За что я люблю GTA 3

I see nothing but good things for you my boy.

Salvatore Leone

Так уж вышло, что ПК в моём окружении стал массово появляться годам к 2004-2005, когда уже было хорошим тоном делиться друг с другом новостями о грядущей San Andreas, а все необходимые коды к Vice City знать наизусть. Мне же с наличием продвинутой вычислительной техники в гостиной повезло больше, поэтому знакомство с великой серией я начал аж с первой части, а третью к тому времени если не затёр до дыр, то по крайней мере на 80 спрятанных пакетов из 100.

Поэтому я в общем-то понимал, что на фоне историй про миссию с вертолётиком и полеты на «рокетмене» мои невероятные приключения в холодном дождливом Либерти Сити будут мало кому близки и интересны. Было с одной стороны досадно, а с другой — появилось ощущение, что это моя личная, уютная GTA, в которой я всё знаю, и ни с кем её не делю, ведь интернет тогда тоже был ограничен и при наличии использовался уж точно не для того, чтобы на форумах зависать. С этим, а также с синдромом утёнка я связывал свой странный фетиш к этой купированной по сравнению со своими сиквелами части. Однако, меня всё равно удивило, что, попав, наконец, в безлимитный интернет, я увидел там ту же самую картину: третья часть будто бы прошла для всех незаметно. Нет, понятно, что на соответствующих ветках велись дискуссии, но… как бы это объяснить? Вот сейчас в совершенно рандомных обсуждениях всё так же нет-нет да и всплывёт тот самый вертолётик из Vice City. Мемная San Andreas (которая нравится мне меньше всех в серии) всё так же генерирует шутки, а с Mafia: The City of Lost Heaven, главным конкурентом на тот момент, и так всё предельно ясно.

А что трёшка? Словно не оставила после себя ничего. И так же оно ощущалось и тогда. У меня всегда был неплохой вкус на игры, и мои любимые тайтлы со временем становились общепризнанной классикой, а всякий шлак я обычно забрасывал и забывал, даже не осознавая, что конкретно мне в нём не нравится. Но Grand Theft Auto 3 так и осталась в этом списке странной белой вороной. Теперь же, когда за плечами огромный игровой опыт, и имеется более-менее взрослое осознанное мнение об игровых составляющих, я решил убедиться, хорошая ли всё-таки это была игра или случайно запавший в душу проходняк.

1. За отбитость

И сразу же ответ: да, она замечательная. Просто она очень сильно отличается от своих продолжений. В это сложно поверить, но в плане концепции разница между GTA 3 и GTA:VC (которая вышла спустя всего год) гораздо больше, чем, например, между GTA:VC и GTA 5. Вспомните, какими были первые две части: максимальная аркадность, нарочитая несерьезность, безбашенность, хулиганский характер, грязные задания от сомнительных типов. Так вот, трёшка это абсолютно про то же самое (есть даже классический вид камеры сверху!). Но что умилительно, так это то, как начальная заставка всеми силами пытается убедить нас в обратном: крутая музыка, операторская работа, динамика развития событий, заявка на серьёзный сюжет — всё это намекает нам, что в ближайшие часы мы окунёмся в урбанистическое криминальное кино.

Больше в игре не будет так хорошо поставленных роликов, персонажи будут иметь собственный тип, но не характер, а то, что это вообще-то история про месть, игра вспомнит только ближе к концу. Если такая волна пафоса в начале, контрастирующая с дальнейшими мотивами, сделана в рамках фирменного стёба (о котором далее), то браво, это достаточно тонко. Но я скорее поверю в то, что Rockstar в то время еще только прощупывали почву и разрабатывали свой собственный узнаваемый стиль, пытаясь найти баланс между серьёзностью и трешевостью.

