Законы ограничений. Автор — Хавьер Серкас

Миф есть мгновенное, целостностное видение сложного процесса.

Маршал Маклюэн. Понимание медиа

Законы ограничений. Автор — Хавьер Серкас

Несколько лет назад вышел на экраны сериал «Пираньи Неаполя» по книге Роберто Савиано. Не скажу, что это был фурор или картина внесла что-то новое. Романтизация криминальной жизни молодежных банд существовала ещё до рождения кино. А после усилилась стократно. Кто не помнит «Однажды в Америке» или «Бригаду»? Хавьер Серкас ступил на то же поле, разделив книгу на две части, проведя синюю границу между районами бедного и среднего класса. По эту сторону — нищета, грязь, наркотики, кражи и разбои. И первая часть — классическая история про взрослеющих подростков, которые пытаются найти себя в мире взрослых через преступления (как говорил инспектор Куэнка, ему отец не объяснял, что такое плохо, но рассказал, что — хорошо, а было ли какое-то воспитание у нищих подростков — вопрос). А держать внимание читателя и талант рассказчика — сильные стороны Хавьера Серкаса. Получилась красивая классическая романтизированная история об обществе, которое не позаботилось о воспитании своих новых менее удачливых членах.

Но было бы прискорбно мало, если бы Хавьер Серкас остановился только на этом. Перейдя ко второй части, по другую стороны границы, автор исследует миф о лидере молодежной банды Сарко, его влиянии и проникновении в нашу жизнь через медиа, начиная от самого постаревшего героя до адвоката и всех фанатеющих и сочувствующих. И вот тут возникает много вопросов, границы между мифом и реальностью размываются и уже не знаешь, где ты, а где твой медийный персонаж. Юным свойственна романтизация героики, для кого-то открытием были романы Дюма или Вальтера Скотта, фильмы с Брюсом Ли или многочисленными перекачанными актерами. Персонажи Серкаса — не исключение, ни Тере, ни Сарко, ни адвокат Каньяс (в юности Гафитас) не избежали этой участи, как не избежало бесчисленное множество других. Но, что подкупает, автор «Законов границы» не только вскрывает генеалогию происхождения мифа, но и неизбежный крах иллюзий, который зачастую идет нога в ногу с зарождением. И здесь показательная история инспектора Куэнки, который рассказывает как его занесло на должность в Жирону. Он дважды прочел роман «Жирона» Переса Гальдоса. И в юности был впечатлен героикой романа, но, перечитав в зрелом возрасте, романа из детства уже не было:

У меня создалось впечатление, что это не роман о войне, а какая-то пародия на роман о войне — пошлое, жестокое и претенциозное произведение, помещенное в декорации города из папье-маше с жителями из папье-маше. А что касается Альвареса де Кастро, это отвратительный персонаж — психопат, способный пожертвовать жизнью тысяч людей ради удовлетворения своего патриотического тщеславия, чтобы не отдать французам заранее обреченный город.

Но Альварес де Кастро и был героем детства, пленивший инспектора и который стал причиной его прибытия в Жирону на работу. И именно Куэнка произносит ключевую фразу для всего романа, вскрывающей саму суть мифа:

книга подобна зеркалу и не человек читает книгу, а книга читает человека

Максима — справедливая для любой истории, не важно каким способ она рассказана.

 

Источник

автор, законы, ограничений, Серкас, Хавьер

Читайте также