1) 1982-1983 | 2) 1984-1987 | 3) 1988-1992 | 4) 1992-1993 | 5) 1993-1995
6) 1995-1997 | 7) 1997-1998 | 8) 1998-1999 | 9) 1999 | 10) 1999-2000
11) 2000 | 12) 2001 | 13) 2001-2002 | 14) 2002 | 15) 2003 | 16) 2003-2004
17) 2004-2005 | 18) 2005 | 19) 2005 | 20) 2005 | 21) 2005
Мобилки кончились, настало время нормальных игр! В этой части рубрики я расскажу сразу про три различных игровых адаптации «Мести ситхов», а также про две версии классического Battlefront 2 — компьютерно-консольную и портативную с PSP.
Проекты в подборке:
- Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005) — консольная версия
- Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005) — портативная версия
- Star Wars Episode III: Revenge of the Sith Activity Center (2005)
- Star Wars: Battlefront II (2005) — основная версия
- Star Wars: Battlefront II (2005) — PSP-версия
101. Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005) — Добротная месть
Платформы: Xbox, PlayStation 2
Разработчик: The Collective, Inc.
В нулевых игры по фильмам были обыденным делом — их выпускали чуть ли не к каждому второму блокбастеру. Только вот качество таких поделок зачастую оставляло желать лучшего. Виртуальная «Месть ситхов» — приятное исключение из правил. Нет, это не шедевр на все времена, но всё же проект достаточно крепкий. Если вы любите «Звездные войны» и не воротите нос от игр 20-летней давности, то присмотритесь.
Сюжет игры повторяет события одноименного фильма и включает в себя 12 минут заставок из киноленты. Обычно я считаю такой подход к кат-сценам халтурным, но здесь ему даже обрадовался. Дело в том, что третий эпизод я помнил хуже остальных, а благодаря нарезкам освежил в памяти многие ключевые события «Мести ситхов».
Геймплейно же перед нами слэшер. Причем не халтурный о двух кнопках, а как положено — со множеством приемов и длинным списком комбо-ударов. Тут даже прокачка есть, как и у лучших представителей жанра тех лет. Убивая врагов и зарабатывая опыт, мы можем улучшать способности Силы и открывать новые приемы. А если по ходу дела еще и секретики находить, то качаться будут и полоски жизней и «маны». Разве что оружие всегда только одно, но все-таки джедаи — не Кратос или Данте, с табельными световыми мечами не расстаются.
Играем мы поочередно то за Энакина, то за Оби-Вана. Поначалу они не отличаются в плане механик, но в поворотный для сюжета момент Скайуокер открывает способность пускать молнии из пальцев, а Кеноби — задурманивать головы врагам. Не то чтобы это сильно меняет геймплей, но всё же. А еще, что примечательно, прокачиваются персонажи по отдельности. Например, одному можно сделать упор на способности Силы, а второму — на боевые приемы, тогда и разница между ними станет существеннее.
Пусть меня иногда и подбешивало управление — ты вроде хочешь ударить того врага, а персонаж бьет другого — но это мелочи и не критично. В целом же боевка получилась достаточно динамичной, разнообразной и зрелищной. Враги-дроиды смачно разлетаются на кусочки, а клоны и прочие гуманоиды с легкостью расстаются с руками после встреч с вашим световым мечом. Эх, прекрасное додиснеевское время…
Отдельного упоминания достойны битвы с боссами. Выглядят и играются они уже словно файтинг — у каждого «бойца» есть классическая полоска жизней, а сами поединки проходят в формате один на один. Причем окружение по ходу «раунда» постоянно меняется. Наиболее показательной в этом плане является схватка Оби-Вана и Энакина из финала — тут герои переходят с арены на арену аж целых шесть раз.
