Западная пресса о «Костяных кораблях» Р. Дж. Баркера

Военно-морское фэнтези, завоевавшее «Британскую премию фэнтези» 2020 года

На русском языке вышел фэнтезийный роман «Костяные корабли» Р. Дж. Баркера — история об экипаже корабля, состоящего из приговоренных к вечным скитаниям преступников, которым поручают самоубийственные миссии. И только большой подвиг позволит им получить помилование.

Незадолго до выхода книги на русском языке Баркер завоевал за роман «Британскую премию фэнтези». Мы же в честь релиза книги собрали выдержки из рецензий западных критиков.

В мире, где корабли строятся из костей древних драконов, где плодовитость — это путь к власти, и где первородные дети приносятся в жертву кораблям, Сотни островов воюют уже несколько поколений. Новые корабли больше не построить, поскольку все драконы или мертвы, или исчезли. Старые суда медленно изнашиваются. Возможно, в конце концов война закончится просто потому, что никто не сможет сражаться.

У Баркера интересный подход к мироустройству, особенно когда речь идет о структуре общества Ста островов и о ценности способности к зачатию. Это относительно мрачный мир, в котором женщины занимают самое высокое положение. Очень заметно, что Баркер находился под влиянием золотого века военно-морской литературы и его самых известных последователей, таких как Патрик О’Брайен. Это роман о растущем доверии, товариществе и развитии умений, а также о политике, власти и последствиях многовековых войн.

В мире, где драконы давно вымерли, и только их кости подходят для строительства прочных кораблей, из-за слухов о появлении дракона все отправляются на его поиски. Одни рассчитывают добыть его кости, другие намереваются убить его прежде, чем его труп кто-нибудь использует для возобновления войны. Одна из «игроков» — опальная аристократка Удачливая Миас, стремящаяся к миру. В начале романа она захватывает власть на корабле «Дитя приливов», команда которого состоит из мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Большая часть романа напоминает одну из богато детализированных морских саг Патрика О’Брайана. Миас поднимает корабль и закаляет его команду, преследуя дракона. Хотя в аннотации заявлено несколько больше, чем продемонстрировано, это очень многообещающее начало для планируемой трилогии.

Мироустройство, которое с таким упорством раскрывается на первых страницах романа, оправдывает себя позднее, и становится ясно, что автор закладывает прочный фундамент для последующего сюжета. Большая часть сюжета развивается на просторах моря в погоне за драконом, и, конечно, не обойдется без стычек и очень увлекательных корабельных сражений и хитрых тактик. И темп все время нарастает. Если сперва Джорон, Миас и команда не вызывают сопереживания, то позднее Баркер начинает дергать за ниточки и вы неожиданно обнаруживаете, что болеете за героев и получаете удовольствие от путешествия, в котором они участвуют, ровно так же, как они сами начинали получать от него удовольствие.

Одна из самых интересных вещей в «Костяных кораблях» заключается в перспективе, с которой показаны события. Мы видим их от лица Джорона Твайнера, которого сложно назвать героем. Он труслив и горделив. Он некомпетентен и его преследует прошлое.

Мир, который мы видим глазами Джорона, чужд и самобытен — от мелких деталей (кораблям дают мужские имена, а не женские) до больших (нормально воспринимаемое местными кровавое жертвоприношение младенцев). Но какими бы странными ни были эти детали, в стиле Баркера есть что-то такое, что заставляет их казаться совершенно естественными. Во многих смыслах «Костяные корабли» читаются не как фэнтези, а почти как историческая фантастика, с таким уровням правдоподобности, которого не хватает многим фэнтезийным книгам. Рассказчик предполагает, что читатели знают Сотню островов так же хорошо, как и ее персонажи. Это предположение иногда может сбивать с толку — традиции, суеверия и даже язык обитателей «Дитя прилива» сложен, — но такой подход порой необходим. Хотя толкиновское «объяснение истории всего» могло бы упростить книгу, это было бы скорее к худшему, чем к лучшему.

 

Источник

Читайте также

Меню