Отрывок из книги Дмитрия Сендерова «Еврейские законы больших денег», которая выйдет в мае в издательстве «Бомбора.
Мы говорили, что еврейские законы вводят строгий запрет на процент в денежном и в вещевом выражении, если еврей даёт в долг другому еврею.
Если еврей даёт в долг деньги нееврею, Тора говорит: «Можешь брать проценты, можешь не брать. Но с еврея ты проценты брать не должен».
Вообще, тема долгов важная, серьезная, и ей в еврейских канонах уделено очень много внимания.
Там максимально подробно прописаны обязанности для того человека, кто даёт, и для того, кто берёт в долг.
Кому давать в долг? В первую очередь — это родственники, соседи, близкие люди.
Если к тебе обращается нееврей и если у тебя есть возможность, то тоже ему помоги.
При этом и в том и в другом случае работают четкие правила, вековые законы.
Во-первых, если к тебе обратились с просьбой дать денег в долг, всегда спрашивай: «Как ты будешь отдавать?»
Потому что дать в долг — это не цдака, это не благотворительность, это деньги, которые у тебя берут, чтобы потом отдать.
Ведь многие считают: «Берёшь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда».
Если вы понимаете, что человек не знает, как он будет отдавать, или если эти средства пойдут на развитие бизнеса или на исправление тех или иных бизнес-ошибок — вы вправе отказать.
Во-вторых, если вы не уверены в возможности заемщика отдать долг — берите залог.
Залог — это уверенность в том, что вы полностью покроете свои убытки, если человек, которому вы одолжили деньги, их не отдаст.
При этом очень четко оговаривается то, что нельзя брать в залог одежду, средства труда и производства, предметы первой необходимости — то есть все, что нужно человеку для зарабатывания денег или что поддерживает его уровень жизни.
Прописано, что ты не можешь входить в дом человека, который тебе должен, и даже подходить к нему на улице — есть много запретов в способах истребования долга.
Например, существует правило семи лет. В еврейской традиции каждые семь лет землепашцы имели право не возделывать поля, потому что земля должна отдыхать.
И в той же традиции — каждые семь лет прощать долги.
Но есть нюанс: непорядочный человек может просить денег, зная, что через полгода наступит этот семилетний период.
И в Торе четко сказано, что в этом случае правило семи лет вы можете не соблюдать.
Если у тебя есть возможность и есть деньги, нельзя тянуть с оплатой долга.
Отдай сегодня.
Как я уже сказал, еврею запрещено давать другому еврею средства под процент. Но, помимо вещевого процента и денежного, есть другие виды, например словесный процент, или рибит.
Если у тебя возникли сложности с тем, чтобы отдать взятые в долг деньги, ты не вправе продолжать здороваться с тем, у кого ты одолжил.
Говоря по-русски, ты не имеешь права его дополнительно умасливать и говорить ему комплименты.
Еврейская традиция это категорически запрещает.
Запрещено входить в доверие, если у тебя стоит задача взять в долг. Если же ты уже вернул долг, ты не можешь долгое время оказывать знаки внимания или рассчитывать на них.
Нельзя:
- дарить подарок (даже цветы) в благодарность;
- предлагать свою машину в свободное пользование;
- проявлять к тому, кто дал деньги, большее расположение и участие, чем обычно;
- приветствовать того, кто дал в долг, с большим почтением, чем раньше (однако в любом случае можно отвечать на его приветствие);
- навещать его, если раньше так не делал;
- продавать ему товары по сниженной цене.
В еврейских законах много внимания уделено, в какой валюте брать долг и отдавать его.
В Иерусалим во времена Первого Храма (950–586 гг. до н.э.) и Второго Храма (516–70 гг. н.э.) приезжали евреи со всего мира и привозили свои деньги, монеты из разных стран — пожертвования на Храм.
Именно тогда и зародились первые обменные пункты.
Так вот, еврейские правила гласят, что долг нужно отдавать в одной валюте. Если ты взял деньги в долларах, отдавай в долларах. Если ты взял в рублях, отдавай в рублях. Это минимизирует скачки валют и твои риски.
Когда в кризис доллар резко скакнул, появился целый пласт людей — валютные ипотечники, которые зарабатывали в рублях, но почему-то поддались на уговоры банковских менеджеров и взяли ипотеку в долларах. В результате отдавать им пришлось в 3–4 раза больше, чем стоила их квартира. Другие бизнесмены брали валютные кредиты на развитие, потому что ставка там была меньше, и в итоге оказались на грани разорения.
Я уверен, среди них не было ни одного еврея, который знает традиции.
