Заземелье (Терри Брукс)

Сегодня я хотел бы рассказать о цикле книг замечательного писателя Терри Брукса. Я думаю, многие из вас знают его вселенную Шаннары. Однако, у него есть еще одна серия, которая не так известна, но, тем не менее, представляет определенный интерес для читателей. Я говорю о “Хрониках Заземелья”

В первую очередь, интересна сюжетная линия. Начинается она с того, что простому американскому юристу Бену Холидею приходит по почте обыкновенный каталог товаров, в котором он видит объявление о продаже волшебного королевства за один миллион долларов. Поначалу, как обычно, он думает, что это полная чушь, однако впоследствии соглашается на сделку. Проделав все необходимые условия договора, Бен отправляется в свое новоприобретенное королевство. Тут-то и начинаются всякие веселые и забавные события. В первую очередь выясняется, что королевство это под названием Заземелье находится не в нашем мире. Фи, скажете вы, очередная муть про попаданцев, которой у нас все прилавки забиты? А вот ничего подобного!

Если в традиционных сюжетах попаданцы тут же начинают перекраивать все по своим меркам, вооружившись знаниями нашего мира, то перед Беном сразу встает вопрос: а как ему в свои владения попасть? Потому как ему указали только тропинку, всунули какой-то непонятный медальон как символ королевской власти и разрешили через десять дней расторгнуть сделку, если ему не понравится. Проплутав в тумане и пережив кое-как встречу с демоном и драконом, герой наконец-то добирается до столицы, и что он там видит? Его замок – обветшалый волшебный дворец, который почти полностью потерял функциональность. Подданых – всего лишь четверо: королевский секретарь, полупревращенный в собаку после неумелого заклинания придворного мага, сам неумелый придворный маг и пара кобольдов-бойцов, один из которых повар, другой – посыльный. Круто, да? Рассчитываешь на одно, получаешь совсем другое. А наш-то герой, напомню, обычный человек.

Пережив первый шок, Бен начинает разбираться, что происходит в его владениях. А ситуация та еще – страна много лет оставалась без короля, поэтому и замок обветшал, и жители от рук отбились, да и много чего еще случилось. Придворный чародей объясняет, для чего нужен медальон – он вызывает рыцаря-защитника – вот только этот рыцарь давно уже на призывы о помощи не реагирует. В общем, куда ни кинь – всюду клин, а тут еще пара проблемок нарисовалась. Получилось так, что объявление не соврало: есть и ведьма, и дракон, и феи, только ведьма весьма опытный и умелый темный маг, который нового короля в гробу видала; дракон – старый флегматичный тролль, которого обманом заставили жить в Долине и потому на короля он плевать хотел; даже бароны, в общем-то весьма умные и дальновидные люди, от короля теперь нос воротят. Ну и не мудрено, если он какой-то по счету за последние десять лет.

И перед Холидеем встает вопрос: а что делать-то, куды бечь? Казалось бы, все против него, ведь у него нет ни казны, ни армии, вообще ничего, даже рыцарь не отзывается на зов! Все, что у него есть – замкнутый круг противоречий: бароны не присягнут, пока дракон в Долине, Страбон (имя дракона) не покинет Долину потому, что так хочет (он дракон, ему можно), ведьма жаждет избавиться от демонов и прибить Бена, демоны жаждут сразиться за право власти, Владыка Фей изображает из себя пельмень, а Паладин появляется через два раза на третий. А, ну еще пара гномов-алкашей, чей народ считается отбросами в цивилизованном обществе и придворный маг, который ведет себя так, словно хочет загнать нового короля в могилу побыстрее.

Конечно же, решение будет найдено тем или иным образом, но оно отнюдь не идеально, потому что главный герой – не терминатор. И, что самое важное, дальнейший сюжет строится именно вокруг того, что Холидей обычный человек и суперсил не имеет. Имеет он только соображалку и думалку. Проблемы в скором времени вернутся и их снова нужно будет как-то решать. Что интересно, сами по себе новеллы не очень большие, однако они хорошо продуманы и ненужной чуши в них нет. Читать их можно запоем, потому что динамика не пропадает и логичность не нарушается, причем разнообразие сценариев действительно есть: то какой-то самозванец на трон претендует, то дочку сопрут и начнут обучать темной магии, то на самого короля иллюзию наложат и его никто не узнает, то еще что-нибудь не менее коварное. Даже Паладин, который начал все-таки повиноваться, оказывается со своими скелетами в шкафу: его можно использовать только раз в несколько дней, иначе можно поехать от раздвоения личности, ведь рыцарь – это не какая-то абстрактная магическая сущность, а вторая часть сознания короля. То есть когда он сражается, дух короля вселяется в него, а тело Бена в этот момент беззащитно (хорошо, что этого никто не знает, а то втихую ножичком бы пырнули во время битвы, да и все дела), к тому же у защитника тоже есть предел прочности и время восстановления.

Характеры персонажей выписаны совсем неплохо и у каждого найдется какое-нибудь темное пятно в прошлом: Бен купил королевство просто от стремления сбежать, потому что у него умерла жена и он в сущности тряпка, а не мужик; его придворный маг мало того, что неудачник в магическом плане, так еще и предатель, кобольды – изгои собственного народа, гномы – поголовно алкаши и маргиналы, Владыка фей – мудак с завышенным чувством собственной важности, ведьму когда-то выкинули на мороз и ей некуда идти. Только, пожалуй, дракона искренне жаль, ведь поначалу-то он никого не убивал и ему на всех было начхать, но из-за геноцида он стал тем, кем стал. Во многих фантастических вселенных другие расы получили некий стереотип, основу, благодаря которой мы примерно знаем, чего от них ждать. Здесь же это не так. Даже отбросы вроде гномов-алкашей могут набраться смелости и противостоять ведьме, демон окажется вполне себе уязвим, а великим магом может двигать обыкновенная жадность и стремление срубить побольше бабла. В общем, герои ведут себя как живые существа, а не следуют шаблонам.

Жанр данного цикла определить трудновато и это единственное, что можно считать минусом. Намешано все: темное фэнтези – зло уже победило; юмористическое – чего стоят постоянные перепалки между магом и секретарем; параллельные миры – ведь королевство находится не в нашей реальности. Однако, присмотревшись повнимательнее, можно увидеть, что больше всего в нем от социального фэнтези. Герою-то приходится решать с самого начала классическую вилку Мортона в отношении королевства, то есть выбирать из двух зол меньшее, да еще вдобавок перед ним постоянно возникают всякие ложные дилеммы. Стоит заметить, что и для обычного человека такой выбор дается порой нелегко, а уж для нашего героя в состоянии близком к панике и подавно.

Что же получается в итоге? Крепкий сеттинг, лихо закрученный сюжет, добротные персонажи; из минусов – только нагромождение жанров, ну и еще, может быть, слишком бросающаяся в глаза нервозность главного героя (хотя далее он становится более устойчивым). Вердикт – стоит читать и время будет потрачено не зря.

 

Источник

Читайте также