Технологический прорыв для всей индустрии и лучшее, что выходило в VR.
23 марта вышла Half-Life: Alyx — новая часть легендарной франшизы, созданная специально для VR. Это, вероятно, первый проект такого масштаба из тех, что разработаны эксклюзивно для устройств виртуальной реальности.
Мы собрали главное из обзоров профессиональных критиков — они в один голос хвалят Alyx. Это одновременно отличное продолжение Half-Life в лучших традициях серии и игра, что навсегда изменит индустрию.
На момент написания материала у Half-Life: Alyx рейтинг 92 балла на Metacritic.
Журналисты отмечают то, насколько удачно Alyx использует возможности VR. Благодаря тому, что вы целиком погружены в игру, в ней можно делать вещи, которые в привычном шутере невозможно даже представить.
Ещё сильнее этот эффект работает от того, что Alyx — часть хорошо известной всем франшизы. Вот только все геймплейные правила в ней напрочь перевёрнуты: теперь можно оттолкнуть хэдкраба руками (или поймать в ведро), быстро открыть дверь машины, чтобы защититься от пуль или, скажем, схватить висящую на поясе у солдата Альянса гранату и бросить в его коллег.
Из-за этого сражения стали намного интенсивнее. Вам нужно своими руками перезаряжать оружие и своей собственной головой, а не указателем мыши, выглядывать из-под укрытия, чтобы следить за врагами.
Когда на вас прыгает хэдкраб — он прыгает прямо на ваше лицо, когда зомби тянет окровавленные руки — они оказываются впритык к вашим собственным глазам.
В пылу сражения, по словам журналистов, игрок чувствует такой стресс, который невозможно представить ни в одном привычном шутере. И это прекрасно.
Отдельно критики отмечают эпизод, где игроку приходится прятаться от одного очень сильного монстра — пули его не берут, он ничего не видит, но зато прекрасно слышит.
Чтобы его отвлечь, надо бросать найденные по уровню бутылки. Но это ещё не всё: в некоторых участках локации есть ядовитый дым, при попадании в который Аликс начинает кашлять и выдаёт своё местоположение. Чтобы этого избежать, нужно прикрывать рот своей рукой.
Несмотря на приличный хронометраж (порядка 15 часов), Half-Life: Alyx не чувствуется монотонной. Это не банальный тир, как многие шутеры для VR — Valve грамотно внедряет новые механики по ходу игры, позволяя игроку постоянно менять подход к геймплею.
При этом она не забрасывает пользователя новшествами, чтобы тот в них не запутался. Первые несколько часов Alyx знакомит игрока лишь с самыми базовыми механиками, чтобы затем, когда он освоится, удивить его свежими идеями.
В некоторых отдельных перестрелках, правда, возможности VR могут сыграть во вред Half-Life: Alyx. Из-за ограниченных возможностей передвижения — с помощью ли телепортации или стиком — игра не очень приспособлена к особо большим скоростям.
И пользователь, вероятно, может разочароваться, когда ему придётся по несколько минут скакать по карте телепортами, уворачиваясь от выстрелов и застревая головой в текстурах.
Один из журналистов негативно оценил дизайн уровней Alyx, который чувствуется «изматывающим»: вы часами ходите по серым зданиями и депрессивным постапокалиптическим локациям.
Автор уточняет, что, скорее всего, в этом и была задача Valve — показать угнетающий мир, заставить игрока чувствовать себя не в своей тарелке. Но, по его мнению, из-за нынешней кризисной ситуации в мире, это играет не на пользу Half-Life: Alyx.
Но все эти недостатки восполняются теми моментами, когда вы, используя смекалку и физические возможности VR, проделываете очередной наспех придуманный трюк и уничтожаете врагов совершенно неожиданным (и для них, и для вас) образом.
Журналисты также указывают на дизайн локаций, очень отличающийся от привычных не-VR шутеров. Из-за того, что все предметы в Alyx можно потрогать и повертеть в руках, игра сильнее, чем предшественницы, ориентирована на эксплоринг.
Half-Life: Alyx — в первую очередь инновационная игра с точки зрения геймплея. Но и про сценарий в Valve не забыли: простенький сюжет, где Аликс нужно спасти своего отца из лап Альянса, сопровождается забавными и действительно захватывающими диалогами героини с учёным по имени Рассел.
В этом смысле, отмечают критики, заметно, что над игрой также работали выходцы из Campo Santo, авторы Firewatch.
Причём, утверждают журналисты, Alyx — не просто спин-офф и приквел, чей сюжет незначителен для общей истории. Напротив, концовка игры показывает — если без спойлеров — нечто очень важное в масштабах всей вселенной Half-Life.
И, по мнению одного из авторов, говорит о неизбежном выходе Half-Life 3.
В целом, Half-Life: Alyx называют «той самой» частью франшизы, которую все вот уже 12 лет ждали с момента релиза Episode 2. Это амбициозная и новаторская игра — отличное доказательство того, что Valve ещё способна разрабатывать ААА-проекты.
И, к тому же, Alyx — вероятно, лучшее выходило для VR вообще. Жаль только, что сыграть в неё смогут далеко не все.