Как игроки своими руками разрушили то, чего ждали так долго, и почему Джей Аллен Брэк частично был прав.
WoW Classic подходит к своему логическому концу: все шесть фаз пройдены, пре-патч уже анонсирован, а Burning Crusade Classic выйдет в релиз меньше, чем через месяц. Думаю, сейчас настало самое идеальное время, чтобы подвести итоги самого громкого перерождения последних лет…
…а точнее — всего того не самого лучшего, что было с этой игрой, подошедшей к концу своего двухлетнего жизненного цикла. К сожалению, время, реалии и сами игроки сделали своё: суммарно WoW Classic не стал тем самым WoW с привкусом ванили, о котором так грезили почти все его ждавшие перед релизом.
Я не настолько старый вовер, чтобы трясти своей плесенью и травить байки о былых временах и хардкорности, но со своим десятилетним стажем, начавшемся ещё во времена пиратки 3.3.5 в далёком 2011, мне всё ещё есть, с чем сравнивать. Десять лет назад уже ушла реальность, при которой интернеты были слишком медленные, а компьютеры слишком слабые, но ещё не наступила реальность повсеместного соревновательного гейминга без смысла.
В те пираточные времена в WoW играли…просто чтобы играть. Покорять саму игру.
С WoW Classic всё было совершенно иначе.
P.S.: все мемы честно сцыганены с сабреддита r/classicwow, а я лишь ворчливый старик, чьё мнение можно смело делить на два, а то и на три.
И всё же!
Meta ♂Slaves♂
Как я уже сказал, соревновательный гейминг стал превалирующим в онлайн-мире. Этому способствовал дикий рост киберспортивных дисциплин, плодившихся вместе с играми. DotA, DotA 2 и LoL принесли в этот мир MOBA-гейминг, Hearthstone принёс соревновательные онлайновые ККИ, Overwatch дал практически второе дыхание онлайн-шутерам.
(заметьте, что все эти игры были так или иначе связаны с Blizzard, что само по себе весьма иронично)
И все эти игры, помимо прочего, объединяет ещё одна важная черта: мета. Слово, которое ещё несколько лет назад звучало странно и очень абстрактно, сейчас существует практически во всех онлайн-играх. Мета — это легчайший путь к доминации. А доминировать хотят все.
Это не обошло и классическую версию WoW. Большинство игроков, у которых под рукой оказалась база знаний и теорикрафта почти что 15-летней выдержки, повелось и пошло на поводу у мета-гейминга. По итогу на подавляющем большинстве серверов сложилась довольно очевидная картина: невероятная перенасыщенность одних классов и тотальная нехватка других.
Усугубляют сложившуюся и картину и сами игроки, которые крайне агрессивно и неприязненно (в большинстве своём) относятся к офф-мета геймингу. Никто не захочет брать в рейд сову, потому что сова дамажит дай Б-г в половину урона вара средней одетости (а у вара и проблем с маной нет). Никто не возьмёт в рейд кота, если у того не будет целая сумка пробойников, чтобы выдавать хоть сколько-нибудь соревновательный урон. На весь рейд в 40 человек возьмут максимум двух хантов из чисто утилитарного подхода — чтобы те давали транкшоты и кайтили мобов. Для урона хантов никто не возьмёт. И это иронично, ведь ещё пару фаз назад, до релиза Ан’киража, ханты были чуть ли не на первом месте по популяции, потому что тогда они были в мете.
Маги тоже стали частью меты, потому что они великолепные фармеры (и потому что счастливчику, которому упадёт возгорание, повезёт сидеть на первой строчке ДПС-метра, пока тот не сдохнет от переизбытка угрозы) и бустеры. Но к бустингу мы вернёмся ещё позже.
И даже варлоки, которые к 6 фазе — если верить теорикрафтерам и годам данных с ванилла-пираток — должны врываться в топы дпса, сидят на 3 месте снизу, потому что из-за механического ограничения на дебафы в Классике РЛы не дают варлокам развешивать доты. Всё, что действительно можно делать варлокам (в большинстве своём) — это спамить шадоуболт, молясь не сорвать аггро, и генерировать камни здоровья для всего рейда.
Никто не хочет качать друида-дпсера, чтобы фармить пробойники 24/7. Никто не хочет качать ханта, чтобы быть транкшот-машиной. Никто не хочет качать шадоу-пристов, потому что их с их мешком дотов просто развернут восвояси в любом рейде. Все хотят соревновательного ДПСа, и поэтому все качают варов и разбойников. Ведь они ещё и в TBC Classic за клинки Аззинота будут бодаться!
