном, “Автогонки” на базе ТИА-МЦ-1 (1986-88 годы) и “Магистраль”, способную похвастаться несколькими режимами (трассами) игры.

В семидесятых-восьмидесятых в домохозяйствах стран первого мира начали появляться консоли, а вместе с ними — и гоночные игры. К первой массовой приставке Magnavox Odyssey (1972) прилагалась незамысловатая игра, очень приблизительно имитирующая лыжные гонки. У Coleco Telstar Arcade (1977) были руль и рукоятка переключения передач для Road Race (линейная гоночная игра с видом сверху).

Владельцы телевизора Nintendo Color TV могли купить Game Racing 112 (1978) — приставку с одноименной игрой (а также с привычными рулем и рычагом) . “Гонки” не обошли стороной и супер-успешную Atari 2600 (1977) — на ней можно было сыграть в Indy 500 (1977), Street Racer (1977), Night Driver (1978), Pole Position (1983). Последняя не уступала играм с автоматов, а в чем-то и превосходила их. В разработке принимал участие создатель Пакмэна Тору Иватани. Игра стала коммерчески успешной, а в ее поддержку даже сняли мультсериал.

Pole Position Gameplay

Пользователи персональных компьютеров тоже получили возможность стать гонщиками. На BBC Micro (1981) вышла REVS (1981), на Commodore 64 (1982), Commodore Amiga (1985) и ZX Spectrum (1982) с Sega Master System (1985) портировали Out Run (1986). Именно на ПК тех времен выпустили симулятор Test Drive (1987), давший начало серии, просуществовавшей до 2012 года. Третье поколение консолей смогло порадовать игроков Rad Racer (1987), а также портами с аркадных автоматов вроде Chase HQ (1988). В этой игре пользователи пересаживались из гоночных болидов в полицейские машины и превращались из лихачей в тех, кто по долгу службы обязан их ловить.

В 1986 году на ZX Spectrum вышла Turbo Espirit — игра от Namco, предвосхитившая гоночные проекты с открытым миром. Пока речь шла лишь об относительно крупных картах с городскими ландшафтами, но для восьмидесятых это было шагом вперед.

За два десятилетия гоночные игры проделали большой путь от двухцветных и двухмерных проектов с видом сверху до псевдо-3D, цветной графики и множества режимов. Виртуальные гонки все больше напоминали настоящие — постепенно в них появлялось окружение, повреждения, погодные условия и реальные автомобили. Формировалось деление на аркады и симуляторы.

1990-е годы

Девяностые — это новые возможности графики и звука, четвертое и пятое поколение консолей, а также распространение домашних компьютеров. Залы с автоматами начали уходить в прошлое, а гоночные игры продолжили свое развитие.

Одно из “громких имен” нового десятилетия — Formula One Grand Prix 1992, имитирующая реальный сезон “Формулы Один” и вышедшая на компьютерах. Sega представила свою первую трехмерную гоночную игру Virtua Racing (1992). Для того, чтобы консоль справилась с графикой, картридж снабдили собственным графическим процессором. Владельцам PlayStation (1994) тоже было где и на чем покататься: Namco портировала на приставку свою Ridge Racer (1994), а Atari выпустила San Francisco Rush (1998). Выходили мотогонки — в 1991 появилась Road Rash, имитировавшая нелегальные уличные соревнования.

Популярность фантастики дала понять разработчикам, что можно экспериментировать с сеттингами, а геймерам будут интересны не только ралли. В 1990 Nintendo выпустила F-Zero — футуристичную гоночную игру, вошедшую в стартовый набор для SNES вместе с Super Mario World. Фишками проекта стали псевдо-трехмерность, мощный саундтрек и возможность сохранения достижений. Кстати, на эту же территорию в то время зашла и Blizzard с боевыми гонками Rock n’ Roll Racing (1993) для Sega Mega Drive и SNES.

F-Zero Gameplay

Продолжила тему разрушений на дороге британская Stainless Games со своим мультиплатформенным хитом Carmageddon (1997). Игрок участвовал в гонках на выживание в городских и промышленных районах, получая очки за разбитые машины соперников и сбитых пешеходов (повторять подобное в настоящей жизни не нужно). В некоторых странах вышли версии, где людей заменили на роботов и зомби.

Еще один интересный пример из девяностых — Daytona USA от Sega, вышедшая в 1993. Игра могла похвастаться очень качественной для своего времени трехмерной графикой, также “водитель” мог переключаться между “автоматом” и “механикой”.

Daytona USA Gameplay

В девяностых появился новый феномен мира аркад — простые и красочные гонки на картах в сеттингах популярных игр (прежде всего платформеров для детей). В 1992 на SNES выходит Super Mario Kart. Можно было сыграть за одного из 8 персонажей (помимо самих братьев — за Йоши, Пич, Боузера, Донки Конга младшего, Купа Трупа и Тоуда). Экран делился на две части — в верхней показывалась сама игра, а в нижней — схема трассы с иконками участников. Спустя четыре года игроки получили сиквел — Mario Kart 64, на сей раз для Nintendo 64 (1996) и в 3D.

