Зачем убивать Супермена: сценарии, в которых Человек из Стали становился злодеем

Вспоминаем, когда Человек из стали переходил на тёмную сторону и устраивал погромы. Возможно, один из таких сценариев ляжет в основу Suicide Squad: KIll the Justice League.

Зачем убивать Супермена: сценарии, в которых Человек из Стали становился злодеем

Ещё до официального анонса новой игры от Rocksteady было известно, что она будет называться Suicide Squad: KIll the Justice League, а первый трейлер игры намекнул, что как минимум одним из противников «суицидников» будет сам Человек из стали.

Судя по присутствию в трейлере корабля Брейниака и фиолетовому свету, пылающему в глазах всеми любимого бойскаута, Супермен, а возможно, и вся остальная Лига, попал под контроль злодея, и теперь только Отряд самоубийц способен исправить положение дел.

Супермен считается эталоном благочестия, но при этом ситуации, при которых Человек из стали слетает с катушек и устраивает погром или даже диктатуру, в комиксах не редки. Оно и понятно: мало кто способен справиться с последним сыном Криптона, когда он перестаёт себя сдерживать и превращается в берсерка. В этой статье мы вспомним все ситуации, когда Супермен оказывался как минимум на тёмной стороне, а как максимум — настоящим тираном.

Правление Супермена

За несколько лет до выхода первого комикса о Человеке из стали Джерри Сигел и Джо Шустер опубликовали в журнале Science Fiction: The Advance Guard of Future Civilization короткий рассказ под названием «Правление Супермена» (The Reign of the Superman). Герой рассказа, нищий, голодный и безработный бродяга по имени Билл Данн в обмен на хороший обед и новый костюм согласился выпить экспериментальное зелье, которое одарило его телепатическими способностями.

Вместе со способностями пришла и жажда власти. Данн попытался захватить весь мир, однако вскоре выяснил, что эффект от употребления зелья временный. Не в силах продлить действие эффекта или получить новую порцию зелья, Данн становится прежним и возвращается в ту самую бесплатную столовую, в которой мы встречаем в начале рассказа.

После публикации рассказа Сигел заподозрил, что из этого Супермена получился бы неплохой герой комиксов, особенно если вместо захвата мира он будет пытаться его спасти. Так и появился Кал-Эл с Криптона. Иными словами, Супермен, каким мы его знаем, по сути, вырос из злодея.

Издержки прошлого

Хотя с самого своего первого появления на страницах комиксов Супермен позиционировался как положительный персонаж, он далеко не сразу трансформировался в героя без единого изъяна, каким он предстаёт сейчас. В комиксах Золотого века можно найти немало примеров, где Человек из стали ведёт себя чрезмерно эгоистично, проявляет излишнюю жестокость или просто показывает себя полнейшим козлом.

Справедливости ради, большая часть грехов Супермена приходилась… на обложки комиксов, которые частенько не имели ничего общего с их содержимым, и художники пользовались этим, чтобы создавать максимально шокирующие и провокационные изображения, буквально заставляющие заинтригованных читателей остановиться, купить комикс и перевернуть страницу, чтобы узнать, как же так с Суперменом вышло.

Чего только не было на этих обложках. Супермен убивал Лоис Лейн (как минимум, несколько раз, и всегда разными способами), издевался над Джимми Олсеном и пытался женить его на огромной горилле, соблазнял чужих жён и изменял своей, сбегал от алиментов и внебрачных детей, пытался сжечь Бэтмена по ложному обвинению в колдовстве, изгонял Супергёрл с Земли, пытал обычных людей и даже косплеил Гитлера.

В самих комиксах, разумеется, выяснялось, что Супермен и не планировал ничего подобного, а виной всему оказывалось банальное недопонимание или чьё-то пагубное влияние.

И всё же Супермен Золотого века серьёзно отличался от привычного нам. Во-первых, в первые годы после своего появления Человек из стали чаще сражался с обычными преступниками, террористами, коррумпированными чиновниками, лоббистами, насильниками, мошенниками, не соблюдающими ПДД лихачами и даже жестокими мужьями, а не с суперзлодеями и межгалактическими угрозами.

Но, самое главное, он был более агрессивным и прямолинейным, менее склонным к сочувствию и состраданию и более склонным к решительным и даже жёстким мерам. Супермен Золотого века был настолько сфокусирован на достижении своей цели, что не обращал внимания на способы её достижения и наносимый по ходу побочный ущерб.