Помимо сюжетной кампании, игра может порадовать фанатов «Звездных войн» и другими интересностями. Например, альтернативной концовкой, в которой Энакин убивает Оби-Вана. А еще есть пять бонусных миссий-испытаний, в которых нам дают поиграть за других персонажей — дроида-телохранителя, Гривуса, Йоду и даже Дарта Вейдера, сражающегося с постаревшим Кеноби на «Звезде Смерти». Порадовал меня и раздел концепт-артов. В нем ты не просто пялишься на картинки, но еще и можешь почитать комментарии разработчиков. Благодаря этому я узнал, что некоторые сцены, которые вырезали из фильма, попали в игру. Ну а еще «Месть ситхов» предлагает пару режимов на двоих — файтинг с 9 бойцами и 14 аренами и 4 кооп-миссии. Во всё это можно играть либо с другом за одной консолью, либо с ботом.
Может, Revenge of the Sith и уступает собратьям по жанру вроде God of War и Devil May Cry 3, но точно превосходит многие другие «игроизации» нулевых. Это динамичный и зрелищный слэшер, который способен прийтись по вкусу фанатам вселенной и не только.
102. Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005) — Двумерные ситхи наносят удар
Платформы: Nintendo DS, Game Boy Advance
Разработчик: Ubisoft Montreal
Все проекты по Star Wars, выпускаемые на GBA вплоть до 2003 года, были откровенно ужасны. У меня даже сложилось неверное представление, что на эту платформу в принципе выходили сплошь скучные и графически непримечательные игры. Благо с 2004-го ситуация изменилась в лучшую сторону. Сперва появилась пусть и не шибко красивая, но всё же довольно крепкая Star Wars Trilogy: Apprentice of the Force, а 2005-й порадовал меня неплохой Lego Star Wars и хорошей Revenge of the Sith.
Портативная «Месть ситхов» за авторством Ubisoft чем-то напоминает «старшую сестру», но в то же время сильно от нее отличается. Перед нами снова слэшер, но на этот раз уже двумерный, визуально и геймплейно напоминающий 16-битные битемапы с SEGA Mega Drive. Играбельных персонажей у нас опять двое — всё те же Оби-Ван и Энакин. Причем у каждого отдельная кампания — пока один разбирается с Гривусом на Утапау, второй переходит на темную сторону силы и делает смешную нарезку джедаев. Каждая из кампаний раскрывает свою часть истории, так что для полноты картины игру придется пройти дважды.
Кстати, Скайуокер и Кеноби отличаются тут сильнее, чем в версии для PS2 и Xbox. Там, напомню, вся разница сводилась к тому, что Энакин умел пускать молнии из пальцев, а Оби-Ван запудривал врагам мозги. Здесь же Ubisoft решили геймплейно подчеркнуть характеры персонажей, благодаря чему они действительно ощущаются иначе.
Молодой Скайуокер — горячий и агрессивный, а его способности рассчитаны в основном на нападение. Он умеет бросать световой меч, приходить в бешенство и удушать врагов. Его полоска для ульты заполняется лишь тогда, когда он рубит противников, а если долго никого не бить, «ярость» начинает спадать.
Оби-Ван, напротив, спокойный и рассудительный. Большая часть его умений не про нападение, а про защиту. Мастер-джедай способен исцеляться при помощи Силы, накладывать на себя щит, ну и да — запудривать врагам мозги, как и в «большой» версии. Интересно, что его полоска ульты заполняется не от агрессивных действий, а от оборонительных — при отражении вражеских выстрелов и за счет использования Силы. Причем, в отличие от Энакина, шкала Кеноби не спадает со временем.
Я проходил игру дважды, оба раза на среднем уровне сложности, и кампания за Скайуокера показалась мне значительно труднее. Последние две миссии я даже не смог осилить без быстрых сохранений и загрузок. Сюжетка Оби-Вана, наоборот, далась довольно легко — спасибо его способности к регенерации. Все-таки быть хорошим лучше, чем плохим!
Еще одно сходство с «большой» версией — наличие прокачки. После каждого уровня мы можем выбрать, какой из трех параметров героя поднять — здоровье, силу или «ману». Кроме того, улучшать можно и способности. На это тратятся так называемые очки кастомизации. Получить их можно за скоростное прохождение уровней, разнообразие используемых приемов, а также подобрать на локациях.
