Заходят как-то в бар создатель Tekken и «отец PlayStation»

Кэн Кутараги: о первом офисе Sony Computer Entertainment, робототехнике и «войне с Nintendo», которой не было.

Кацухиро Харада — продюсер Namco и глава команды, создавшей Tekken. А с недавних пор ещё и шоумен: в своей новой передаче Harada’s Bar он приглашает видных представителей игровой индустрии в собственный бар, лично угощает напитками и блюдами, а между делом расспрашивает обо всяком.

Его первый гость — Кэн Кутараги, основатель и бывший гендиректор Sony Computer Entertainment, создатель консоли PlayStation.

Харада выпускает своё шоу каждую субботу и уже успел отснять два эпизода с участием Кутараги. Рассказываем самое интересное из беседы.

Первым делом гость поздравил Хараду с двумя мировыми рекордами: Tekken дважды попала в Книгу рекордов Гиннесса. Причём, второй рекорд удивил даже создателя серии. Tekken — не только самый долгоиграющий 3D-файтинг в истории, но ещё и самая длинная франшиза с единой сюжетной линией. С 1994 года серия не претерпела ни одного перезапуска и, в отличие от, скажем, Metal Gear, продолжает повествование последовательно и линейно.

Когда дело дошло до сакэ, Харада поделился со зрителями забавной историей.

Каждый раз, когда Namco завершала разработку игры для PlayStation, Кэн Кутараги навещал офис компании с бутылкой хорошего сакэ.

Когда Харада устроился в Namco, эта традиция уже существовала, а работал он только с играми для PlayStation. Он тогда решил, это в порядке вещей: президент компании-производителя платформы лично поздравляет разработчиков с очередным проектом и проставляется сакэ.

Харада узнал горькую правду только в 2009 году: Tekken 6 тогда вышла на Xbox 360, но никто из Microsoft не заглянул в студию с выпивкой и поздравлениями. Разработчик начал расспрашивать коллег и узнал, что такой подход практикует только Кутараги.

«Отец PlayStation» вообще оказался человеком компанейским. Он рассказал, что открыл первый офис подразделения Sony Computer Entertainment на станции Аояма-Иттёмэ — потому что там есть ночные бары. У Sony был офис в Синагава, но там все подходящие заведения работали до восьми вечера, а Кутараги хотел, чтобы у команды после работы была возможность сходить в бар и хорошенько отдохнуть с коллегами.

Отчасти это была дань традиции: в Sony Music Entertainment Japan любили устраивать шумные ночные вечеринки с музыкантами, Кутараги хотел поддержать корпоративный дух в игровом подразделении.

В честь каждого мероприятия PlayStation Sony заказывала на корпоративы вино и бутылки ликёра с говорящими названиями: «более 10 миллионов продаж», «более 30 миллионов продаж» и так далее.

Кацухиро Харада спросил, почему Кутараги решил переключиться на индустрию робототехники. В 2020 году «отец PlayStation» занял пост генерального директора Ascent Robotics и работает там совершенно бесплатно, чтобы не тратить капитал компании попусту.

Думаю, всех людей тянет к роботам. В моё время все смотрели аниме вроде Astro Boy, Tetsujin 28-go… мы воображали самых разных роботов. Как видите, индустрия робототехники очень классическая. Во многом это касается и игровой индустрии.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

По словам Кутараги, в реальности роботы заняты тяжелым и монотонным физическим трудом на производстве, а индустрия стагнирует. Если игровые консоли и персональные компьютеры за двадцать лет заметно эволюционировали, роботы не изменились совсем.

«Отец PlayStation» объясняет это тем, что основные клиенты изготовителей роботов — автомобильные компании. Они заказывают «безмозглые» машины под конкретные рутинные задачи.

Они сильно отличаются от роботов из наших фантазий. Кто-то представляет себе Евангелиона, Гандама или что-нибудь эдакое. Но ничего подобного люди до сих пор не создали. Я задался вопросом: почему так? И тогда понял, что они просто не любят инновации. И решил, что так нельзя.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Особенно Кэна Кутараги задели машины на автопилоте: он увидел, насколько Япония отстаёт от Китая. По его мнению, всё дело в том, что китайцы любопытны. А когда технология и любопытство объединяются, происходят удивительные вещи.

Кутараги решил взять дело в свои руки, когда началась пандемия COVID-19. Из-за карантинных мер люди столкнулись с логистическим кризисом и необходимостью переходить на удалённый формат работы. Многие рутинные бизнес-процессы, например, в сфере доставки задействуют человеческий труд, хотя их давно могли автоматизировать.

Продукция Ascent Robotics

«Отец PlayStation» понимает, насколько тяжело создать более функциональных роботов. Он обсуждал эту тему со многими людьми в отрасли и слышал один и тот же ответ: «это невозможно». Однако Кутараги видит причину не в технических ограничениях, а в отсутствии инноваций на рынке.

