Прошедшее десятилетие, благодаря возможности финансировать проекты через краудфандинговые системы, дало новый виток развития классическим ролевым играм. Среди них были и дилогия Divinity: Original Sin, и дилогия Pillars of Eternity — два мастодонта, вдохнувших в жанр новую жизнь, и послужившие хорошим примером для последователей. Wasteland 2 вышла в 2014-ом, а потому можно сказать, что и она стояла у истоков нового поколения cPRG, но на фоне работ Larian Studios и Obsidian как-то терялась, и вспоминалась в тематических обсуждениях куда как реже.
Третья же часть упала как снег на голову — без лишнего шума и без громогласных заголовков на первых полосах. Оттого вдвойне было приятно узнать, что мы получили новую, качественную cRPG, которая прежде всего не разочаровывает, а дарит исключительно положительные впечатления. Увы, жанровая принадлежность не делает игры лучше, чем они есть на самом деле. Даже наоборот, подарить богатый ролевой опыт преимущественно в текстово-вариативном варианте сложно, а стремление подарить таковой опыт игрокам накладывает определённую ответственность. Разработчики порой об этом будто бы забывают. Вылиться это может в разные варианты, но самый главный, по-моему, бич нынешних cRPG — в них нет стремления прыгнуть выше головы. Зачастую.
Wasteland 3 тоже нельзя назвать проектом, который привносит что-то новое в жанр. Более того, он дотошно следует известной формуле классической ролевой игры. В ней есть собственный отряд приключенцев, множество способностей и характеристик, влияющие на разные аспекты игры, есть фракции и связанная с ними репутация, есть глобальная карта, сложный моральный выбор, дополнительные квесты, менеджмент ресурсов, экипировки. В общем, всё что есть в Wasteland 3, мы так или иначе уже видели в подобных проектах. Но при этом, несмотря на вышесказанное, работу inXile язык не повернётся назвать очередной.
Казалось бы, мелочь — игровой процесс на глобальной карте. Достаточно было реализовать передвижение схематичной иконки по не менее схематичной карте. Ведь так делают все, да и игроки не жалуются. Но нет. Приключаться в Wasteland 3 предлагают на полноценной декорации, включающей в себя красивые ландшафты, здания разной архитектуры, снующих там и сям животных, мелкие лавочки торгашей и прочие интерактивные объекты. А передвижение осуществляется на своём личном автотранспорте, подвергающемся отдельной, визуальной и не только кастомизации. Функционально это, конечно же, всё то же самое, что было и в прочих подобных проектах, но декоративно лучше и приятнее. Своеобразный прыжок выше головы.
Да и в общем, если смотреть на Wasteland 3, работа inXile не выглядит как нечто нишевое. Как нечто такое, на что нужно было бы делать скидки. Хотя она таковой, безусловно, является. Три миллиона долларов собирали краудфандингом, и ещё какая-то явно сопоставимая сумма была выделена на разработку. Ни о каких триплэй бюджетах, конечно же, речи не идёт. Но если по пунктам перечислять, что содержит в себе игра, то список получится очень даже весомым. Fashion souls, знакомы ведь с понятием? Если бы Wasteland 3 разрабатывали Obsidian, то автомат был бы представлен одним вариантом, отличающемся друг от друга лишь характеристиками и цветом. Тут же на каждый вид вооружения, будь то тяжёлые пулемёты или снайперские винтовки, приходится, может, с десяток, а то и больше уникальный типов. Уникальных не только по характеристикам, а цветной градации тут и вовсе нет, но и визуально. Тоже самое с костюмами и бронёй.