И к слову о TBC Classic: тем, кто наслышался баек про улучшение ситуации со спеками в этом дополнении, я предлагаю посмотреть вот это видео. И вернуться к этому посту через год — тут я оставлю своё «запомните мои слова»: в TBCC в топе по популяции будут ханты и варлоки.
Логи, парсинг, логи, парсинг…
Как я уже сказал, соревновательный гейминг стал превалирующим в онлайн-мире.
Для потных превозмогателей Classic WoW оказался действительно лёгкой добычей. Его сложность действительно оказалась переоценена — опять же, всё становится довольно легко, если у тебя под рукой есть быстрый интернет, хороший компьютер и 15 лет коллективного опыта с гайдами и оптимальными маршрутами/композициями/тактиками и прочим (то бишь, если у тебя есть всё, чего не было у игроков в оригинальный WoW те самые 15 лет назад). И отчаянные, ищущие соревновательного элемента в игре 15-летней давности превозмогатели, таки нашли его: рейды из хай-энд контента для одевания превратились в гоночный трек. Логи и спидраны стали главным различием между оригинальным WoW и его современной классической итерацией: если раньше играли ради самой игры, самого обыкновенного интереса и элемента освоения контента как такового, то отныне это превратилось в гонку за личными и общими рекордами.
Это, кстати, очень больно ударило по и без того хромающей мете: оффмета-спеки в таких реалиях становились абсолютно бесполезными в PvE. Хотя казалось бы, они и до этого были не в почёте, но отныне им стало ещё хуже. Единственное место, в котором они чувствовали себя своими теперь — это в основном dad guilds, они же батя-гильдии — казуальные гильдии (как правило, состоящие чилловых возрастных мужчин), ставящие своей целью банальную приятную игру без агрессивных соревновательных условий.
Дров же в котёл «соревновательного гейминга» подкинула вещь, о которой действительно серьёзно в «ванильном» WoW никто не задумывался — мировые усиления, они же ворлд баффы.
Я люблю обмазываться несвежими баффами и…
Один из главных камней преткновения WoW Classic, причина пары сдвигов меты и главная причина, из-за которой #NoChanges превратилось в #SomeChanges .
На самом деле, естественно, вся тема с ворлд баффами родилась не на пустом месте: этому поспособствовали пиратские серверы, люди с которых осознали, что персонажей можно «консервировать», фаршируя их мировыми усилениями для лучшего рейдинга. Так зародилась мета ворлд баффов, которая стала практически главной чумой Классики и убийцей обычного рейдинга. Ведь кто захочет медленно (т.е. на целую минуту-другую больше) ковырять боссов и смотреть на скучные цифры, если можно обмазаться стероидами и превращаться в машину для убийств?
Ворлд баффы же породили целый подвид заработка — продажу этих самых баффов. Ведь чтобы получить, например, трибьют-бафф из Забытого Города (любимый бафф всех бойцов с физическим уроном), нужно пройти этот самый немаленький инст определённым способом. А тут внезапно есть ребята, которые этот инст проходят за тебя, экономя твоё время (и другие твои законсервированные баффы), и нужный бафф продают — только прилетай и заплати! Гильдии же поняли, что раздавать баффы с голов Ониксии и Хаккара можно за плату другим гильдиям, и баффы окончательно превратились в инструмент торговли.
Ворлд баффы, в частности, породили мету диспел-пристов, снимавших эти самые баффы с потных превозмогателей у входов в рейды чисто ради веселья и первобытного троллинга. Этих самых пристов потные рейдеры боялись как проказы, но с ними ничего нельзя было сделать…
…пока не вмешались сами Blizzard.
Под самый конец Классики разработчики пошли на уступки соревновательному геймингу и ввели Темпоральный манипулятор — «консервную банку» для ворлд баффов. Это не первое изменение внутри игры, крутившееся вокруг баффов — ранее Blizzard сделали уже упомянутый выше трибьют-бафф и бафф с головы Ониксии доступными для охотников (ранее эти баффы для них были практически бесполезными из-за механических особенностей — они работали только для атак ближнего боя). В случае же с Манипулятором это была уже не правка механики, а полноценный ввод нового предмета, кардинально меняющего сложившуюся обстановку.
Это были изменения, которых игроки так не хотели два года назад, и которым они же оказались так рады сейчас.
Boosting Machine 3000