И когда мы говорим о еврейских правилах для больших денег, здесь нет единого секрета, владение которым позволит сразу все понять.
Это целый комплекс сложных взаимоотношений еврейского народа с деньгами, и долги — одна из его важнейших составляющих. Моя задача — дать вам информацию, как зарабатывать больше, как сохранять и приумножать свои деньги, как избегать ненужных трат и рисков.
Если я не стану вам об этом рассказывать, тогда это не будут «еврейские законы больших денег».
Если вы хотите узнать лаконичный и емкий ответ на многовековой вопрос, этого не случится. Здесь очень много тонкостей — для евреев не бывает мелочей.
Поэтому столь пристальное внимание еврейские законы уделяют тому, что вы можете сделать, чтобы как отдать, так и получить обратно свой долг.
Если вы обратились за деньгами, существуют строгие правила:
1. Никогда нельзя брать деньги без намерения возвращать их. Вы должны четко понимать, когда вы сможете отдать долг.
2. Не брать много: просите только ту сумму, которая нужна для решения возникшей проблемы.
3. Не создавать излишние долги.
4. Если у вас появились деньги, сначала верните долг и только потом занимайтесь остальными делами.
И последнее: еврейский закон очень серьезно защищает интересы того, кто одалживает средства. Вы можете отказать, если понимаете, что этот человек денег вам не отдаст. Это правило четкое и не предусматривает других трактовок. Рив Булка писал: «Тот, кто не возвращает долг, не только слеп,
но и не в состоянии предусмотреть последствия своего поступка».
В еврейской традиции невозврат долга приравнивают к преступлению перед Богом, потому что неотданный долг приводит к страданию тех, кто тебе помог.
Меня часто спрашивают, как я поступаю, когда ко мне обращаются с просьбой одолжить деньги.
Во-первых, я четко разделяю близких мне людей, друзей и всех остальных — при этом национальность вообще не имеет никакого значения.
Если речь идет о жизни и здоровье близких и друзей и у меня есть такая возможность — даю.
Если это малознакомый человек, не одалживаю никогда, просто говорю: «Нет, не дам».
Если деньги просят на бизнес-проект, прошу показать бизнес-план, без него даже не начинаю разговор. Я смотрю, как он составлен, как в нем прописаны риски, как будут отдаваться деньги, если проект не пойдет, как будет фиксироваться долг. Как правило, люди после этих вопросов идут в банк или к кому-то другому.
У меня был случай, когда однокурсник, которого я не видел лет десять, пришел просить деньги на производство фильма. 500 000 долларов! Ого! При этом он показал бумаги, подтверждающие, что государство будет это кино финансировать. Но в целом ситуация была мутная, непонятная, да и сумма огромная. Я ему отказал.
Однокурснику это не понравилось:
— Вот, зазнался, Дима, другу помочь не хочешь. Мы вместе пять лет учились, а ты так к другу относишься!
— Слава, без вариантов. Нет.
Он тяжко вздохнул и говорит.
— Ну а 5000? Рублей. Дашь? На жизнь.
— 5000 дам.
Больше я Славу не видел, как и своих 5000. А по поводу фильма вскоре узнал: финансирование было сокращено, и денег государство не выделило.
Теперь поговорим о поручителях.
Эта тема тоже возникла много веков назад. Можно ли выступать поручителем по чужим долгам?
К вам обращается друг, знакомый, приятель:
— Слушай, братишка, да это просто формальность, подпиши вот здесь и здесь, выручи. И не волнуйся!
Еврейские законы говорят о том, что вам нужно всячески избегать роли поручителя. Почему?
Потому что это огромный риск. Это ситуация, когда ты вынужден нести ответственность за другого человека, когда ты не можешь предусмотреть все его жизненные обстоятельства и планы, ведь это не ты берешь деньги в долг.
Каждый из нас и сам частенько сталкивается с непредвиденными трудностями, а тут — другой человек.
Исключение есть только одно — когда речь идет о жизни и здоровье близкого, в этой ситуации ты можешь быть поручителем.
Но даже здесь есть поправка, что зона твоих обязательств должна покрываться твоими доходами — то есть ты не можешь ручаться за сумму, большую, чем в состоянии безболезненно отдать, поскольку тем самым ты рискуешь подставить под удар себя, свое будущее и свою семью.
Вот что говорит еврейский закон: «Зло причиняет себе тот, кто ручается за чужого».
Запомните эти слова!
Случалось много ситуаций, когда люди становились поручителем по дружбе, из уважения или из-за того, что было неудобно отказать, а потом попадали в финансовую кабалу.
Если бы они раньше прочитали эти слова, то, наверное, сто раз бы задумались, прежде чем выступать поручителями за других.