Тогдашнему Супермену ничего не стоило взорвать целую фабрику, производившую оружие для нацистов, пока все рабочие были на смене, закрыть жадного дельца внутри грозящей обрушиться шахты или обрушить целое здание, чтобы добраться до его коррумпированного владельца. Он не мешает пришельцам похитить сына его лучшего друга, потому что знает, что в будущем они сыграют важную роль в судьбе Земли, и позволяет жестокому тюремному надсмотрщику пытать сбежавшего заключённого, чтобы запечатлеть процесс пытки на фото.

В начале шестидесятых DC отделило раннего Супермена от текущей версии, отнеся приключения всех героев Золотого века на альтернативную версию Земли — Землю-2. Это объясняло и то, почему герои Золотого века не состарились ни на миг за тридцать лет, и почему Человек из стали раньше был жёстче, чем теперь.

Лоис, я под криптонитом

В сороковые годы канон историй о Супермене пополнился ещё одним важным элементом — криптонитом, радиоактивным элементом с планеты Криптон. Самым распространённой разновидностью криптонита был зелёный — он лишал криптонцев силы, дарованной лучами жёлтого земного солнца. С годами во вселенной DC появились самые разные виды криптонита, от красного и золотого до чёрного и фиолетового.

Эффекты каждого криптонита разнились: один уничтожал всю растительную жизнь, другой даровал землянам силы криптонцев, третий срывал сынам Криптона крышу и превращал в злодеев.

В фильме «Супермен III» Кларк Кент попадает под действие искусственного криптонита, созданного по заказу богатого промышленника Росса Вебстера. Вебстер надеялся, что искусственный элемент будет действовать как настоящий зелёный криптонит и сделает Человека из стали уязвимым. Но вместо этого вещество превратило Кларка в ленивого и опасного для общества негодяя.

Начинает Супермен со вполне безобидных хулиганств: задувает олимпийский факел и выравнивает Пизанскую башню. Однако затем его действия начинают представлять опасность: однажды он, к примеру, уничтожил нефтяной танкер, что привело к крупному разливу нефтепродуктов.

Чувствуя вину, Супермен топит её в выпивке, приставаниях к женщинам и жалости к себе. Затем он и вовсе делится на две самостоятельные личности, обладающие диаметрально противоположными качествами — вежливого, скромного и всесторонне положительного Кларка Кента, и злого и аморального тёмного Супермена. Две стороны Супермена сходятся в жёсткой битве, и Кларк оказывается вынужден свернуть своей тёмной половине шею.

В телевизионном сериале «Смолвилль» схожий эффект на Кларка оказывал красный криптонит. Изначально он был придуман в 1955 году сценаристом Отто Байндером и художником Джорджем Паппом и всякий раз оказывал на Супермена разный эффект: один раз он мог превратить его в дракона, в другой — одарить телепатическими способностями, в третий — наградить муравьиной головой. Но в «Смолвилле» эффект красного криптонита был вполне конкретным — он срывал Кларку все тормоза.

Находясь под влиянием красного криптонита, Кларк сбегал из города, терроризировал Метрополис и превращался в преступника. Но и у воздействия криптонита были свои пределы. Когда во время очередного срыва Кларка Джонатан Кент отправился за сыном в Метрополис и завязал с ним драку, Кларк разбил кольцо с криптонитом, лишь бы не разбивать лицо своему приёмному отцу.

Контроль над разумом

Несмотря на то, что под воздействием лучей жёлтого солнца кожа Супермена стала практически непробиваемой, его разум всё равно регулярно оказывался уязвим перед чужим воздействием, заставляющим его творить страшные вещи.

В разное время контроль над разумом Супермена получали Дарксайд, Брейниак, Старро, Ядовитый плющ и Эклипсо. Иногда подобный захват контроля обходился без далеко идущих последствий, но в других случаях они были ужасающими.

В кроссовере «Супермен: Жертва» Человек из стали отправил в реанимацию Бэтмена. Обеспокоенные члены Лиги Справедливости провели своё расследование и выяснили, что Супермен попал под мысленный контроль злодея Максвелла Лорда, годами мечтавшего избавиться от супергероев.

Оказалось, что под воздействием Лорда Супермену казалось, что он видит перед собой не друзей, а злейших врагов, Брейниака и Думсдея, угрожающих убить его родных и близких. Лорд пытался доказать, что если уж даже Супермена можно взять под свой контроль, то героям в принципе нельзя доверять.