И всё же, не стоит забываться. Разрабатывалась Wasteland 3 на всё том же Unity. Бесплатно, удобно, но пострадать придётся. Так, например, в игре не самое лучшее освещение. В редакторе персонажей игрока попросят поменять цвет одежды или цвет волос, но лучше подбирать нужные варианты наблюдая непосредственно за изменением модели, но не на кнопки, предлагающие их. Потому что зелёный цвет может запросто оказаться чёрным или синим. А блондина или блондинку слепить, увы, не получится. В любом случае выйдет совсем не то, что хочется. Но справедливости ради, вот на такие шероховатости закрыть глаза легко. Просто смысл в том, что торчащие тут и там проблемы малых бюджетов не всегда удастся спрятать.
Есть же проблемы и серьёзные. Моё первое прохождение оказалось сломанным из-за багов. В начале игра не желала отпускать из пошагового боя, на решение чего потребовалось некоторое время, чтобы сломать игру в свою сторону, а после спутники начали покидать партию безо всяких на то причин. Сломать, видимо, не получилось. Хотелось даже подождать пару месяцев, чтобы вернуться к более стабильной, пропатченной версии, но уж больно понравился проект, потому просто начал сначала. Благо, больше критических багов и ошибок в моём приключении не оказалось. Скорее всего, это было исключением из правил, и шанс запороть прохождение крайне невелик.
Загрузки по полторы-две минуты. Это лютый ад. Имею, правда, не SSD, но уверен, что даже на них загрузки не станут быстрыми. И ладно, если бы в Wasteland 3 был большой мир, как в Divinity: Original Sin, где нет частых переходов между локациями. Но ведь тут загружаться приходится постоянно. Проиграл бой — загрузка. Не прошёл проверку навыка на выживание и попал в засаду — загрузка, переход в другую локацию — загрузка, случайно подорвался на мине или потерял ценного напарника в бою — загрузка. Наверное, это самый серьёзный недостаток игры, и именно его требуется исправлять в ближайшем времени. Благо, недостаток имеет строго технический характер и как-то абстрагироваться от него до исправляющих патчей можно. Тем более, свободного времени для этого игра даёт предостаточно. Ну вы поняли:)
Раз уж начался разговор за всё плохое, то не могут не отметить искусственный интеллект. Сам я к заявлениям о том, что в какой-то игре какой-то не такой ИИ отношусь примерно никак, потому что чаще всего это выстрел в молоко, речь ни о чём. Но тут совершенно комичные ситуации происходят. Так, например, один из моих союзников, дискобот, имеет способность бросить дротик с лечащим препаратом в кого-то из сопартийцев, то есть подхилить. И примерно в 30% случаях он хилит персонажа, у которого хелсбар полный. Или вот ещё пример. За нашей партией увязался некий иностранец. Верой и правдой служил рейнджерскому делу, помогал уничтожать недругов, в течение длительного времени был незаменимым помощников, но в какой-то момент, вне боя, в условиях, когда персонажи просто стояли на месте и думали, что же делать дальше, он принял волевое решение проверить соседний коридор, где находилая лазерная ловушка, и побежал прямо на неё. На красные такие лазеры, как в фильме Пола Андерсона «Обитель зла». Помните? Конечно же, иностранец умер. Я даже загружаться не стал, потому что более достойной смерти придумать затруднительно, а увековечить глупость и отвагу надо. Да и помним, какие загрузки в Wasteland 3. А ещё группа совершенно не умеет обходить ловушки. То есть, если на узком пространстве лежат таковые, то придётся по одному человечку, вручную, перетаскивать их на другую сторону. Увлекательно, одним словом. Но, справедливости ради, в боях враждебный ИИ работает без нареканий.
В остальном же Wasteland 3 совершенно прекрасна. Если вывести за скобки ряд технических проблем, и оставить для рассмотрения непосредственно игру, то картина вырисовываться очень даже ничего, несмотря на то, что ничего нового, повторюсь, в жанр игра не привносит. Иногда, наоборот, даже что-то исключает. Например, в игре не то что романов нет, в ней в принципе личные квесты сопартийцев отсутствуют как явление. Тем не менее, это компенсируется проработкой иных игровых элементов.
