Эта статья будет полезна QA инженерам, разработчикам приложений, OEM-производителям и SOC дизайнерам, которые хотят внедрить или идентифицировать HDR контент. В ней мы рассмотрим основные HDR стандарты, их идентификацию и валидацию для H.264/AVC, H.265/HEVC, VP9 и AV1.
Стоит отменить, что термин HDR носит собирательный характер, поскольку на рынке представлено несколько стандартов реализации HDR от разных вендоров. Наибольшее распространение получили четыре стандарта HDR: HDR10, HLG, HDR10+ и Dolby Vision. На рисунках 1.1 и 1.2 представлены бренды производителей телевизоров с поддержкой HDR, а на рисунке 2 вы можете ознакомиться с поддержкой HDR у стриминговых сервисов.
Чтобы воспроизвести HDR контент, необходимы правильно подготовленный контент, соответствующий стандарту, а также декодер и дисплей, поддерживающие HDR стандарт.
HDR10
Этот стандарт был принят в 2014 году. HDR10 получил широкое распространение благодаря простоте в эксплуатации и отсутствию лицензионных отчислений. Стандарт описывает видеоконтент, соответствующий рекомендациям UHDTV Rec. ITU-R BT. 2020.
HDR10 базируется на PQ EOTF функции передачи, из-за чего такой видеоконтент не совместим с SDR дисплеями. Также HDR10 имеет один единственный слой видеоконтента.
Стандарт задействует статические метаданные, которые применяются ко всей видеопоследовательности. С одной стороны, статическая реализация упрощает эксплуатацию. В то же время она не учитывает необходимость разных тонов для статических и динамических, ярких и темных сцен, поэтому требуется применение глобальных компенсаций. Таким образом, HDR10 не способен полностью передать задумку и видение автора.
Метаданные HDR10 включают в себя mastering display colour volume и content light level information.
Mastering display colour volume — параметры дисплея, которые использовались для создания видеоконтента и считаются эталонными. При воспроизведении видеоконтента дисплей будет перенастроен относительно эталона.
Mastering display colour volume описывает:
- Display_primaries, координаты Х и Y трех основных компонентов цветности;
- White_point, координаты X и Y точки белого;
- Max_display_mastering_luminance, номинально максимальная яркость дисплея мастеринга в единицах 0,0001 кд/м2;
- Min_display_mastering_luminance, номинально минимальная яркость дисплея мастеринга в единицах 0,0001 кд/м2.
Content light level information — значение верхней границы номинального целевого уровня яркости изображений. Оно включает в себя:
- Content light level information (MaxCLL), указывает верхнюю границу максимального уровня яркости пикселя в кд/м2;
- Max_pic_average_light_level (MaxFALL), указывает верхнюю границу максимального среднего уровня яркости целого кадра в кд/м2.
У H.264/AVC и H.265/HEVC видеоформатов метаданные HDR10 могут быть указаны на двух уровнях.
- На уровне элементарного видеопотока в соответствующих SEI заголовках блока доступа IDR. На рисунке 3 представлен пример SEI Mastering display colour volume и Content light level information для видеопоследовательности HEVC: максимальная номинальная яркость 1000 кд/м2, минимальная номинальная яркость 0,05 кд/м2, MaxCLL 1000 кд/м2, MaxCLL 400 кд/м2, а также координаты компонентов цветности и точки белого.
- На уровне MP4 медиаконтейнера: mdcv (Mastering display colour volume) и clli (Content light level) боксы;
- На уровне MKV/WebM медиаконтейнера: SmDm и CoLL боксы.