Чудо-женщина поняла, что даже если она одолеет Человека из стали в драке, он все равно останется под влиянием Лорда до конца своих дней. Так что чтобы освободить разум друга, Диана была вынуждена хладнокровно свернуть Лорду шею. Это убийство, конечно же, очернило репутацию Чудо-женщины, испортило её дружбу с Бэтменом и Суперменом и привело к фактическому распаду Лиги справедливости.

Воскресни таким как был

В 2007 году вышел анимационный фильм «Супермен: Судный день» основанный на комиксной арке «Смерть Супермена». В самом начале фильма Человек из стали погибает в битве с Думсдеем, и весь Метрополис скорбит по павшему герою. Однако спустя некоторое время Человек из стали вроде бы восстаёт из мёртвых, но начинает вести себя несколько иначе.

Он грубит Лоис Лейн, угрожает старушке, чей кот застрял на дереве, казнит злодея Игрушечника в наказание за убийство ребёнка и заявляет, что сам будет решать, что хорошо для города, а что плохо. Правительство вводит в Метрополис войска, и американская армия получает такую взбучку, какая не снилась ей со времён Перл-Харбора.

Выяснятся, что все эти поступки творит не сам Супермен, а его клон, выращенный в лабораториях «ЛексКорп». Лютор полностью скопировал генетический код Супермена, однако клон не был обременён его совестью и набором моральных ограничений, поэтому не видел ничего плохого в чрезмерном применении силы. К счастью, в последний момент появляется настоящий Супермен, который всё-таки пережил схватку с Думсдеем, и убивает самозванца криптонитовой пулей.

Полнометражная версия «Лиги справедливости» представляет свою версию воскрешения Супермена. В фильме Бэтмен возвращает Человека из стали к жизни с помощью энергии материнского куба, главного макгаффина вселенной DC, универсальной интеллектуальной технологии, попавшей на Землю во время первой попытки Степного волка завоевать планету.

Однако воскрешённый Кларк ничего не помнит о своей жизни и в результате недоразумения нападает на соратников по Лиге. И лишь своевременный приезд Лоис Лейн и визит на родительскую ферму помогает Кларку успокоиться и вернуть свои воспоминания. Как пройдёт воскрешение Супермена в версии Зака Снайдера — ещё предстоит узнать.

Проблемы с воспитанием

В 1989 году издательство DC основало импринт Elseworlds, выпускающий истории, действие которых разворачивалось вне пределов основной вселенной DC. Сценаристы Elseworlds брали один из устоявшихся элементов канона вселенной и задавались вопросом: а что если бы всё сложилось по-другому?

Например, как бы сложилась судьба Супермена, если бы капсула с ним приземлилась не в Канзасе? Эти истории позволяли сценаристам найти ответ на ещё один важный вопрос: было ли благородство и стремление помогать людям изначально заложено в Супермена, или же это плод правильного воспитания?

В 2003 году под брендом Elseworlds вышел трёхсерийный комикс Марка Миллара, Эндрю Робертсона и Вальдена Вонга «Супермен: Красный сын». По сюжету комикса, капсула Кларка приземляется не в Канзасе, а в советской Украине, и вместо фермы Кентов юный Кал-Эл (Миллер так и не сообщает нового земного имени Супермена) вырос в колхозе.

После того, как у Супермена проявляются его суперспособности, Сталин мигом переводит Супермена в Москву и называет новым ультимативным орудием Холодной войны. Красный Супермен искренне предан идеалам коммунизма и не обращает внимание на издержки системы. Его не интересуют власть и партийная грызня, всё, что он хочет — это искренне помогать людям.

Однако после смерти Сталина Супермен вынужден возглавить партию и Союз, потому что простой народ считает, что только пришелец с далёких звёзд сможет достойно продолжить дело Ленина и Сталина. Столкнувшись с жестокой реальностью, в которой существуют голод, войны и репрессии, Супермен решает превратить свою страну, а следом и весь мир, в коммунистическую утопию.

И ему это почти удаётся. Организация стран Варшавского договора охватывает весь мир за исключением Перу и США, да и то Штаты находятся на грани экономического коллапса. Голод, бедность, безработица и преступность почти побеждены, но ценой личных свобод. Супермен превращается в подобие Большого брата, а политическим диссидентам и прочим инакомыслящим в прямом смысле слова промывают мозги, превращая в послушных дронов. Единственная беда Супермена — его неспособность вернуть до нормальных размеров город Сталинград, уменьшенный Брейниаком и помещённый в бутылку.