Каждый персонаж, если таковой не нанят у специального НПС, личность особенная. Да, без личного квеста, но зато с легкоузнаваемым и уникальным бэкграундом, что не позволит его спутать с кем-то ещё. К тому же, привязать персонажей к игроку призвана ролевая система. И игрок будет рад, если у пьяницы старика, которого он никогда бы не добавил в группу, есть высокоуровневый навык «бартер», потому что с продажи хлама не хватает средств на покупку и нового снаряжения, и патронов к тяжеловесному минигану. А потеря одного такого бойца может сильно аукнуться нехваткой характеристик для разных проверок. Поэтому начинаешь ценить и пьяного бомжа, и головореза с пустошей, присутствие которого не очень сходится с вашим отыгрышем хаотично доброго персонажа. С другой же стороны, кто откажется от опытного бойца?
Боевая система тоже не подкачала. Если шанс попадания по врагу составляет 80%, то это значит, как бы глупо оно не звучало, что шанс попадания по врагу составит 80%. Ну то есть, скорее всего, игрок попадёт, а обидный промах в таком случае будет восприниматься как нечто естественное, а не очередным проявлением корейского рандома. К тому же, если таковой шанс низок — сам виноват. Значит, не качал нужные навыки, ведёшь огонь из неудобной позиции, с неподходящего расстояния или, в конце концов, подобрал не самое лучшее оружие. Параметров, влияющих на преимущества или его отсутствие, достаточно, чтобы обеспечить игроку интересный игровой процесс. В том числе и различные гранаты, призываемые турели и свора неподконтрольных игроку союзников, например, животных. Ещё боевую мощь отряда можно повысить различными улучшениями: повесить хорошие прицел на пушку, или вставить дополнительные броневые пластины в экипировку. Вроде бы и мелочь, а приятно.
За рамками пошаговой тактики тоже всё хорошо. Пространства для ролевого отыгрыша достаточно. Не с излишком, да и чаще всего последствия за принятые решения довольно условные, особенно в дополнительных квестах, но его хватает, чтобы не почувствовать себя загнанным в пресловутое «выбор без выбора». Основной упор, как это чаще всего и бывает, делается на основную кампанию. Такие приключения прорабатываются лучше, они больше, вариативнее, но и периферийные активности сделаны не под копирку и представляют интерес. Особенно по части юмора. Настроение Wasteland 3 чем-то похоже на Divinity: Original sin, но всё же более приземлённое. Хоть найдутся тут и свои горящие свиньи, и киберпетухи и роботы-коммунисты, но игра не забывает, что она не только про комедию. Как-то не до смеха, когда вступаешь на настоящую бойню, вокруг трупы и тотальный геноцид. А ответственного за преступления нужно всего лишь арестовать. Вот и выбирай, что делать. Такого здесь тоже немало.
В целом, Wasteland 3 дарит удивительное путешествие. Игровой опыт не распыляется на несколько фракций, что вошло в моду благодаря проектам Obsidian, от чего история выглядит стройной и комплексной, а исследование мира всегда полезно, потому что ресурсов не в избытке, опыта тоже, и чаще всего совершенно не жалеешь о том, что сошёл с тропы основного сюжета и заехал на какое-нибудь одинокое ранчо по чьей-то просьбе. Как написано в заголовке, это просто качественная cRPG, но ни в коем случае не очередная. В ней нет критичных ошибок, которыми изобилуют иные подобные проекты, и видны старания разработчиков сделать не по принципу просто сделать, а по принципу сделать на достойном уровне, без всяких поправок на нишу, жанр и бюджет. Но ещё нужно понимать, что Wasteland 3 не перевернёт наши представления о партийных ролевых играх, ведь зиждется она на старых принципах и уже проверенных временем механиках. Единственное, что по-настоящему может испортить впечатление — техническая реализация проекта, в особенности долгие загрузки. И даже они определённо стоят того, чтобы отправиться покорять заснеженный Колорадо.