Жанр MOBA, или утраченная история. Часть 2: Aeon of Strife

Общеизвестная история гласит: уже в 1998-м году, незадолго после релиза StarCraft’а, мододел под ником Aeon64 выпустил карту Aeon of Strife, где на трёх линиях четыре игрока сражались против ИИ, пытаясь дойти до вражеской базы и уничтожить её, и именно на основе данной карты была создана известная всем Defence of the Ancients. Почти всё это — ложь.

Но прежде чем разоблачать многолетние заблуждения, сформированные в MOBA-сообществе, следует в обозреть саму Aeon of Strife — ведь многие из читающих её не просто в глаза не видели, но и лицезрели под её видом другие карты. Нам понадобится оригинальный AoS — он, как ни странно, без проблем достаётся тут (это официальный сайт разработчика, и на обзоре будет версия Aeon of Strife: BattlefieldV2). Понять механики СтарКрафта и самой карты на начальных этапах мне помогала статья Softmints’а на его же ресурсе — она находится здесь. Тех же, кто не узнают данный никнейм, прошу прочитать первую часть ретроспективы: там я писал, в частности, про терминологию и критерии жанра, которые не так очевидны, как кажется на первый взгляд.

Так что же такое Aeon of Strife? Для начала, это точно LPG: на карте стоят четыре горизонтальные линии, для каждого из игроков. Эти линии нужно пропушить и разрушить все ключевые постройки противника прежде чем враги пропушат вас, на что даётся тайм лимит в 2 часа. Респауны в игре отсутствуют. Лесов на карте тоже не найти — все линии соединены прямыми переходами.

Также, Aeon of Strife — это изначально PvE-карта. Враги являются крипами, которые, тем не менее, превозмогают в количестве ваших болванчиков. По сути, это вся игра — такой себе длинный бой против супер-крипов. Сперва звучит скучно, но на деле карте есть чем развлечь игрока.

AoS ввёл в жанр MOBA/LPG немало современных элементов: героев со своими ролями, крипов с авто-спавном, гораздо более привычную структуру линий, чем во Future Cop: LAPD, а также прокачку и магазины (или, скорее, заводы по апгрейду юнитов).

Что касается последнего, убийство крипов даёт вам кристаллы, за которые вы можете апнуть атаку и защиту вашего героя. Кроме того, валюта тратится на дополнительных подконтрольных юнитов, которых можно эволюционировать в ещё более сильных бойцов! Да-да, AoS на столько суров на фоне остальных LPG, что вы управляете целой армией — что, опять же, камень в огород привычным критериям жанра.

Геймплей данной версии в StarCraft Remastered.

Тут мы плавно подходим к героям, и начнём с главного: у них, за одним исключением, нет способностей. Функционал редактора карт в СтарКрафте был значительно меньше, чем в следующей стратегии от Blizzard, и это поставило автору AoS сложную дизайнерскую задачу: ему, используя механики игры, нужно было создать несколько разных героев со своей ролью, которые умеют только ходить и атаковать. Во многом, это получилось за счёт типов урона и брони — одни юниты бьют сильнее и слабее по другим, и так по списку.

Всего играбельных персонажей получилось шесть:

Ter’as (в СтарКрафте — Ultralisk). Местный танк. Он очень жирный, и его броня сразу вкачана на 2. Высокий урон, неплохой мувспид. Тем не менее, это самый неповоротливый герой в игре, к тому же — милишник, так что в мету он вписывается слабо.

Zeriercahl (в СтарКрафте — Zergling). Местный эскейпер. Это тот самый герой с абилкой — она позволяет ему зарываться в землю и становиться невидимым, при чём без мана коста и особого кулдауна. Быстро двигается, быстро атакует, наносит полный урон (хоть его и мало), не застряёт в крипах (а это огромный плюс в контексте данной карты) и имеет даже больше жизней, чем Ультралиск! Звучит имбово, но его контрят крипы-ренджевики, которые наносят по нему больше урона. А ещё он милишник.

Veritus, the Marshall (в СтарКрафте — Vulture). Местный керри-фармила. Ренджевик, имеет наибольший урон среди героев. Однако, вместе с этим, у него меньше всего жизней, и тип урона, к которому уязвимы только хилые крипы. Самый большой мувспид.

Ke’Tras, the Sergeant Major (в СтарКрафте — Goliath). Местный… Саппорт? Много жизней, много базового урона, хороший рендж, и тип урона одинаково сильный против всех, что делает его эффективным в начале. Однако, прирост с прокачки оружия слабый, из-за чего больше смысла вкладывать в покупку юнитов и их апгрейды. Самый низкий мувспид.