Возможно, именно это оттолкнуло часть аудитории. Тех, кто настроился если не на ААА-драму, то хотя бы на крепкий боевик категории Б, а получил в итоге набор таксофонных миссий без какой-либо мотивации. Но если отбросить все эти сюжетные придатки и рассматривать игру исключительно как экшн-площадку, какими были первые две части, то всё встаёт на свои места. Деньги здесь это скорее очки, которые, как и до этого, дают практически за всё: убийства, взрывы, трюки, побочные занятия, а тратить их особо некуда. Главный герой (тогда ещё безымянный) — это обезличенная машина для убийства, о чём частенько будут напоминать вам персонажи. Он не задаёт вопросов да и вообще не разговаривает, не испытывает душевных терзаний и других эмоций, а просто выполняет заказы — разрушает, убивает, угоняет. Обыкновенный досуг в Либерти Сити.

Игра замечательно передаёт чувство огромной арены боевых действий, в которой главный герой должен занять свою ячейку. Банды делят город на территории, а главари пытаются всеми способами (в основном с помощью вас) уничтожить друг друга. В GTA 3 вообще нет не то что положительных персонажей, но и даже хоть сколько-нибудь нейтральных. Это вообще фишка серии, но в дальнейших выпусках можно было хоть кому-нибудь симпатизировать, а в заданиях прослеживалась какая-никакая мотивация. Здесь же все персонажи полные ублюдки, в которых нет ни капли человеческого. Либерти Сити это даже не пародия на реальный мир, а скорее чистилище, в котором осталось только плохое: жестокость, разврат, алчность, в общем всё то, что проявляется в людях при получении безнаказанности и полной свободы (название города соответствует). Даже от обычных граждан, проходящих мимо, слышны ворчание и ругательства, а действия спецслужб выглядят карикатурно — полиция в погоне за вами сбивает толпу прохожих, а врачи, приехавшие на вызов, случайно ввязываются в драку и до смерти избивают какого-нибудь бомжа.

2. За атмосферу

Всё вышесказанное создаёт в игре уникальную гнетущую атмосферу городской криминалистики рубежа веков, помноженную на уровень безумия аркад 90-х. На это таким же образом работают и остальные элементы дизайна. Приглушенные цвета, разбавляемые яркими вывесками ночных клубов и одеждой сутенёров, шум проезжающих машин и возгласы, отражающиеся эхом откуда-то из подворотни и нескончаемый дождь. Нет, конечно, здесь бывает и ясная погода, но вряд ли вы сумеете разглядеть голубое небо среди здешних бетонных коробок, а те редкие моменты, когда, стоя на каком-нибудь причале вдали от городского шума, вы наблюдаете красный закат посреди бескрайнего моря, ощущаются как выныривание из глубины на поверхность только для того, чтобы отдышаться и погрузиться в пучину вновь.

Пройдя игру и запустив после этого Vice City, увидев наконец нормальных (относительно) людей в качестве персонажей, говорящего главного героя, солнечную атмосферу, историю, проходящую сквозь всю игру, целую обойму знакомых исполнителей и песен на радио, в конце концов, ты такой: «О да, вот это действительно старый добрый НАШ мир!». В GTA 3 он не наш. Он неуютный, чужеродный, и в этом его особенность и прелесть.

Второй раз тот же трюк удалось провернуть Rockstar Leeds с портативными играми серии Grand Theft Auto: Liberty City Stories и Vice City Stories. Конечно, получилось чуть менее бюджетно, по сравнению с основными играми (особенно LCS), но по части атмосферы они не отстают от своих родителей, а по геймплейным возможностям даже и превосходят. VCS некоторые называют лучшей частью 3D-эры. Поэтому если хочется окунуться в ту самую эпоху снова или в первый раз, то смело можно начинать с портативок. Liberty City Stories доступна на любом современном смартфоне, а Vice City Stories спокойно играется на эмуляторе PSP/PS2.

И, конечно же, радио. Саундтрек формировался не по принципу «взять все хиты той эпохи и раскидать по жанрам на радиостанции», а подбирался конкретно под игру. Многие песни записывались специально под именами вымышленных групп и существуют только в качестве рипов с игрового радио. Есть и известные имена, правда скорее известные андеграунд тусовке соответствующих жанров.