Как и у «старшей сестры», битвы с боссами здесь отличаются от основного слэшерного геймплея. Правда, в портативной «Мести ситхов» они реализованы не в виде файтинга, а в формате тактических дуэлей. Мы внимательно следим за врагом и его анимациями и стараемся предугадать его следующий выпад. Далее ставим блок (по низу, центру, сверху или Силовой) и, если он оказывается удачным, контратакуем. Приемчики у боссов могут быть довольно хитрые, и иногда за один заход придется ставить блоки сразу нескольких типов, а это довольно непросто.
Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith вышла не только на GBA, но и на Nintendo DS. Я, кстати, прошел обе версии — одну за Энакина, другую за Оби-Вана. Так вот, в вариации для DS оказалось всё то же самое плюс новые летные миссии. Управляем джедайским истребителем и либо расстреливаем в космосе врагов, либо летим по узкому «коридору» и стараемся ни во что не врезаться. Реализовано всё довольно аркадненько, проходится быстро и неплохо разбавляет битемапный геймплей. Единственный спорный момент — выполнены такие уровни в 3D, так что заметно выбиваются из общего «двадэшного» стиля.
«Месть ситхов» для портативок — это добротный 2D-слэшер в духе классических битемапов. Вдобавок к нему прикручена прокачка, необычная для жанра механика дуэлей с боссами, и разбавлено всё это летными уровнями в 3D (но только в версии для DS). Проект вышел действительно хорошим и по оценкам на Metacritic обогнал даже версию с домашних консолей — 73 балла против 60. Вот умели же раньше Ubisoft делать игры!
103. Star Wars Episode III: Revenge of the Sith Activity Center (2005) — Третий эпизод для ПК-бояр
Платформа: Microsoft Windows
Разработчик: Ubisoft Entertainment
Я уже рассказывал про мобильную «Месть ситхов», консольную «Месть ситхов», портативную «Месть ситхов»… Чего-то в этом списке не хватает, не находите? Разумеется, компьютерной «Мести ситхов»!
Для ПК-бояр тоже выпустили виртуальную версию третьего эпизода, но есть нюанс. Это скорее такой «цифровой набор фаната», нежели полноценная игра. Что-то вроде Star Wars: Behind the Magic, только менее масштабный. Запустить сие чудо у меня не получилось, так что обзор буду писать по разбору с YouTube, не обессудьте.
В приложении есть три раздела, вот коротко по каждому и пройдемся.
Первый называется Printable goodies. В нем можно найти всевозможные тематические закладки для книжек, таблички для дверей с надписью «Не беспокоить», открытки, плакаты и наклейки. Всё это при желании можно тут же распечатать. Хотя, если честно, не знаю никого, у кого бы дома стоял принтер для наклеек… Отдельно отмечу календари — их можно кастомизировать не только по месяцам и годам, но также менять на них фоны и прочие изображения. Сделано прикольно.
Второй раздел — тоже goodies, только уже electronic. Здесь можно отыскать и скачать хранители экрана, скины для Winamp, курсоры, иконки, обои для рабочего стола. Кроме того, здесь же можно посмотреть трейлеры третьего эпизода, ролики о создании фильма и несколько интервью.
Последний раздел как раз с играми. Вот только написаны они на flash и ничего интересного из себя не представляют. Всего их две штуки. Первая — примитивный скролл-шутер, вторая — примитивная «три-в-ряд». Даже не жалею, что не удалось в это поиграть.
Честно, мне сложно оценить, насколько полезной и интересной для фаната могла быть Activity Center в 2005 году. Сейчас же это просто кусок истории, еще и всеми забытый.
104. Star Wars: Battlefront II (2005) — Не лучше, чем у ЕА
Платформы: Xbox, PlayStation 2, Microsoft Windows
Разработчик: Pandemic Studios
Сразу выскажу непопулярное мнение, от которого может бомбануть у олдфагов-консерваторов — нет, оригинальный Battlefront 2 не лучше одноименной игры от ЕА и DICE. Пусть в проекте электроников и урезаны космические битвы, а режима захвата галактики и вовсе нет, в целом там там всё реализовано удобнее и интереснее, включая кампанию.