Terazel (в СтарКрафте — Dragoon). Местный пушер. Наносит много урона строениям и жирным крипам с большого ренджа, однако слабо бьёт по хилякам, а потому отстаёт по фарму. Является протоссом, что даёт ему псионический щит.

Kharas (в СтарКрафте — Archon). Пожалуй, самый интересный герой. Кроме щита, у него есть сплеш на атаке, а атака наносит полный урон (но, как и у Зерглинга, его мало). Имеет неплохие показатели ХП, но низкий мувспид и самый маленький рендж среди дальников.

Перед тем, как мы перейдём к дополнительным юнитам, следует уточнить некоторые детали в системе прокачки. Как и в обычном СтарКрафте, за каждым юнитом закрепляется своя расса, и вы прокачиваете не атаку/защиту отдельного героя, а целой рассы. Это значит, что герой-протосс с юнитами-протоссами потратит на апгрейды меньше кристалов, чем если юнитами будут, к примеру, зерги — ведь для них апгрейды уже будут покупаться отдельно. Это также значит, что если юнит умрёт, то все его доп. статы сохранятся при повторной покупке. Также следует отметить, что у терранов апгрейды пехоты и техники идут отдельно, и среди героев в данной версии карты пехоты нет.

В начале игры, кого бы вы не выбрали, вам выдадут двух Guardian (в СтарКрафте — Firebat). Позже, их можно будет эволюционировать в Super Elite Warrior — по сути, тот же юнит с улучшенными базовыми характеристиками. Докупить, кроме самих Стражей, можно следующих юнитов, с такими эволюциями:

Warrior (в СтарКрафте — Zealot) >> Elite Warrior.

Bowman (в СтарКрафте — Marine) >> Elite Bowman.

Crossbowman (в СтарКрафте — Ghost) >> Elite Crossbowman.

Catapult (в СтарКрафте — Siege Tank) >> Heavy Catapult.

High Guardian (в СтарКрафте — Zergling).

Dragoon (назван как и в СтарКрафте).

Описывать всех этих юнитов смысла нет: каждый из них либо основан на герое, либо на крипе, и отличаются они лишь уменьшенными статами. Эволюции же буквально являются теми же юнитами, что ходят по линиям под управлением ИИ. Однако есть и пара интересных моментов, к примеру — юнит Катапульта. Она основана на одном из тех юнитов, которые исполняют роль вышек. То есть, всё верно, вы можете буквально купить себе переносную вышку.

Кроме этого, у двух юнитов есть способности. Призрак может вызывать ядерный удар, но как его зарядить я так и не нашёл. Вышка же может становиться в осадный режим, многократно увеличивая свой урон.

Мы рассмотрели, чем будете играть вы. Теперь давайте взглянем, чем будут играть ваши враги. Большинство LPG не особо заморачивается со своими крипами: вот вам орда милишников, вот вам один-два дальника, и вот вам крушащая башни катапульта. Но раз в AoS крипы — это наши основные враги, они были реализованы максимально изощрённо. Итого, их пять видов:

Elite Warrior. Привычный крип-милишник. Их спавнится в пачке больше всего, у них немного ХП и мало урона. Являются ночным кошмаром любого новичка, играющего не на Зерглинге, потому что вы в них будете постоянно застревать.

Super Elite Warrior. А вот это уже что-то интересное. Хотя формально это милишник, на деле данный крип является «полудальником», и занимает позицию в битве сразу за ближником. В отличии от предыдущего, имеет много урона и сплеш, однако спавнится в меньших количествах.

Bowman/Crossbowman. Местные дальники. Спавнятся мало, но настакиваются со временем; мало хп, высокий урон; даже кристалов они дают больше, чем остальные — всё как в современных LPG.

Executor (в СтарКрафте — Ultralisk). Этот крип — что-то вроде катапульты, только милишной и с ещё более крутыми статами. Спавнится нечасто, может сильно пронести линию. Имеет много брони.

Dark Executor (в СтарКрафте — Hydralisk). Самый мощный крип, который крайне редко спавнится — особенно за союзную сторону, в чём и заключается основное преимущество врагов. Имеет все сильные стороны Ультралиска, но при этом является дальником. Убивать при первой же возможности.

Всё это разнообразие во многом работает за счёт механики брони в СтарКрафте — снижение урона высчитывается не в процентах, и может запросто опустить повреждения с атаки до единицы. Из-за этого, если на линии завёлся один из -лисков, то оставить её без героя попросту нельзя — обычные крипы сами не справятся!

Но и с пушем всё не так просто — очень скоро придётся столкнуться с такой механикой как «Ambush». Если вам удастся пропушить линию достаточно глубоко, то противники могут наслать на вас огромную кучу крипов — в том числе -лисков. Становится понятен столь длинный тайм лимит.

