Испокон веков уровень сложности ИИ в стратегиях повышается с помощью читов. Но в «Блицкриге 3» теперь всё не так.
Искусственный интеллект Борис, по словам Nival, первый нейросетевой ИИ, способный обучаться новым тактикам игры и расти без ограничений. Мы знаем, чем заканчиваются визиты компьютеров в традиционные игры (когда «Дип Блю» одолел Гарри Каспарова), но RTS — куда более комплексная вещь, чем шахматы, с сотнями факторов, которые ИИ предстоит просчитать. Да и нейросети пока использовались по большей части для баловства с картинками.
Пока что Борис будто бы изучает глупых людишек, воздерживаясь от решительных действий. К таким выводам я пришёл после нескольких тестов на карте «Сицилийские виноградники».
Тест №1: Танковый раш
Вообще-то «Блицкриг 3» не одобряет лобовую атаку единой массой бронемашин, ведь есть тысячи способов избавиться от «непобедимой армады». Борис, как оказалось, в курсе. Первый же раш он аккуратно «разобрал» авиацией, ракетчиками и стационарными орудиями. Умные системы нередко проваливают элементарные тесты, но только не Борис.
Тест №2: Удерживание высоты в центре карты
Посередине «Сицилийских виноградников», рядом с рекой, расположен невысокий холм, который ощетинился орудиями: там и зенитки, и противотанковые, и гаубица с чудовищным уроном и невероятной дальностью. Грамотная оборона холма позволяет обстреливать гаубицей все три контрольные точки – если кто-нибудь «подсветит» цели.
В первый раз я почти без труда взял высоту, параллельно присвоил точку на своём берегу и захватил ещё одну – на другом, у восточного края карты, где церковь. Борис пытался отобрать точку в углу карты и почти преуспел, отправив туда одну противотанковую самоходку против двух моих СТ, но одной машины не хватило для удержания позиции. Наиболее яростные атаки пришлись на высоту с гаубицей: Борис знал, что артиллерия не даст ему покоя, однако лез в драку неразумно, ни разу не попытался штурмовыми отрядами захватить орудия, хотя пару раз удачно вызвал артобстрел.
Эту партию я выиграл, а вот в следующей Борис ответил за все обиды. Атаку на церковь он отразил с помощью ПТ-САУ, высоту занял раньше меня и разбомбил с помощью орудий и своих танков все наступающие силы. Я попробовал вернуть всё как было, но – не срослось.
Тест №3: Артиллерийские самоходки
САУ в «Блицкриг 3» — слабые бронёй машины, способные обстреливать врага на солидном расстоянии, да ещё и навесом, то есть здания и рельеф им не помеха. Я решил проверить, будет ли Борис охотиться на САУ, укрытые за линией фронта.
Расставил несколько самоходок вне досягаемости обычной техники: за домами, в лесу и так далее. Борис неоднократно пытался эти позиции захватить и извёл немало моей техники и пехоты, однако САУ неизменно стучала его войскам «чемоданами» по голове, отчего любое нападение захлёбывалось. Я долго ждал, что в тыл свалятся десантники, или по лесу пройдутся ковровой бомбардировкой, но самоходкам так никто и не отомстил. Ай-яй, Борис!
С другой стороны — он не забывает держать разведотряды вблизи ваших позиций, если у него самого есть артиллерия или гаубица. Эффективность его артобстрелов зачастую невелика, но инициатива всё равно похвальная.
Тест №4: Авиация
Я отложил наступления, чтобы оставалось больше ресурсов на активацию командирских способностей. В моём случае — для вызова авиации.
В «Блицкриг 3» есть пять видов самолётов. Бомбардировщики (их задачи ясны), штурмовики (кружат вокруг позиции и обстреливают наземные силы), транспортные самолёты (сбрасывают десант), разведывательные самолёты (подсвечивают врагов) и истребители для охоты на все прочие летательные аппараты.
Надо отдать Борису должное: едва завидев вашу воздушную машину – он тут же вызывает с базы истребитель. Он старается мешать вашим воздушным операциям не только на своей территории, но и на вашей, если вы, например, решили высадить три отряда стрелков у опустевшего строения. Правда, Борис не отправляет истребитель для поддержки своих самолётов, что бывает чревато — по крайне мере, я ни разу такого не видел.
Зато места для бомбёжек и прочего хулиганства он выбирает, скажем так, топорно: бомбит контрольные точки, даже если вы держите войска в стороне, или прохаживается прямо по центральному холму с орудиями, не пытаясь после этого завладеть пушками.
Тест №5: Глухая оборона
«Сицилийские виноградники» позволяют играть от защиты, если вы начинаете на юге. Тогда вам достаточно захватить две точки на своём берегу и ни в коем случае не сдавать их, а также захватить зенитку посередине, чтобы следить за передвижениями вдоль реки и не пускать в тыл самолёты противника.
Увы, даже спустя несколько партий Борис не сумел преодолеть оборонительные рубежи. После нескольких яростных атак он перешёл к какой-то странной тактике: временами посылал ко мне различные наборы техники, которые неизменно гибли под огнём орудий. Очевидно, вшитые в Бориса алгоритмы запрещали ему оставлять неприкрытым хоть какой-то участок фронта, а путём разведки боем я подтвердил свою догадку.
Игрок бы понял, что я расселся на двух точках и слезать не буду — мне хватит очков победы. Тогда он собрал бы мощный войсковой кулак и выбил с одной из точек. Борис на такое оказался почему-то неспособен.
Я уверен, что отправляя небольшие группы войск он проверял их эффективность против моей обороны. Такое поведение напоминает действия слабого ИИ в других RTS, нарочно снижающего темпы своего развития. Правда, слабый компьютерный бот обычно шлёт одни и те же либо схожие отряды, в отличие от Бориса, каждый раз подбиравшего новый состав.
Пока что Борис не всегда проявляет свои нейросетевые качества: в одних ситуациях он быстро находит решение, а в других — неловко топчется на месте.
Читером его назвать не получается, ведь его техника порой не успевает сбежать из зоны артобстрела, а скорость его реакции на военные хитрости варьируется от моментальной до затяжной.
Будем надеяться, что Борис уже успел насобирать информации и теперь озвереет ровно настолько, насколько свирепым мы хотим его видеть.
Источник: DTF