«С точки зрения морали безнравственно думать и действовать так, будто мы обладаем универсальным внешним источником абсолютных правил и процедур принятия решения, а также универсальных или категориальных законов, по которым мы можем отличать добро от зла в любой ситуации».
«Истоки морали. В поисках человеческого у приматов», хотя в оригинале включен еще один немаловажный термин, отражающий суть этой книги «The Bonobo and the Atheist: In Search of Humanism among the Primates» это очень увлекательное путешествие в мир животных, которые зачастую ведут себя так, словно человеку есть чему у них поучиться.
Для кого-то такая риторика будет казаться недопустимой, ведь и по сей день у теории Эволюции находится немало противников.
Есть одна очень занимательная история о публичных дебатах между дарвинистом Томасом Гексли и епископом Уибелфорсом. Тогда еписком насмешливо поинтересовался у Гексли, по какой линии, материнской или отцовской он происходит от обезьян? На что Гексли ответил, что он не против быть потомком обезьяны, но постыдился бы состоять в родстве с тем, кто позорит ораторский дар, дабы скрыть с его помощью истину.
Как объяснить доброту?
В своей книге автор исследует природу добра и зла, сопровождая свои гипотезы множеством примеров из наблюдений за животными.
Франс де Вааль более 45 лет работает в области изучения жизни приматов, его основной интерес составляют шимпанзе и бонобо. Приматы, чья ДНК совпадает на 98,8% с ДНК человека. Впрочем, это очень популярный факт и его общеизвестность не несет в себе ответов на самые главные вопросы, которые интересуют человечество и по сей день.
Одна из историй про главаря стаи шимпанзе Амоса, была очень показательной.
«Амос был одним из самых симпатичных самцов, которых мне довелось знать. За исключением, может быть, того случая, когда он умудрился засунуть в рот два яблока целиком, и тогда я лишний раз напомнил себе, что шимпанзе способны на нечеловеческие вещи»
Но сейчас не об этом..
Смерть Амоса была неожиданной для всех. Вскрытие показало, что у него было несколько раковых образований, которые омрачали ему жизнь последние годы. Но он всячески скрывал это от сородичей, чтобы не потерять статус, потому что именно так устроена иерархия в стае шимпанзе.
Одна из самок в стае увидела Амоса за несколько дней до его смерти грузно сидящего возле стены и, кажется, поняла его состояние. Судя по всему Дейзи и сама когда-то испытывала схожие чувства. Она заботливо носила ему стружку, чтобы устроить удобный настил между твердой стеной и спиной Амоса. Они не состояли в кровном родстве, да и сама Дейзи была настоящей маньячкой по части стружки и никогда ни с кем ею не делилась. Она до самого конца составляла Амосу компанию и старалась всячески за ним ухаживать, чтобы скрасить последние часы его жизни.
Эта история проиллюстрировала две особенности социальной жизни шимпанзе. С одной стороны, самец вынужден скрывать свое физическое состояние до конца, чтобы не «упасть в грязь лицом» перед сородичами. А с другой стороны, все они — это часть тесного сообщества, в котором каждый может рассчитывать на помощь и сострадание в нужный момент.
Мораль без Бога
Одна из самых занимательных частей книги посвящена размышлениям на тему становления нравственного мировоззрения в обществе.
Приматологам и биологам известно множество случаев, когда самки шимпанзе тащили истерзанных самцов на примирение друг к другу, а то и вовсе вырывали оружие из лап во время ожесточенной схватки.
Также и статусные самцы зачастую выступают в роли беспристрастных арбитров, решая конфликты в своей группе.
Забота об общественных интересов в группе шимпанзе наглядно иллюстрирует, что становление нравственности — не исключительная заслуга человека. Можно обойтись без Бога, чтобы объяснить почему мы такие, какие есть.
Откуда берется нравственность?
А на тему нравственности в книге приведена одна очень интересная статья американского психолога Джонатана Хайдта. Он утверждает, что решения в вопросах нравственности человек принимает чисто интуитивно.
В качестве примера Хайдт приводит один социальный эксперимент, где испытуемым была рассказана история о единичной близости между родными братом и сестрой. Далее ученый опроверг все мыслимые рациональные причины, которыми можно было бы объяснить осуждение инцеста. Например, предположение о мутациях их потомков было отклонено тем, что они использовали надежные средства контрацепции.
Большинство испытуемых, по заявлению самих участников, находилось в состоянии «морального ошеломления». Они упрямо продолжали твердить, что поведение героев рассказа безнравственно и аморально, но не могли объяснить почему.
Вывод Хайдта заключался в том, что решения нравственного характера принимаются нутром, а уж потом человеческий разум старается как можно лучше обосновать принятое решение.
В целом книга мне очень понравилась. В ней содержится большое количество интересных фактов и результатов наблюдений за приматами. Собрано множество результатов экспериментов, опровергающих или доказывающих разные гипотезы в области освещаемой темы.
В своей книге Франс де Вааль рассказывает не только о шимпанзе и бонобо, там также содержатся информация о формах поведения собак, слонов и даже рептилий. Почти в каждой главе поднимаются глубокие философские вопросы связанные с наукой и религией.
Не часто удается встретить книгу, в которой легкая форма повествования настолько обширно охватывает область целого научного знания.