Вторая консольная игровая система: участники с боевым опытом

Железо огонь!
Железо огонь!

Если детство ваше выпало на советско-девяностые, то наверняка игровая консоль “Dendy”, которая в девичестве NES (Nintendo Entertainment System в Штатах), Famycom (FAMIly COMputer в Японии), с большой вероятностью была у вас в хозяйстве. Пару недель назад я набрел на “живой оригинал” на местной барахолке, и конечно не мог устоять перед возможностью вернуться в свой 1994. Когда по стране миллионными тиражами шагала армия “фамиклонов”, отец с Германии притащил оригинал, чем неоднократно были недовольны мои друзья, потому что консоль часто не “видела” неоригильные картриджи. Немного поиграл, получил порцию ностальгии и пошел смотреть, что там еще было, консольные войны прошли мимо меня.


Собственно вот и виновница этого поста, похоже что полный комплект. Именно такой я запомнил её в детстве, а вот с неоригинальными картриджами были проблемы: половину консоль не видела, а те что видела не всегда запускала, приходилось играть у соседа в нормальную “Dendy” в 999-in-1 игр. Заппер оказался нерабочим, все остальное живое. Но это далеко не полный список периферии, которая была выпущена для консоли.

NES
NES

Как человека, недалекого от игростроя, меня всегда интересовала история развития “железа” и всего что с ним связано. С момента выхода мега популярных консолей от Nintendo, у многих были планы поменять начальника трона, а играющее население принимало разные стороны. Как вы понимаете, голосовали рублем, а сами компании соревновались за “bleeding edge” в индустрии, толкая эту самую индустрию вперед со скоростью паровоза на ядерных дровишках. Можно долго спорить о том, какие консоли были лучшими в своё время, но когда смотришь на данные продаж, однозначно можно сказать какая консоль победила, по крайней мере с точки зрения доли рынка. Миллионы человеков не могут вель ошибаться. Все эти данные о продажах доступны в сети, через финансовые отчеты, релизы и пресс-хвасталки от платформодержателей. Разделение по номерам чисто субьективное, как я видел по активности рекламы на тв. Итак…

Первая консольная (Super Nintendo vs. Sega Genesis)

Начну пожалуй с эпохи динозавров вроде Super Nintendo/Sega Genesis по нескольким причинам. Тогде Nintendo Entertainment System доминировала везде, а по тем консолям, что были до нее во времена Atari/Intellivision/Colecovision, сложно найти точные цифры. Да и сроки службы консолей были очень непостоянными, компании в рамках одной линейки могли выпустить изменения по железу, даже не уведомив конечного игрока.

SNES
SNES

Консоль спроектировал  Masayuki Uemura, шипнули её Японии 15 июля 1983 года. Приставка не особо хорошо продавалась, в первое время её часто критиковали за ненадёжность, сбои и “перегрев”, который выражался в графических артефактах.

Консолька устала
Консолька устала

Консоль отозвали на японском рынке, и переработали материнскую плату. Вторая ревизия была намного популярнее, и уже к концу 1984 года Famicom стала наиболее продаваемой игровой консолью в Японии. Ободрённая таким успехом, Nintendo обратила своё внимание на рынки Северной Америки, но старт продаж совпал с крахом индустрии видеоигр, отчего изначально они были очень скромные. Продвигать консоль было очень тяжело – Nintendo пришлось даже пообещать ритейлерам выкупить все непроданные экземпляры. Но в итоге она стала настолько же популярной в Америке, как и в Японии. В 1986 году выходит также NES европейской версии, а вследующим году NES появляется и в Австралии. До окончания десятилетия Nintendo была неоспоримым лидером на американском и японском игровых рынках, а её игры били все рекорды продаж. К 1987 году Nintendo контролировала 65% рынка аппаратных средств для видеоигр, что по сравнению с несколькими годами ранее (80%) говорит о сокращении доли рынка компании Atari до 24%. К 1989 году Nintendo полностью доминировала в игровом бизнесе, обладая долей владения 95% рынка консолей в Японии. Общий число проданных консолей приближалось к 70 миллионам, не считая армии фамиклонов, которые по разным подсчетам достигают еще 110 миллонов, в сумме подводя продажи консоли к 180, что выводит её в топ рейнтинга самых продаваемых.

Первая из консольных войн могла бы быть более жестокой. Sega предпочитала нападать на Nintendo в рекламных роликах и ценами, но японское торговое ведомство напрямую вмешалось в эту войну, заставив уровнять цены приставок. Это резко снизило возможности ценового демпинга со стороны Sega, а какое-то время её приставки можно было получить бесплатно в обмен NES, или любую другую консоль и доплатив всего 49.99$.

Cтавка Nintendo на эксклюзивы, такие как The Legend of Zelda: A Link to the Past и Donkey Kong Country, была более выигрышной стратегией, тогда как Sega, перегревала рынок выпуском разных дополнений для Genesis, такими как Sega CD и 32-X, разобщая своих фанов. Японское отделение Nintendo продолжает выпуск приставок Famicom небольшими коллекционными тиражами, приурочивая их к разным датам из истории компании.