Почти всегда первое впечатление крайне важно, и от классического BF2 оно осталось негативным. В первую очередь из-за отвратительного баланса сложности в однопользовательском режиме — кстати, этим же грешила и первая часть. Обычно я прохожу игры на «харде», но тут он оказался для меня слишком «хард». Настолько, что я не осилил даже обучение! Серьезно. А вот на «нормале», напротив, играть настолько легко, что никакого вызова не чувствовалось… Не чувствовалось тех пор, пока в кампании я не дошел до храма джедаев. Боже, это просто кошмарный уровень, ненависть к которому была так сильна, что я чуть было вообще не забросил игру. Кто не знает, в нем надо 2 минуты защищать архивы джедаев от уничтожения, и сделать это настолько непросто даже на стандартной сложности, что вызывает раздражение, гнев и еще целый букет негативных эмоций по отношению к игре, разработчикам и всем их родственникам.
Еще одна проблема — это боты-союзники. Большую часть времени создается впечатление, что они — кучка дегенератов, бегающих непонятно где и стреляющих непонятно в кого, пока ты должен делать работу за целую армию. Может быть, я бы так и не реагировал на ИИ-компаньонов, если бы недавно не поиграл в Republic Commando. Там всего 3 боевых товарища, а не пара десятков, при этом чувство командной игры передается на отлично, не то что тут.
И всё же стоит признать, что второй Battlefront однозначно лучше оригинальной игры. Давайте сравним.
Как кампания была реализована в первой части? Там был набор мультиплеерных карт, который кое-как слепили между собой отрывками из фильмов. Каждый уровень представлял из себя обычное сражение с захватом точек, а для продвижения по сюжету нужно было просто победить.
В Battlefront 2 всё интереснее. Тут у нас полноценная оригинальная кампания, посвященная 501-му легиону клонов, который впоследствии станет известен как «Кулак Вейдера». И да, вы правильно поняли — играем мы за «плохишей». Нас проведут по событиям 2-5 эпизодов и дадут поучаствовать в истреблении джедаев, подавлении восстания клонов, захвате принцессы Леи, а завершится всё победоносной битвой на Хоте. Кстати, в первой части она тоже была, только глазами повстанцев.
Что более важно, сами миссии стали разнообразнее. Теперь это не просто «убей их всех», на каждом уровне есть уникальные задания. Ну как уникальные, это всё равно понатыренные из мультиплеера механики, которые постоянно повторяются. В список развлечений входят захват контрольных точек, кража «флагов» (важных сюжетных предметов), оборона позиций на протяжении заданного времени и так далее.
В целом, кампания мне всё равно не понравилась (из-за обозначенных в начале статьи проблем), но нельзя не отметить, что реализована она действительно лучше, чем в BF1.
Как и в случае с первым Battlefront, режим «Завоевания галактики» оказался куда увлекательнее. Во второй части его значительно переделали, и теперь перед нами чуть ли не глобальная стратегия с битвами в реальном времени.
На выбор дается четыре стороны — республиканская армия клонов, дроиды Торговой Федерации, войска Империи и Союз повстанцев. Как и в оригинальной игре, они поделены по парам согласно временным эпохам. То есть столкнуть лбами клонов и штурмовиков Империи нельзя, как и дроидов с повстанцами.
Определившись со стороной конфликта, мы попадаем на карту галактики, только реализована она иначе, чем в первой части. Там, напомню, было просто 8 планет, которые мы захватывали в желаемом порядке. За каждой планетой был закреплен определенный бонус, который могла использовать в бою удерживающая ее сторона. А вот в BF2 перед нами уже натурально глобальная карта — с 13 ключевыми планетами и множеством нейтральных точек, по которым можно передвигаться.
