В марте 2010 года британское издание GamesTM побеседовало с Хироюки Такахаши, главой студии Camelot, создавшей серию игр Shining Force.
Перевод этой беседы, в которой господин Такахаши делится закулисными подробностями разработки игр культовой серии, посвящается тридцатилетию выхода первой Shining Force.
Это не должно было оказаться так сложно. Для стороннего наблюдателя серия Shining Force в девяностые годы представляла собой всё лучшее, что было в Sega: «большая» франшиза Sega и уникальная визитная карточка Mega Drive и Saturn, она стала образцом глубокой тактической ролевой игры на целое десятилетие. Однако, хотя развитие серии до Shining Force III вело зачарованных фанатов в землю обетованную, полную блаженного совершенства RPG, обращение Sega с этой серией и разработчиком, студией Camelot, сменялось от дурного до отвратительного.
До сотрудничества с Sega во время разработки вступительной игры серии, Shining in the Darkness, Хироюки Такахаши (Hiroyuki Takahashi) был сотрудником Enix и работал над серией игр Dragon Quest, в частности, внёс значительный вклад в разработку Dragon Quest IV. После этого он покинул Square Enix, стал независимым разработчиком, основал собственную компанию и скоро начал работать над Shining in the Darkness. Как уточняет Такахаши: «Я никогда не был сотрудником Sega, но, начиная с Darkness, я работал гейм-дизайнером и руководил командой разработки серии Shining Force. Мой младший брат Шуго тоже не был сотрудником Sega».
Если это звучит так, будто Такахаши пытается дистанцироваться от Sega, то так оно и есть. За этим стоит полная боли история, но для начала отметим следующее: для каждой из трёх игр Shining, вышедших на Mega Drive, Sega давала команде Такахаши абсолютный минимум финансирования, допустимый для сторонних разработчиков. Shining in the Darkness оказалась успешной игрой, но, очевидно, недостаточно успешной, чтобы заслужить повышения финансирования Shining Force; и хотя сама Shining Force была хитом, надбавки тоже не последовало, когда речь зашла о сиквеле. Это ещё не всё, но в интересах хронологии вернёмся к истории зарождения серии.
Shining Force была выпущена в марте 1992 года. «В то время игровая индустрия воспринимала ролевые игры как способ рассказать интересную историю», – жалуется Такахаши. – «В этом, очевидно, была цель ролевых игр – просто рассказать хорошую историю. Однако, я всегда считал, что захватывающие сражения – это ключевой фактор в RPG. Даже сегодня есть много ролевых игр, разработанных по той философии, что сражения – это просто бонус, а главное – это история. Я этого никогда не мог принять и не соглашусь с этим. Игроки в RPG проводят много времени в сражении, но нельзя рассматривать боевую систему лишь как что-то, дополняющее хорошую историю».
Случилось так, что на дизайн Shining Force оказала большое влияние относительно малоизвестная японская игра Silver Ghost, выходившая на ПК. «До Silver Ghost», – объясняет Такахаши, – «я вообще не любил тактические симуляторы – они давали игрокам слишком много времени на раздумья… у них совершенно нарушен темп. Но Silver Ghost была иной: это был симулятор, где вы должны были управлять и командовать множеством персонажей; эта игра убедила меня, что симуляторы – это не обязательно мусор».
Самое очевидное наследие Silver Ghost в Shining Force – это система gochakyara (множества персонажей), тогда как управление юнитами, напоминающее шахматы, стало ядром боевой системы серии и удовлетворило желание Такахаши создать по-настоящему увлекательные тактические сражения. Когда мы осмелились упомянуть (якобы) схожим образом структурированную серию Fire Emblem от Intelligent Systems, то заслужили ироничное возражение: «Оригинальная Fire Emblem на Famicom? Ритм в этой игре был таким плохим, что я вообще не хотел в такое играть. Fire Emblem не оказала ни малейшего влияния на Shining Force», – продолжает Такахаши. – «Скорее, до участия в проекте Shining я думал: как бы взять сражения из Dragon Quest и сделать их весёлыми? Боевая система Shining Force появилась, когда такие размышления привели к логическому выводу» — очевидно, с небольшой помощью Silver Ghost.