Победитель: Super Nintendo (49.10M) на конец 1990 года

Вторая консольная (Sega Saturn vs. Nintendo 64 vs. Sony PlayStation)

Первая плойка, у меня была такая в черном корпусе
Первая плойка, у меня была такая в черном корпусе

Nintendo почивает на лаврах, не спеша выводить на рынок новые приставки, активно развивая бизнес в разных частях света, делая ставку на обширную рекламу, уверенная в своей непобедимости. Но тут в бизнес по производству аппаратных средств вступила Sony со своей новой консолью, в которой смогла реализовать новейшие достижения железа на то время. Оригинальная, первая Playstation была выпущена почти тридцать лет назад, в декабре 1994 года. Фактически она стала первой приставкой нового поколения, а конкуренты в виде Sega Saturn и Nintendo 64 смогли нормально ответить, только спустя год, а то и два. Особенностью этого поколения считается переход к трехмерной графике — до этого игры были «плоскими». Второй особенностью стал переход приставок на использование компакт-дисков, за исключением Nintendo 64, которая осталась верна картриджам. Первая плойка изначально задумывалась разработчиками как дополнение к Super Nintendo, но после известного спора между Nintendo и Sony совместный проект был закрыт. Ходят слухи, что именно Нинтендо была инициатором развала сделки, побоявшись появления возможного конкурента, а большие боссы посчитали что без помощи девелоперов Sony не сможет создать достойное железо. Однако, Кен Катараджи, руководивший проектом, решил не бросать это начинание, и сумел убедить руководство Sony в том, что проект надо продолжать развивать самостоятельно, без участия Nintendo. Запуск PS1 сорвал планы Sega с её новой приставкой Saturn, которая была мощнее по железу и имела больше возможностей для обработки двухмерной графики, например хардварную реализацию нескольких слоев с прозрачностью. Но “плойка” была более дружелюбна к разработчикам, а также имела более простую архитектуру и хорошо документированный SDK, который к тому же был в адаптирован к англоязычным разработчикам, чего не скажешь о Sega Saturn, поэтому игры на неё было намного легче разрабатывать.

Sega SDK Enabling automatic line numbering config
Sega SDK Enabling automatic line numbering config

Считается, что Playstation смогла выиграть гонку с конкурентами в том числе благодаря относительно низкой стоимости приставки и, что даже более важно, благодаря сотрудничеству со сторонними разработчиками игр — Nintendo и Sega акцентировали внимание на собственном производстве видеоигр. Все это, плюс политика Sonу оплачивать часть разработки под свою новую платформу, позволили ей доминировать на рынке почти 10 лет, со своей PlayStation. К 2006 году число проданных консолей перевалило за 100млн, Nintendo 64 смогла продать только 33 миллиона единиц, а Sega Saturn стала настоящим крахом для компании, с 10 миллионым тиражом, едва выйдя на окупаемость всего проекта. Sony добилась успеха благодаря не только своим собственным достижениям, но и провалам конкурентов. Sega плохо продвигала Saturn, практически забив на рекламу, да и появилась она на рынке дороже на $100 по сравнению с основными конкурентами. Консоль от Nintendo имела устаревшие технологии и сложный сдк, старые контроллеры и картриджи вместо CD

Производить Playstation перестали только в 2006 году, когда Sony решила выпускать уже даже не Playstation 2, а Playstation 3.

Победитель: Sony PlayStation (102.5М).

Третья консольная(Nintendo GameCube vs. PlayStation 2 vs. Xbox)

этой плойки у меня к сожалению не было
этой плойки у меня к сожалению не было

PlayStation 2 продолжила там, где закончила оригинальная PlayStation. Она доминировала на рынке с эксклюзивами, включая игры Grand Theft Auto и Gran Turismo. А Sony стала бесспорным королем индустрии. Запуск приставки стал настоящим событием в мире игродева, анонс Playstation 2 прошел с помпой по всем канонам киноиндустрии, куча слухов, статьи в масс медиа, приглашенные звезды. В сравнении со скромным стендом PS1 в 1994 году, это было как релиз саги звездных войн, только без самих фильмов. А вот очереди за приставкой в магазинах наблюдались по всему миру, там где могли её купить.

Потому что самые кассовые фильмы, т.е. игры продолжали выходить под PS1. Да, вы не ослышались, стартовая линейка второй плойки могла похвастать играми вроде Midnight Club, Tekken, Unreal Tournament. Что тоже конечно не плохо, но когда на PS1 выходят такие мастодонты как Tony Hawk’s Pro Skater 2, Spyro: Year of the Dragon, Dino Crisis 2, Syphon Filter 3 и многие другие проекты, говорить о повышенном интересе к новинке не приходится. И только спустя несколько месяцев они добрались до PS2.Такая перереклама привела к тому, что к концу 2000 года Sony столкнулись с нехваткой приставок по всему миру — в США, Европе и Японии большое количество людей приобретало консоли. А объемы производства объёмами производства приставок на заводах в Японии были невысоки, а конктрактное производство в Штатах тормозилось местными властями. В итоге приставку в шутку начали называть лучшим видеоплеером в мире..