Товарищи ностальгирующие, если есть свободное время, можете вбить любой трек с радио в ютьюб и почитать комментарии под ним. Уверен, уровень тепла на душе заметно поднимется. Это ли не показатель грамотного дизайна?

В целом, музыки, конечно, немного, как раз успевает приесться к концу сюжета, а побочные миссии я уже проходил под разговорное радио, но подобрана она практически идеально: холодный электронный транс, бездушная попса, уличный рэп. Немножко выбивается радио с музыкой из «Лица со шрамом», которому место скорее в следующей части, но зато есть станция, на которой крутят оперу. Это прямо вишенка на торте того безумия, которое обычно происходит в игре!

Нарочно или нет, но Grand Theft Auto 3 релизнувшись как игра «про настоящее», стала отражением своей эпохи. Уровень пародийности, начавшейся еще в первой части, здесь, как и многое другое возвели в абсолют. Но заметят это только те, кто не сторонился западной культуры тех времён. В пятой части (которой тоже предстоит через пару десятков лет стать эталонным образцом культуры 2010-х) это выглядело более очевидно. Возможно, потому что это происходит прямо сейчас с нами и мы «в теме», возможно, сегодняшние технологии позволяют раскрыть больший потенциал, а может Rockstar просто стали яснее намекать, так как игры стали более массовыми.

В любом случае, 20 лет назад это выглядело куда тоньше. Те же песни записаны специально максимально недалёкими, чтобы отразить резкую деградацию смысловой нагрузки поп-музыки того времени. Диджей конкурирующей радиостанции постоянно их подкалывает за это, топя за трушный рок, но при этом играет такую же попсу, только иногда со звуками гитары, что как бы говорит нам, во что превратился популярный рок в нулевых.

Интернет только-только вошёл в жизнь простых обывателей, поэтому теперь везде реклама каких-то безумных интернет-сервисов как пародия на выход бизнеса на просторы мировой сети. Сюда же внесём таксофоны и пейджер в качестве средства коммуникации главного героя с работодателями, интернет-кафе (рус. — «компьютерный клуб») и прочие трендовые атрибуты того времени и получим хорошо скомпанованный плотный блок, занимающий своё законное место на видеоигровой временной шкале.

3. За город

От абстрактных ощущений перейдём к конкретным механикам. Начнём с города. Либерти Сити в этой части, как и в остальных, где он присутствует, имеет черты Нью-Йорка. И, чисто эстетически, из пяти доступных в трилогии американских городов каждый выберет себе свой по настроению, ибо все они замечательно передают дух своих реальных прототипов. Но с геймплейной точки зрения LC получился самым интересным и продуманным.

Почему? Да всё по той же причине из первого пункта! Город из GTA 3 — это настоящий кошмар урбаниста. Никто и никогда так не должен проектировать городскую инфраструктуру! Нелогичные неудобные улицы, странные неуместные переулки и мосты, постоянные перепады высот. Но как же это добавляло челленжа, чёрт возьми! В этой игре реально необходимо было запоминать весь город, а не один-два самых часто используемых маршрута. По тому, как игрок проезжал путь от одной точки до другой, можно даже было определить его уровень скилла. Естественно нет никакого GPS к точке назначения. Нет даже глобальной карты, которая появилась только в следующей части, а метки на радаре не показывают уровень высоты цели относительно игрока.

В этом свете достаточно уместно выглядят побочные миссии такси, пожарных и подобные им. Они не только дают возможность закрепить географию районов, но и сами по себе интереснее из-за запутанных улиц и только приближенного понятия, где находится цель.

По мере смещения серии в сторону реализма, города приобретали более человеческий, но менее продуманный вид. В GTA: Vice City планировку города упростили, хотя в какой-то степени элементы заковыристости пытались сохранить. В GTA: San Andreas же сами города абсолютно плоские, но это компенсировалось совершенно безумной сельской местностью между ними. В четвёртой части серии Либерти Сити из игрового уровня превратился в прекрасно выполненную декорацию — результат эволюции технологий и игрового дизайна.