Как делают робота на заказ? Берут необходимые элементы от других роботов. Когда находят достаточно составляющих, строят для робота систему. На её установку уходят месяцы. Робота обучают и тренируют, чтобы он точно мог выполнять задачу раз за разом без сбоев. Когда продукт готов, его внедряют на производство. Как линейку PS4 или PS5.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Кэн Кутараги видит корень проблемы в том, что крупные производители хотят возвращать клиентов и под каждую функцию создают отдельный продукт. Пересобирают нового робота из запчастей старых, а потом целый год обучают его нужным командам и движениям. По мнению Кутараги, с таким подходом компании не могут расширять рынок: это как делать отдельную игру для каждого покупателя.

Харада рассказал о том, как президент NVIDIA Дженсен Хуанг два года назад пригласил его в офис компании, устроил экскурсию и показал ИИ для обработки изображения. Кацухиро впечатлило увиденное: в игровой индустрии такие технологии могут дать большое преимущество тому, кто первым использует их потенциал в полную силу.

Кутараги ответил, что не всё так просто и каждая нейросеть способна выполнять лишь одну конкретную задачу, а в ИИ они связаны через API и взаимодействуют друг с другом, но даже так их возможности сильно ограничены. Например, беспилотный автомобиль не сможет эффективно ездить по бездорожью. А в индустрии робототехники их применение ещё только начинается.

Крупные игроки и правительства не берутся за индустрию всерьёз. Поэтому существует столько роботов без «мозгов». Пока нет крупного капитала. И у этой стагнации есть причины. Во-первых, люди из Кремниевой долины отлично справляются с теоретическими вопросами вроде облачных технологий. Но про реальность они мало знают. Например, они не знают, как собрать мотор или как он вообще работает в реальности. Они никогда мотор руками-то не трогали.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

По мнению «отца PlayStation», в Кремниевой долине работают преимущественно люди, которые «недавно получили диплом и присоединились к компаниям вроде Google или Facebook». У них глубокие знания об ИИ. Но они не знают, как вращается двигатель или почему работает смартфон. Поэтому Google и Facebook плохо даются промышленные продукты: им неведомо, как они работают. А другая сторона медали — грамотные инженеры, которые плохо разбираются в программном обеспечении.

Кутараги заявляет, что обе стороны вопроса хорошо знают только в Китае. Поэтому Китай стал промышленной державой и производит все возможные продукты.

Студенты из Пекина или университета Цинхуа поступают по обмену и узнают самые продвинутые технологии ИИ в престижных университетах вроде Стэнфорда. Эти технологии и навыки создания реальных продуктов они объединяют и усиливают. В Японии так не делают, поэтому никакого синтеза не происходит.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

По словам Кутараги, Япония серьёзно отстаёт от других стран, но боится рисковать и не вкладывается в передовые технологии, а подрастающее поколение плохо разбирается в устройстве «реальной» техники: если двадцать лет назад устройство механизмов в той или иной степени знало большинство, сейчас мало кто хоть раз открывал капот машины, на которой ездит, или хотя бы минимально разбирается в конфигурации своего ПК.

Харада поддержал наблюдения Кутараги и на этой оптимистичной ноте первый выпуск шоу подошёл к концу.

Но на этом беседа не закончилась. Через неделю на канале Harada’s Bar вышло продолжение.

Во втором выпуске Харада больше внимания уделил разговорам о прошлом. И Кутараги вспомнил интересный момент. Раньше в финальные титры японских игр было не принято добавлять имена разработчиков, чтобы другие студии не могли на них выйти и переманить к себе.

За день до выхода первой PlayStation Кэн Кутараги устроил вечеринку, куда пригласил сотрудников Namco и других студий. Но поначалу все компании отказались. Заявляли, что у сотрудников «нет имени».

Тогда я предложил им указывать имена разработчиков в титрах, чтобы люди могли повеселиться. Игровые компании меня поносили. Говорили: «Их всех переманят конкуренты!».

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Харада сказал, что ему позволили раскрыть своё имя и внешность для интервью только в 1998 году, через год после релиза Tekken 3. Пользуясь случаем, он поблагодарил Кутараги. Благодаря ему и PlayStation японские разработчики стали получать больше внимания, в индустрии появились звёзды.

Кутараги рассказал, что с ним никогда не связывались книжные издательства. Про PlayStation написано множество книг, но ни один автор не выходил на связь с создателем консоли и не пытался взять у него интервью. Книги писали только на основании домыслов. Поэтому в них много противоречивой информации: где-то Кутараги изображают вспыльчивым тираном, а где-то добрым и мягким человеком.

Харада рассказал самую известную в Namco легенду об «отце PlayStation»: якобы однажды он настолько разозлился, что кинул в конференц-зале пепельницу. Кутараги возражает. По его словам, в индустрии видеоигр много плохих людей, но он всегда пытался это сбалансировать. Хоть его и называют «отцом PlayStation», он всегда пытался занять роль матери.

Когда появился PlayStation, говорит Кутараги, о его создателе начали распространять небылицы, которые подхватывали нечистоплотные журналисты. Кэн Кутараги никогда не уделял этому особого внимания и не отрицал каждую новую выдумку, поэтому со временем они закрепились в инфополе и даже попали в Википедию.