Подводя итоги, я не могу не отметить, на сколько сбалансированной мне показалась данная карта. Я понимаю, что большинство её элементов были взяты из стандартного СтарКрафта и немного модифицированы в плане цифер, но от того ещё более удивительно, на сколько все данные компоненты бодро сочитаются!

Однако, перенесёмся в прошлое. Когда я впервые познакомился с этой картой и не особо задумывался о создании ретроспективы, мне мазолили глаза некоторые вещи: почему самая старая из доступных версий AoS датируется 2002-м годом? Почему она помечена как «V2», при чём тут приписка «Battlefield» и почему её автором указан какой-то там Gunner_4_ever? Где же тот самый Aeon64 и его оригинальная карта? И я начал копать. То, на что я набрёл, открыло мне глаза на самую большую мистификацию в истории жанра. Но обо всём по порядку.

Я начал гуглить, и постепенно понимал — всё далеко не так однозначно с вопросом авторства. Сначала выпадает цитата из СтарКрафт Вики, где создателем AoS указывается Gunner_4_ever; а чуть ниже уже упоминается Aeon64 и, якобы, «утерянность» оригинальной карты. Нет, таким методом ничего не добьёшься, подумал я — нужно лезть в источники.

И рыться в них долго не пришлось — очень скоро я нашёл статью за авторством преподавателя технического искусства Девида Деннели, которая не просто пересказывала уже известную историю, но отвечала почти на все имеющиеся вопросы. Статья, между тем, не столь давняя — она была написана в 2019-м году, и пока не успела распространиться.

Если вкратце: Девид Деннели, также заинтересовавшись автором Aeon of Strife, но имея явно больше усидчивости, чем я, просмотрел десятки тысяч карт для Старкрафта, что датированы 1998-2002 годами, и не нашёл ни одной, создателем которой является Aeon64 (архив с рассмотренными картами прилагается). Кроме того, данный никнейм не упоминался нигде на старкрафтовских ресурсах вплоть до 2008-го года. Вывод: либо сий мапмейкер, вместе со своей картой, исчез без следа, и лишь его ник остался в тусклой памяти олдфагов (чего, как вы позже поймёте, за историю жанра не происходило ни разу), либо такого человека как Aeon64 попросту не существовало!

И я больше склонен верить в последнее — особенно с учётом того, что Девиду удалось связаться с Gunner_4_ever, и даже взять у него интервью (его я пересказывать не буду, советую прочитать самим). Главное, что нас интересует — это то, что Ганнер предоставил содержимое своего CD-диска, на котором, в том числе, находились созданные им карты для СтарКрафта с сохранённой метадатой.

Среди них — самая первая релизная версия Aeon of Strife: Battlefield, которая, тем не менее, почти не отличается от второй версии (например, чтобы купить апгрейд, к заводу необходимо подойти); приписка «Battlefield» же была всего лишь дополнительной частью оригинального названия, ведь сюжетно карта основана на одноимённом событии в лоре СтарКрафта — позже автор опустил эту приписку. Также на диске присутствовали прототипы почти всех версий AoS, и даже две карты, которые должны были стать Aeon of Strife 3! Я не знаю как для вас, но для меня это абсолютный пруф того, что автором оригинальной карты был именно Gunner_4_ever, и дату её релиза теперь можно официально сказать с точностью до числа — 19 января 2002-го года.

Чего я, правда, так и не понял, так это как зародился миф об Aeon64. Девид Деннели утверждает, что видел данный ник в одной из презентаций то ли от Valve, то ли от Riot Games — но, увы, найти её он не смог. Могу предположить, что на каком-то форуме сработал эффект Манделы, и это подхватили сотрудники одной из компаний — однако это уже всё додумки, да и не столь важно.

А вот что важно, так это то, к чему данная путаница привела: оригинал Ганнера долгое время игнорировался, большинство не знает как он выглядит и где его достать, и почему-то вместо него на видео и скриншотах многие люди используют… Поздние клоны Доты для СтарКрафта. Созданные не на стандартном редакторе от Blizzard, а на scmdraft, который появился никак не в 1998-м. Никто же не заметит, правда?

Вот пример, в самом начале. Судя по комментариям, никто и правда не заметил.

Вот вы и узнали, что такое Aeon of Strife, как её создавали, и какая вокруг неё была непроходимая путаница. Но там, где заканчивается история одной карты, начинается история целой эпохи — эпохи СтарКрафта. Я расскажу вам, как Aeon of Strife развивалась, как у неё появился первый клон, как уязвимость в движке игры позволила жанру LPG заново расцвести, и как даже корейцы не смогли спасти его от забвения в рамках своей любимой стратегии.

 

Источник

Читайте также

Меню