О том, откуда возникла нездоровая культура в студии, и почему ситуация постепенно усугублялась.
6 августа репортёр Bloomberg Джейсон Шрайер опубликовал собственное расследование о Blizzard Entertainment, оказавшейся в центре скандала после судебного иска от штата Калифорния к Activision Blizzard.
В тексте, для которого журналист пообщался с пятьюдесятью бывшими и нынешними сотрудниками компании, рассказывается о нездоровой обстановке в компании, сексизме и неподобающем поведении, в особенности по отношению к женщинам. Шрайер отслеживает историю рабочей культуры в студии начиная с первых лет её работы и до наших дней.
Мы выбрали основные моменты из расследования, дополнив их информацией из отдельного текста о проблемах Blizzard, опубликованного в The Washington Post.
«Рок-звёзды» игровой индустрии
Как вспоминает одна из немногих женщин, которая состояла в штате Blizzard в первые годы после основания компании, многие сотрудники украшали свои рабочие места фотографиями полуголых девушек, а дизайнеры нередко делали откровенные наброски героинь с пышными формами. Однако в целом атмосфера была спокойной, а обстановка в офисе «больше напоминала о комнате мальчика-подростка».
Большинство людей, с которыми пообщался Шрайер, считает, что переломный момент для Blizzard произошёл с релизом World of Warcraft в 2004-м и бумом популярности этой MMORPG. Тогда же начала ощутимо меняться и рабочая культура.
Это отметила в том числе Кристин Браунелл, работавшая в компании в 2003-2005 годах. Она призналась, что с домогательствами ни разу не сталкивалась, но почувствовала, как изменилось поведение коллег, которые начали получать большие премии и смогли позволить себе дорогие машины. По её словам, «их эго просто заполняло комнату».
Аудитория значительно выросла, а в 2005 году провели первый BlizzCon. Поклонники относились к разработчикам как к рок-звёздам, и многим слава ударила в голову.
Сексизм и домогательства
Как утверждает одна из экс-сотрудниц Blizzard, некоторые её коллеги-мужчины начали относиться к поклонницам на игровых конференциях как к фанаткам-групи. По её словам, она лично слышала, как один из топ-менеджеров заявил своим подопечным, что не видит ничего плохого в том, чтобы пользоваться своим «звёздным» статусом ради секса.
Со временем подобное поведение начало превращаться в обычную практику. Коммьюнити-менеджер Кристина Микконен, работавшая в студии с 2013 по 2019-й, отметила, что многие в Blizzard знали, что им лучше избегать бара отеля «Хилтон» рядом с конференц-центром в Анахайме — во время BlizzCon туда регулярно приходили коллеги, напивались и начинали приставать к женщинам. Это подтвердили ещё несколько бывших работников компании.
Один из тех, кого не раз замечали за подобным, был Алекс Афрасиаби, который работал над WoW в качестве дизайнера с 2004 года, а также занимался дополнениями Warlords of Draenor и Legion в качестве творческого директора. В 2020-м его уволили после жалоб на сексуальные домогательства.
В иске к Activision Blizzard говорится в том числе о «Номере Косби», где устраивали пьяные вечеринки и куда Афрасиаби и другие сотрудники приводили женщин. Как отмечают сотрудники, этот номер так называли из-за расцветки ковра в нём, напоминавшего свитера, которые носил комик Билл Косби. С поведением актёра и обвинениями в изнасилованиях это никак не связано.
Случаи подобных «утех» в отеле стали настолько распространёнными, что в какой-то момент начальству пришлось сделать электронную рассылку среди подчинённых и прямо попросить в ней не завлекать поклонниц в гостиницу.