Super Mario Kart Gameplay

Sega не собиралась отставать и в 1994 выпустила Sonic Drift, где в кресла пилотов сели герои соответствующей франшизы. Правда играбельных персонажей было всего четверо, а сама игра получила менее теплый прием, чем Super Mario Kart. В 1999 в “гоночную игру” включилась звезда мира платформеров Крэш Бандикут. Создатели Crash Team Racing сосредоточились на проработке нарратива и сеттинга.

В 1994 вышла первая игра из, пожалуй, самой известной “гоночной” серии в истории, до сих пор чувствующей себя неплохо. Конечно, речь о Need For Speed (оригинальная игра называлась The Need For Speed), вышедшей на 3DO, а затем и на PlayStation. Игроки могли выбирать автомобили и трассы, переключаться между видами от первого и третьего лица, а также изучать встроенную энциклопедию о машинах. Electronic Arts сделала ставку на реалистичность, но в то же время игра получилась достаточно аркадной для того, чтобы покорить массовую аудиторию.

NfS 1 Gameplay

В девяностых вышло еще три игры франшизы: Need For Speed II (1997), Need For Speed: Hot Pursuit (1998) и Need For Speed High Stakes (1999). Все — для персональных компьютеров и PlayStation. Отзывы о второй оказались противоречивыми, что породило фанатскую теорию о “проклятии четных частей” Need For Speed, зато в ней появилась интерактивная музыка, новые автомобили и режимы. Hot Pursuit сосредоточилась на гонках с преследованиями и получила более высокие оценки. В High Stakes появился новый режим “Карьера”, но повторить коммерческий успех предшественника она не смогла.

Еще одним “гоночным открытием” десятилетия стала Gran Turismo (1997), вышедшая на PlayStation и ставшая ее эксклюзивом. В отличие от более аркадной NFS, GT сразу же позиционировалась как симулятор с акцентом на реалистичную физику, большой выбор машин и тюнинг.

Gran Turismo (1997) Gameplay

Стоит упомянуть и Colin McRae Rally (1998), в разработке которой помогал потомственный автогонщик Колин Макрей. Игрок мог выбрать один из трех уровней сложности (и один из соответствующих ему автомобилей), приняв участие в этапах чемпионата мира по ралли 1998 года. Игра вышла на PlayStation, ПК и GameBoy Color, дав старт целой серии, которую переименовали в DiRT после гибели Колина в авиакатастрофе в 2007.

Наконец, в конце девяностых на прилавках появились первые “гонки” с открытым миром. В Crazy Taxi (1999) игрок развозил пассажиров по Сан-Франциско (с автоматов игру портировали на PlayStation 2 и Nintendo GameCube). В Driver (1999) за основу взяли историю из фильма “Водитель”: в роли полицейского под прикрытием нужно было выполнять миссии в нескольких американских городах. Игра оказала большое влияние на Grand Theft Auto, а в 2000 году обзавелась сиквелом.

2000-2010-е годы

Новый век окончательно закрыл вопрос о двухмерной графике, а растущие мощности платформ позволили делать гоночные игры все более красивыми и реалистичными.

Need For Speed продолжила завоевывать геймерские сердца. В 2000 вышла Need For Speed: Porsche Unleashed, полностью посвященная машинам соответствующей марки и приуроченная к ее 50-летнему юбилею (прошедшему в 1998 году). Hot Pursuit получил сиквел (2002) и обосновался не только на ПК, но и на консолях шестого поколения. Однако настоящим суперхитом серии было суждено стать Need For Speed: Underground (2003), в которой игрок переносился в ночной Олимпик-Сити и становился стритрейсером (прямо как “Форсаже”). Многим игра запомнилась саундтреком, в который вошли композиции Rob Zombie, Static-X, Rancid и других исполнителей.

NFS Underground Gameplay

В Need for Speed: Underground 2 (2004) появился открытый мир, но она оказалась менее успешной оригинала. После этого Electronic Arts решила объединить в одном проекте удачные стороны нескольких предыдущих и в 2005 выпустила Need For Speed: Most Wanted. К уличным гонкам добавилось уже знакомое игрокам преследование с участием полицейских машин. Carbon (2006), ProStreet (2007) и Undercover (2008) аудитория встретила с меньшим энтузиазмом, а EA Black Box отстранили от разработки (исключение — Need For Speed: The Run). NFS: Shift (2009) более близкий к симуляторам, создавала Slightly Mad Studio, а современные ремейки Hot Pursuit (2010) и Most Wanted (2012) — Criterion Games.

К сожалению, в десятых NFS пришла в упадок. Rivals (2013) оказалась довольно вторичной, а Payback (2017) критиковали за микротранзакции и попытки копирования Forza Horizon. В 2022 году ожидается уже третья игра франшизы под названием Need For Speed — возможно, со второй попытки EA сможет перезапустить серию.