Долгое время Супермен отказывается завоевывать США силой, но после того как Лекс Лютор становится президентом Штатов и поднимает страну с колен, Кал-Л вынужден нанести превентивный удар. Однако Лютор одним лишь предложением доказывает своему оппоненту всю глубину его заблуждений.

После этого Супермен сходит со сцены, отказываясь от своей роли лидера, а Лютор, объединив идеи Супермена и Брейниака со своими, превращает Землю в настоящую утопию.

В 1999 году в том же импринте Elseworlds вышел графический роман Джона Фрэнсиса Мура и Кирона Дайера «Супермен: Тёмная сторона», в котором капсула Кал-Эла и вовсе промахивается мимо Земли и приземляется на Апоколипсе, а Супермен воспитывается и вырастает верным сыном Дарксайда.

Здесь Супермен до конца предан своему приёмному отцу и не знает никакой другой судьбы. Но после того как по воле Дарксайда Супермен уничтожает Новый Генезис и попадает на Землю, он начинает сомневаться в верности своих идеалов и присоединяется к уцелевшим Новым Богам в их борьбе против правителя Апоколипса.

Оба этих комикса подчёркивают одну важную вещь: детали воспитания Кларка могут оказать какое-то влияние на его характер (в одном случае Кал-Эл не понимает ценности личной свободы, в другом вообще не ценит чью-либо жизнь), но со временем его стремление помогать окружающим, защищать и творить добро перевешивает любые насаженные сверху ценности. Однако стремление «поместить мир в бутылку», защитить всех любой ценой встречается в историях о Супермене не только в «Красном сыне».

Супермен распсиховался

Несмотря на внешне непрошибаемое спокойствие Супермена, его всё-таки можно вывести из себя. Так, к примеру, в одном из эпизодов «Лиги справедливости без границ» Человек из стали разносит целый жилой квартал, построенный Лексом Лютором, поскольку его рентгеновское зрение замечает заложенное в фундаменте квартала загадочное электронное устройство. Устройство оказывается обманкой, спрятанной там Лексом исключительно с целью вывести из себя Супермена.

В марте 2001 года в 775-и номере журнала Action Comics вышел сюжет «Что смешного в истине, правосудии и американском образе жизни» за авторством сценариста Джо Келли и художников Дага Манке и Ли Бермехо. В 2012 году комикс лёг в основу полнометражного мультфильма «Супермен против элиты».

По сюжету комикса Супермен сталкивается с Элитой — командой молодых героев, не стесняющихся убивать своих противников, не считающихся с побочным ущербом от своих подвигов, упивающихся своей силой и считающих, что правила диктует тот, кто сильнее.

Обычные люди быстро принимают эти правила игры, превозносят своих новых защитников до небес и на чём свет ругают устаревшие методы скучного синего бой-скаута. Человек из стали какое-то время терпит нахальных новичков, но затем выходит из себя и перестаёт сдерживаться.

Поначалу у читателей складывается ощущение, что Супермен принимает новые правила игры и играючи отправляет панков на тот свет. Однако в конце, после того как он основательно унижает их лидера, выясняется, что Супермен обманом заставил всех поверить в то, что он перебил всю Элиту.

Последний сын Криптона подчёркивает, что убивать легко, и ему приходится существенно сдерживать свою силу, чтобы соблюдать собственные принципы и избегать смертельных ударов.

Аналогичная ситуация случается в мини-серии Kingdom Come (ещё одной серии, выпущенной DC Elseworlds) за авторством Марка Уэйда и Алекса Росса. В их версии будущего вселенной DC Супермен и все остальные герои Золотого века уходят в отставку после того, как появляется новое поколение героев, молодых, дерзких и также предпочитающих убивать своих врагов.

Казалось бы, без многих привычных суперзлодеев мир должен был стать чище и безопаснее. Но на практике мир превратился в ещё более мрачное и пессимистичное место, а люди окончательно утратили надежду, потому что новые герои жили по принципам Элиты. Они считали себя выше людей, не обращали внимания на случайные жертвы и превратили весь мир в бойцовский ринг.

Учитывая подобный настрой мета-людей, рано или поздно должна была случиться трагедия. Она и случилась, когда в результате очередной разборки супергероев половина Канзаса взлетела на воздух. После этого мета-люди окончательно свихнулись и принялись сражаться как друг с другом, так и с отдельными группами простых граждан, которых они винили в сложившийся ситуации.