Харада поделился ещё одной историей, которую слышал о Кутараги. На одном собрании был представлен экран меню PlayStation 2, который выглядел как игрушка. Когда Кутараги увидел его, он в ярости закричал: «PlayStation не игрушка!», чем перепугал всех присутствующих.

«Отец PlayStation» признал, что в этом есть доля правды. В те годы компания сильно выросла, и в неё пришли люди, которые несерьёзно относились к видеоиграм, считали их детскими игрушками. Он же всегда относился к индустрии серьёзно и требовал того же самого от подчинённых.

Кутараги рассказал, что и сама Sony поначалу была против запуска PlayStation. Руководство компании не хотело ассоциироваться с «магазином игрушек».

Они недоумённо спрашивали: «игра?». Я был уверен, что их бытовая электроника скоро устареет, а то, что они называют игрушками, может стать развлечением нового поколения. Но им фантазии не хватало, поэтому они не понимали. Думали, что игры продают в магазинах игрушек для школьников, которые ходят туда тайком от родителей. У этих людей не было воображения. Они не представляли, чем могут стать игры, во что они способны вырасти. Они видели не настоящее, а прошлое. И на основании этого выносили суждения.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Кутараги вспоминает, что в те годы СМИ постоянно спрашивали, кто его главный конкурент. Сам он до создания [бренда] PlayStation работал в Nintendo над Super Famicom и отлично ладил с Масаюки Уэмурой. Но в глазах общественности они поддерживали образ соперников. Для производителей консолей была важна публичность, а надуманные конфликты — бесплатный пиар и отличный способ подогреть интерес к продукту. Поэтому они специально делали провокационные заявления и писали статьи о своём соперничестве.

На фоне несерьёзного отношения к индустрии видеоигр это был отличный способ привлечь внимание, хотя на самом деле создатели игровых консолей не воспринимали друг друга как конкурентов. Скорее как коллег по общему делу: важнее было изменить отношение общества к индустрии в целом, заложить основу для её будущего. А «война консолей» всегда была красивой историей для СМИ. Кутараги улыбнулся и поблагодарил журналистов за вклад в будущее индустрии.

Харада вспомнил одну фразу, которая его впечатлила. Когда Namco и Bandai в 2005 году слились в одну компанию, «отец PlayStation» навестил её и выступил с лекцией перед всеми сотрудниками. Он начал со слов: «Отныне многое растворится в сети». Харада вспоминает, что тогда большинство присутствующих не поняли, о чём он вообще говорит.

В ответ Кутараги рассказал ещё одну историю.

Когда [бренд] PlayStation появился, на него мало кто обратил внимание. Популярность пришла только в 1997 или 1998 году. Журналисты тогда спросили, кто мой главный конкурент. Ждали, что я назову Nintendo. А я никогда не видел в них конкурентов. Поэтому ответил: «Думаю, мобильные телефоны». Тогда ещё не было технологии i-mode, поэтому никто меня не понял. До всех дошло только когда появился iPhone. А когда мы запустили PlayStation 2, меня спросили: «Ваш новый конкурент — Microsoft?». Я сказал: «Нет. Мой конкурент растворился в сети». Речь шла об облачных сервисах. Но сам термин «облако» впервые использовал Эрик Шмидт из Google в 2007 году.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Харада спросил, как «отец PlayStation» способен предсказывать будущее технологического развития и почему другие люди так не могут.

Гость ответил, что люди могут, но недостаточно хотят. Во всех сферах жизни есть люди, которые пытаются затормозить развитие продуктов. Они стагнируют, потому что не понимают инновации. А те, кто не понимает новое, ненавидит его.

Но проблема не только в этом. По мнению Кутараги, люди зачастую и не знают, как нужно развиваться, поэтому ждут консенсуса.

В Японии эта проблема особенно актуальна. Но мир устроен не так. Есть компании, которые экспериментируют и успешно внедряют инновации. Но СМИ просто не рассказывают об этом людям. А раз СМИ не говорят, никто и не в курсе.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Кутараги резко критикует современные СМИ. Считает, что они отстают от прогресса на 10 или даже 20 лет. Теперь информацию лучше искать в интернете, но и с ним не всё так просто. Поисковые системы персонализированы, поэтому человеку в поисках настоящей и актуальной информации приходится продираться через кучу неверной или устаревшей, но удобной и настроенной под его интересы.

В качестве примера Кутараги привёл сервисы для онлайн-конференций.

Например, теперь из-за пандемии все пользуются Zoom и Teams. Но эти инструменты появились задолго до COVID-19. Они существовали долгие годы, но получили распространение только теперь. Люди просто не пользовались ими, пока они не предложили решение глобальной проблемы.

Кэн Кутараги
«отец PlayStation»

Напоследок «отец PlayStation» сказал, что в обществе есть множество людей, которые думают не о насущных делах, а о перспективе. Они работают над решением проблем, которые ещё даже не возникли в обществе. И пока таких людей достаточно, о будущем можно не беспокоиться.

#истории #playstation #tekken

 

Источник

Читайте также