Гоночные симуляторы тоже продолжили свою эволюцию. Gran Turismo получил сиквел в 2000 году. 22 марта на PlayStation 5 вышла Gran Turismo 7. Microsoft решил включиться в игру с Forza Motorsport (2005) — автосимулятором с двумя сотнями машин, множеством трасс и опций для тюнинга. Так появилась еще одна заметная франшиза, эксклюзив для Xbox / ПК и ответ Gran Turismo. Forza разделилась на две подсерии — более “симуляторную” Motorsport и скорее аркадную Horizon.

FORZA HORIZON 5 Gameplay

Самая свежая из игр серии — это Forza Horizon 5 (2021), а в 2023 ожидается выход “тёзки” оригинального проекта, Forza Motosport.

Десятые и нулевые оказались благоприятным периодом и для казуальных аркадных гонок. Самый известный бандикут игрового мира продолжил свою гоночную карьеру в Crash Nitro Kart (2003). В игре было шесть режимов, шестнадцать играбельных персонажей, а в портативной версии — еще и камео дракончика Спайро.

Crash Nitro Kart Gameplay

Также вышел сиквел Lego Racers — Lego Racers 2 (2001) с открытым миром: “Леголендом”, составленным из нескольких тематических локаций. В 2002 появилась Drome Racers, где игроки управляли автомобилями, “собранными” из Lego Technic — линейки конструкторов, ориентированных на подростков и взрослых ценителей. Наконец, наш любимый итальянский водопроводчик тоже не стал завязывать с гоночной карьерой — современные геймеры могут от души погонять в Mario Kart 8 (2014).

Разновидности гоночных игр

А) по геймплею

Assetto Corsa Gameplay

1) симуляторы — гоночные игры, стремящиеся к максимальному реализму: серии Gran Turismo, Forza Motorsport, Colin McRae Rally / DiRT, Assetto Corsa. Здесь представлены настоящие автомобили, трассы, соревнования и организации, а порог вхождения довольно высокий из-за сложного управления.

2) аркады — проекты с упрощенной физической моделью и геймплеем, а при необходимости — с нереалистичными механиками вроде стрельбы, использования ускорений, нестандартными трассами и т.д. В таких “гонках” удовольствие игрока ставится в приоритет над симуляцией настоящих соревнований. Примеры: Midnight Club, Mario Kart, большинство игр серии Need For Speed, Blur, Burnout.

Б) по виду транспорта

Aqua Moto Racing Utopia Gameplay

1) автомобильные — самый распространенный вид гоночных игр. Примеров очень много: от всем известной Need for Speed до Project CARS.

2) мотогонки — игры, в которых игрок управляет мотоциклами: MGXP, MotoGP, RIDE, Road Rage и т.д.

3) велогонки — все то же самое, но на велосипедах: Downhill Domination, Descenders, Tour de France 2021, MTB Downhill Simulator.

4) водные гонки — игры, имитирующие управление катерами, парусными лодками, водными мотоциклами: VR Regatta, Riptide GP: Renegade, Aqua Moto Racing Utopia.

5) авиагонки — здесь придется пересесть в кресло пилота: Skydrift, Tail Drift, Wing Breakers (любители малой беспилотной авиации могут попробовать себя в Liftoff — симуляторе гонок дронов).

В качестве итога:

Гоночные игры — живой, динамичный и внутренне разнообразный жанр, который давно занял свое место в мире интерактивных развлечений. Рассказать обо всех проектах в одном материале невозможно, но мы постарались осветить самые интересные и важные.

Источники:

1. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 1 — https://habr.com/ru/post/398353/

2. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 2 — https://habr.com/ru/post/398647/

3. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 3 — https://habr.com/ru/post/369849/

4. Игры про мотоциклы на ПК — https://cubiq.ru/motogonki/

5. Юлия. Игры про велоспорт на ПК — https://cubiq.ru/igry-pro-velosport-na-pk/

6. Ethan Jupp. The five best racing games of the 1980s | FOS Future Lab — https://www.goodwood.com/grr/race/historic/2021/2/the-five-best-racing-games-of-the-1980s

7. RUVDS. Игровые автоматы: откуда они взялись в СССР и как устроены — https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/430526/

8. OldGamer. История серии Need For Speed. Часть 1 — https://dtf.ru/games/970278-istoriya-serii-need-for-speed-chast-1

9. Влад Массино. «Need for Speed» возвращается к истокам — https://www.gazeta.ru/tech/2015/11/02/7866317/nfs_history.shtml

10. Эльвира Абукарова. Гоночные игры: от аркадных автоматов до сверхреалистичности — https://www.redbull.com/ru-ru/history-of-racing-games

11. The history of racing games — https://uk-microsites.ign.com/the-history-of-racing-games/

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! 😉

Мы так же есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

 

Источник

Читайте также