В нашем распоряжении есть флот, представленный иконкой крейсера. Мы должны перелетать от планеты к планете и захватывать у врага территории. Вот только, в отличие от оригинала, оппонент тоже может на нас нападать. У него есть собственный флот, который он точно так же перемещает по карте галактики и пытается отвоевать у нас ключевые точки. Впрочем, эта механика реализована исключительно для атмосферности и увеличения хронометража, так как в случае неудачной защиты никто не мешает тебе перезагрузиться и переиграть проигранный бой.
Также в этом режиме появилась экономическая система, что сделало его еще более похожим на глобальную стратегию. Участвуя в битвах, мы зарабатываем кредиты. Победили — получили деньги. Проиграли — тоже получили, но значительно меньше. На прибыль влияет и количество удерживаемых территорий — чем их больше, тем лучше. Тратить кредиты можно на покупку бонусов, тех самых, что раньше были закреплены за каждой конкретной планетой. Теперь же мы можем приобрести любое усиление для нашей армии, лишь бы хватило денег. Но действует оно только на одну битву — потом модификатор сгорает, и его придется покупать заново.
Самый дорогой бонус — возможность призывать в бою героя. В первой части он тоже был, только там Люком, Вейдером и остальными знаковыми персонажами управлял ИИ, а тут они подконтрольны уже лично нам. Примечательно, что компьютерный оппонент этим усилением ни разу не воспользовался. Скорее всего, у него просто не хватало денег, так как он постоянно проигрывал. И это тоже упрек в сторону баланса.
Еще кредиты тратятся на покупку классов. В начале «Завоевания галактики» в битвах нам доступны только стрелки. Хочешь более разнообразную армию, придется раскошелиться. Хорошо хоть, в отличие от бонусов, класс достаточно приобрести один раз, и он останется у тебя до конца партии. Всего типов бойцов восемь (против пяти в оригинале). Из стандартных — солдаты с автоматами, ракетчики, снайперы и инженеры, которые бегают с дробовиками и могут чинить технику. Еще у каждой стороны есть по два уникальных класса. Например, у Союза повстанцев это воины вуки с арбалетами и ботанские шпионы с поджигающими винтовками и стелс-генераторами.
И тут мы подошли к еще одной интересной и важной особенности второй Battlefront. Оставшиеся два класса — пилот и десантник, участвующие в космических битвах. Да, сражения теперь проходят не только на поверхностях планет, но и высоко-высоко над ними, и реализованы они классно. Ты не просто летаешь на истребителях и перестреливаешься с противниками — можно высаживаться внутри вражеских крейсеров и устраивать там диверсии, можно стать стрелком за стационарным орудием, можно быть пилотом бомбардировщика и приносить команде очки за уничтожение крупных кораблей противника и их критически важных элементов. Космические бои получились разнообразными и комплексными, чем приятно удивили. Единственное, мне было неудобно играть в них с клавиатуры и мыши, так что пришлось настраивать геймпад.
Но сингл синглом, а главное в Battlefront — это всё же мультиплеер. И во второй части он тоже разнообразнее. Вместо единственного режима стало сразу пять — классический захват точек, две разновидности захвата флага, космические битвы и «охота» (если не ошибаюсь, это командный deathmatch, не играл). Но, как и в случае с первой частью, играют по сети сейчас единицы, а если и есть более-менее оживленные сервера, то зачастую закрытые.
Так как мультиплеерную часть BF2 мне толком опробовать не удалось, то сужу я об игре преимущественно по синглу. И он не впечатляет. Отвратительный баланс сложности, тупые боты и неинтересная сюжетная кампания с дико бесящей миссией в храме джедаев. Порадовали разве что космические битвы и режим «Завоевание галактики», но и он довольно быстро приедается. Да, игра однозначно лучше первой части во всём, но всё же версия от ЕА мне нравится куда больше.
105. Star Wars: Battlefront II (2005) — Первые «Звездные войны» на PSP
Платформа: PSP
Разработчик: Savage Entertainment
Всё-таки странная это штука — восприятие. Если объективно, то Battlefront 2 для PSP слабее и непригляднее, чем для ПК и консолей. Но так как мозг автоматически делает скидку на портативность, да и в целом особых ожиданий от игры у меня не было (чего не скажешь о легендарной «большой» версии), то и впечатления от нее остались куда позитивнее. Ну и да, еще тут нет миссии в храме джедаев, что тоже оказалось огромным плюсом!