Супермен заново собирает Лигу Справедливости и пытается вернуть контроль над происходящим, но получается плохо. Разговорами и кулаками ему удаётся перетянуть на свою сторону ряд героев, но гораздо большее их количество отказывается искать общий язык, и Супермен сталкивается с необходимостью содержать в каком-то месте большое количество пленных мета-людей. Тогда Человек из стали, главный защитник демократии и американских ценностей, решает возвести гулаг, который через две недели после постройки уже оказывается набит под завязку.

Заканчивается история довольно печально. Американское правительство решает избавиться от всех супергероев разом и сбрасывает на них ядерную боеголовку, взрыв убивает большую часть мета-людей, а затем разъярённый Супермен вламывается в штаб-квартиру ООН, но в последний момент останавливается и предлагает людям решать проблемы Земли сообща.

Диктатура супергероев

Практика показывает, что желание Супермена уберечь весь мир вкупе с потерей кого-то из близких и дурным настроением может привести к крайне негативным последствиям.

Так, например, в эпизоде «Лучший мир» из мультсериала «Лига справедливости» Человек из стали и остальные встречаются с Лордами правосудия, вариантом Лиги справедливости с одного из параллельных миров, захватившим власть на своей планете. Поводом для установления диктатуры послужило убийство Флэша, казнённого президентом Лексом Лютером. Когда разгневанный Супермен вломился в овальный кабинет отомстить за погибшего друга, Лютор опрометчиво отчитал синего бойскаута за то, что тот никогда не доводил дело до конца.

Разгневанный Супермен вспылил, заживо спалил Лекса и в считанные месяцы захватил власть над всей планетой. Два года спустя на этой версии Земли вовсю цвела диктатура, свобода слова полностью исчезла, а любое недовольство (даже обслуживанием в ресторане) моментально и жестоко каралось.

Лордам правосудия оказалось мало всего одной планеты. Узнав о существовании параллельной Земли, в которой местная Лига ещё не захватила власть над миром, Лорды решили помочь ей, осуществив захват власти самостоятельно.

Но самый главный пример свихнувшегося Супермена пришёлся на видеоигру Injustice: Gods Among Us и серию одноименных комиксов, рассказывающих о событиях, предшествовавших игре.

В этом мире падение Супермена началось с Джокера. Безумному клоуну надоело проигрывать Бэтмену, и он переключил своё внимание на Человека из стали и решил не мелочиться. Он с ходу застрелил Джимми Олсена, взорвал посреди Метрополиса ядерную боеголовку и обманом заставил Супермена убить Лоис Лейн и их нерожденного ребёнка.

Ответ Супермена был страшен. Он в гневе убил Джокера и при помощи Чудо-женщины объявил о том, что Лига будет напрямую вмешиваться в судьбы планеты.

Американское правительство попыталось утихомирить Человека из стали, похитив его родителей, но сделало только хуже. Между супергероями вспыхнула Гражданская война, закончившаяся установлением диктатуры Супермена.

Список грехов Супермена в этом мире очень велик. За время войны он убил Зеленую стрелу, Чёрную канарейку, Человека-ястреба, Марсианского охотника и Шазама, уничтожил большую часть корпуса Зелёных фонарей, заказал убийство Альфреда Пенниуорта, сломал позвоночник Бэтмену и раскрыл его личность в твиттере.

Союзу уцелевших героев и злодеев пришлось обратиться за помощью к гостям из другой реальности, чтобы остановить обезумевшего супергероя.

Благодаря бесконечности Мультивселенной сценаристы DC регулярно могли доставать из-за пазухи новые, злые версии Супермена, хотя даже воспитанный Дарксайдом Человек из стали в конечном итоге понимал всю глубину своих заблуждений и переходил к свету.

Большая часть историй о плохом Супермене только служит лишним доказательством того, насколько тяжело склонить последнего сына Криптона ко злу, и если даже силам тьмы и хаоса и удаётся на время затуманить его разум и заставить вершить тёмные дела, добро всё равно возобладает. Injustice служит лишь единственным исключением из этого правила.

А значит, и героям Suicide Squad: KIll the Justice League, скорее всего, предоставится возможность не убить членов Лиги справедливости, а вернуть их к свету. Ведь если многолетняя история Супермена и других членов Лиги и научила чему-нибудь, так это тому, что убить их может быть еще сложнее, чем склонить ко тьме.

 

Источник

Читайте также