Нельзя не упомянуть также и количество возможных способов перемещения между островами. Помимо стандартных мостов (один из которых имеет свойство разводиться в самый ненужный момент) есть ещё подземный туннель, метро и лодки (а для извращенцев еще и самолёт, но это отдельная тема). Умело используя все возможности, а не тыкаясь, как слепой котёнок во все углы, начинаешь даже испытывать определённое удовольствие от преодоления расстояний.

Спрятанные по всему городу пушки, взятки, здоровье и броня заметно облегчают процесс прохождения, но, опять же, надо держать в голове их расположение для эффективного использования. Подружитесь с городом, и он ответит вам взаимностью.

4. За геймплей

Одной из самых знаменитых особенностей серии (хотя скорее именно 3D-эры, то есть с 3 части по San Andreas плюс Stories) всегда были миссии. Частенько при прохождении кем-то одной из игр звучит фраза наподобие «О, та самая миссия!». Да, Rockstar умеют делать запоминающиеся задания. Запоминающиеся, например, своей сложностью или постановкой. При том что в плане игрового процесса это всего лишь комбинации из стандартного «поезжай, убей, взорви, собери, привези» за редким исключением. Тем не менее, в совокупности с интересными локациями, разнообразными условиями и сценарием, множество миссий отпечаталось в памяти игроков. Наша подопечная не исключение. Более того, в плане сложности она даст лёгкую фору своим родственницам по движку. Особенно, если играть с геймпада, под который изначально была заточена игра.

Кстати о геймпаде. В последний раз проходил трилогию на PS4. Играется немного по-другому. Одни миссии кажутся куда проще, чем на ПК, зато с некоторыми никогда бы не подумал, что возникнут такие сложности. Стрельба, естественно, никудышная, а вот управление транспортом очень понравилось. В общем и целом, показалось более сбалансировано, фанатам рекомендую попробовать. Разве что техническая часть пострадала, но куда уж там консолям практически уже прошлого поколения на полную разгонять игры 2001-2004 годов (да, знаю, что эмуляция, но всё же).

Факт: самая сложная миссия во всей трилогии меня ждала как раз в GTA 3. Какая, говорить не буду, может в комментариях кто-нибудь угадает, лишь скажу, что она не сюжетная.

Скомпанованность вообще отличает эту часть практически во всём. Транспортных средств и оружия еще не так много, и можно сделать каждое из них уникальным. Второстепенные задания представлены как раз в том количестве, чтобы разнообразить досуг между сюжетными миссиями. А карта именно такого размера, чтобы всё это было нанесено на неё плотным слоем и при этом не раздражало. San Andreas мне всё-таки кажется перегруженной, да и сами разработчики не требуют выполнения всех заложенных в неё активностей для достижения100%.

В этом своём скромном рассказе я постарался перечислить особенности именно третьей части, которые отличают её от других. Но помимо этого у неё есть и другие достоинства, присущие всей серии.

Естественно, в игре есть и недостатки. Вернее были на тот момент, сейчас-то понятно, что игра уже сильно устарела некоторыми механиками, чтобы советовать её сегодняшнему геймеру. Кому-то и перечисленные мной особенности покажутся недостатками. Я вполне понимаю хейтеров этой игры. Откровенно никакой сюжет, неаккуратная графика, обилие аркадных элементов… Всё-таки придётся скатиться к сравнениям с великой Mafia. Я люблю обе игры, но они совершенно разные, хоть и в одном жанре. Но я также разделяю хорошие игры на те, в которые интересно играть, и те, которые интересно проходить. Это зависит от совокупности игровых и сюжетных особенностей. Так вот Мафию было интересно проходить, а в GTA 3 именно играть. Я благодарен создателям за каждый час, проведённый в ней. За последнее прохождение я закрыл её на платину и не уверен, вернусь ли в неё ещё. Хотя кого я обманываю? Наверняка вернусь.

P. S. За скриншоты и изображения спасибо YouTube каналам ThirstyHyena, GTA Series Videos, Tyrannicon, сайтам gta.fandom.com, wikigta.org, а так же отдельная благодарность Salmon_Dude за скриншот студента с нарисованным членом.

 

Источник

Читайте также