Как я писал в обзоре на «старшую» часть, первое впечатление крайне важно, и «малышка» BF2 начала удивлять с самого начала. Так, при запуске мне тут же предложили на выбор сразу с пяток вариантов управления, и я действительно смог найти тот, что пришелся мне по душе. Мелочь, но приятно. А вот что реально меня поразило, так это то, что передо мной оказался тот самый Battlefront 2. Да, урезанный в силу слабого железа PSP, но всё же узнаваемый и по ощущениям максимально похожий на оригинал. Тут даже карты почти полностью повторяют те, что были на ПК и консолях. Возможно, я бы этому так не удивлялся, просто все прочие портативки до этого настолько сильно отличались от «подлинников», что признать их родство порой было крайне непросто.
Пожалуй, главное, что пошло под нож в «маленьком» Battlefront 2 — сюжетная кампания. Однако, вспоминая миссию в храме джедаев, я этому нисколько не расстроился. Впрочем, вместо нее разработчики сделали кое-что другое, чего не было в «большой» версии — режим испытаний. Он делится на три части. В первой мы играем за Империю, и наша задача на каждом уровне: убить за определенное время столько-то врагов — 25 гунганов на Набу, 35 джав на Татуине, 45 эвоков на Эндоре и так далее. Вторая группа испытаний оказалась быстрее и проще. В ней нам достается роль наемного убийцы, который точно так же на время должен устранять офицеров различных группировок — на уровень их не больше 10. В третьей пачке заданий мы, играя за повстанцев, должны воровать «флаги» и таскать их на базу. Тут даже стрелять во врагов особо не пришлось, так что последняя часть испытаний оказалась самой легкой и скорой на прохождение.
В отличие от кампании, режим «Завоевание галактики» в PSP’шной версии остался, причем реализован почти без изменений. Да, масштаб стал немного поменьше — 10 планет вместо 13 — но в остальном всё точно так же. Пересказывать не буду, так как уже подробно расписал его в предыдущем обзоре.
Полноценного онлайна в портативном BF2 нет, но мультиплеер всё же имеется. Он задействует специальную функцию PSP вместо локальной сети и поддерживает до четырех игроков (по два на команду).
Ну и еще несколько слов о том, что изменилось. Понятно, что PSP не способна поддерживать большое число NPC на карте, так что в каждой команде может быть не больше 10 бойцов. Локаций тоже стало меньше — аж на 11 штук. Пропала ручная перезарядка оружия. Космические битвы сохранились, чему я, если честно, удивился, но в головных кораблях проработаны только ангары, а все остальные помещения недоступны. Это лишь малая часть изменений, но наиболее заметная.
Из того, что откровенно не понравилось — перемещение персонажа. Дело в том, что если дважды нажать в какую-то сторону, то боец совершает рывок. Это жутко неудобно и раздражает, так как в 90% случаев тебе рывок абсолютно не нужен, а персонаж его делает. Иногда прямо в пропасть…
В целом, PSP’шный Battlefront 2 оставляет приятные впечатления. В отличие от GBA и прочих портативок, консоль от Sony оказалась достаточно мощной, чтобы на ней можно было максимально близко повторить игровой опыт «старшей» версии. Да, по понятным причинам авторам пришлось пойти на определенные жертвы, но всё же в их проекте безоговорочно угадывается именно BF2.
Конец двадцать первой части. Продолжение следует…
1) 1982-1983 | 2) 1984-1987 | 3) 1988-1992 | 4) 1992-1993 | 5) 1993-1995
6) 1995-1997 | 7) 1997-1998 | 8) 1998-1999 | 9) 1999 | 10) 1999-2000
11) 2000 | 12) 2001 | 13) 2001-2002 | 14) 2002 | 15) 2003 | 16) 2003-2004
17) 2004-2005 | 18) 2005 | 19) 2005 | 20) 2005 | 21) 2005