А потом на консоли случились Grand Theft Auto, Devil May Cry 3, Silent Hill 2, Ratchet & Clank, Metal Gear Solid 3, God Of War, Tekken 5, Persona 3 и еще много классики игростроя, которые подняли продажи до немыслимых 155 миллионов, оставив в сердцах многих игроков память о лучшей приставке в индустрии.

Легенды PS2
Легенды PS2

А что же конкуренты.

Первый Xbox был выпущен в ноябре 2001 года, принеся ряд новшеств, которые станут стандартом, для последующих поколений. Например, это была первая консоль со встроенным широкополосным модемом. Тогда поддержка сети не была чем-то новым, например Sega Dreamcast имела поддержку модема 56K. Но, впервые поддержка Интернета была интегрирована в консоль. Жёсткий диск объёмом в 8 Гб стал был самым емким на рынке, и позволял ставить игры с дисков. А 64 Мб оперативной памяти и видяха на базе Nvidia Geforce 3, выводила консоль в ряды если не топовых ПК, но очень близко к ним. Добавьте к этому шареную память между cpu/gpu и вы получите идеальный игровой комп. Хм, может оно так и было? Но, что казалось счастьем поначалу, обернулось для Microsoft поражением в этой гонке вооружений, использование комплектующих для ПК ограничивало компанию в том, что она могла предпринять, чтобы сократить расходы. И была вынуждена договариваться с Nvidia/Intel об особых условиях производства железа и лицензировании технологий. Даже сейчас, спустя 30 лет, майки платят лицензионные сборы с тех самых первых боксов. Что интересно, первого бокса могло не быть в том виде, каким мы его знаем, потому что с 1998 года Microsoft вела переговоры с Nintendo о её приобретении. Согласно книге журналиста Дина Такахаши «Opening The Xbox», обсуждалась цифра в $25-30 млрд. Но последней каплей в чаше разочарования было требование маек, чтобы Nintendo отказалась от своего бренда GameCube, который видимо должен был стать Xbox. К январю 2000 года стороны разошлись, не придя к соглашению.

Xbox вчистую проиграл PS2 во этом раунде, продавшись менее 25М устройств, немного опередив GameCube c его 21М. Sony наращивала партнерскую программу и ее дочерние студии выпустили множество эксклюзивных игр, в то время как Microsoft пыталась купить крупного кита, в надежде разом подмять значительную часть рынка под себя. Наверняка Microsoft извлекла уроки из своих ошибок тогда, потому что выход на рынок xbox360 был лишен большей части этих сомнительных решений, а компания сосредосточилась на разработке железа и настоящих игры, а не политических.

Была такая же, только с синими ребрами
Была такая же, только с синими ребрами

А вот у Нинтедо была черная полоса, начало жизни для GameCube попортила предшественница Nintendo 64 и возможное поглощение со стороны Microsoft. Судебные тяжбы с Sony и разрыв партнерских отношений с Philips создал трудности для выпуска консолей с CD-приводом. Игры на приставках конкурентов смотрелись технологичнее, зрелищнее и что немало важно, были дешевле в производстве за счет обычных CD-дисков. В итоге у Nintendo GC был свой формат компакт дисков, Nintendo optical disc был меньше обычного DVD по размеру и вмещал 1,5 Гб данных, а стоил почти в три раза дороже, за счет использования серебра в производстве. Думаете компания одумалась и решила предложить игрокам больше игр? Как бы не так, основной посыл выступления на CES 2001 был прост: хотите новых игр с Марио, Линком, Данки-Конгом и покемонами? Покупайте GameCube! Ни на одной другой консоли этих игр не будет. Через год компания подписала соглашение с Sony/Microsoft о принудительном лицензировании игр и IP компании на их платформах, т.е. чтобы игра про зеленого эльфа могла выйти на Xbox, разработчик должен был получить разрешение у Nintendo. Как думаете, сколько принцесс Марио спас на плойке?. Изящный «кубик» смотрелся выигрышно по сравнению с другими консолями, но популярность снискал только на родине. За первую неделю GC купили 500 тыс. игроков Японии, а в США и Европе продажи не превышали и десятой части. К концу марта 2003 года улалось продать менее 9,55 млн. GameCube по всему миру. Еще больше они упали, когда Sony и Microsoft синхронно снизили цены на приставки в мае 2003 года до 179$, тогда Nintendo пришлось пойти на снижение цены до 99$. Вплоть до выхода Wii Nintendo компании получалось продавать около 2 млн. «кубиков» в год. К концу поддержки GC в 2008 году в мире было продано 21,74 млн. копий приставки..

Не верьте кубикам
Не верьте кубикам

PS2 оказалась самой успешной домашней консолью за все время существования видеоигрового рынка, но за высоким показателем в 155 миллионов проданных экземпляров стояли гениальные игры, изобретательность люди и любовь игроков..

Победитель: PlayStation 2 (155М).

 

Источник

боевым, Вторая, игровая, консольная, опытом, система, участники

Читайте также