Всё лучшее: обзор Hitman 3

Идеальная игра про Агента 47, пусть и с некоторыми оговорками.

Первый сезон Hitman стартовал, страшно подумать, пять лет назад. Замысел IO Interactive впечатлял смелостью уже тогда: создать игру-платформу, которая положит начало целому сериалу о похождениях наемного убийцы.

Сегодня он завершился — вопреки всему. Игра пережила провальный запуск, смену двух издателей, сокращения в студии и, наконец, возврат всех прав разработчикам. Третий сезон увенчал трилогию World of Assassination и поставил многоточие в истории Агента 47. Время подводить итоги.

В предыдущих сериях

Когда выходит очередная номерная игра именитой серии, у новичков возникает логичный вопрос: можно ли с неё начать? Hitman 3 — тот редкий случай, когда нельзя. Строго говоря, это нельзя даже назвать отдельной игрой. Если вам не понравились предыдущие сезоны, можете проходить мимо.

Но если прошлые сезоны вы не пробовали, сейчас — лучшее время наверстать упущенное. Теперь у нас есть доступ ко всем миссиям, всему сюжету и, в конце концов, законченному произведению.

Сама же трилогия — идеальная точка входа в серию. Она рассказывает историю Агента 47 с момента вступления в Международное Контрактное Агентство, не уповает на сюжетные события прошлых игр серии, а игровой процесс строит по формуле, которая за двадцать лет отточилась до совершенства.

Клиффхэнгер

Hitman 3 — прямое продолжение второго сезона. Причем, если вы прошли предыдущую игру на релизе и с тех пор не вспоминали о ней, стоит наверстать упущенное: разработчики отдельно выпустили к Hitman 2 две сюжетные миссии, которые продолжили историю и стали подводкой к финальному акту.

Впрочем, основной сюжет так и остался слабой стороной трилогии. Если он не зацепил вас во второй части, ничего не изменится. Да и некогда: Hitman 3 — самая ёмкая игра серии. Разработчики приготовили пять полноценных миссий и небольшой эпилог. Все карты на столе, цели известны, ставки понятны. Последний рывок — и занавес.

События развиваются стремительно, а некоторые важные моменты подаются скомкано и небрежно. Создается впечатление, что из игры убрали два уровня, которые могли бы восстановить темп повествования и сделать концовку более насыщенной.

Главный драматический твист вытекает напрямую из Hitman 2, а сопровождается разочаровывающим и нарочитым самоповтором — разработчики будто намеренно обратились к одной из прошлых игр серии, чтобы перемигнуться с давними поклонниками. Проблема в том, что Hitman позиционируется как остросюжетный шпионский триллер про заговоры и предательства. Строить его кульминацию на ностальгии по былым похождениям героя — решение, как минимум, странное. Если не ленивое.

Чего не скажешь о подаче. В Hitman 2 на смену дорогим синематикам от Square Enix пришли дешевые стилизованные слайд-шоу, которые мало кому пришлись по душе. В финальном сезоне от них отказались в пользу органичных и эффектных катсцен на движке игры.

Но сквозной сюжет никогда не был главным достоинством серии Hitman, а попытка вывести его на передний план в Absolution обернулась провалом. Журналист Евгений Баранов однажды написал на эту тему колонку с говорящим названием: «Почему сюжет вреден для Hitman».

В этом смысле IO Interactive выбрала идеальный формат.

Процедурал

Серия игр о лысом киллере была уникальна двадцать лет назад, осталась такой и поныне. Но кажется, только теперь разработчики окончательно определились, каким должен быть симулятор наёмного убийцы. Взяв за основу Hitman: Blood Money, они сосредоточились на создании компактных, но маниакально проработанных уровней-песочниц, на которых Агент 47 волен действовать по своему усмотрению. Главное — убить цель. Арсенал найдётся на любой вкус.

Но интереснее всего в Hitman всегда были убийства уникальные, нестандартные. Те, что напрямую зависели от места действия или характера жертвы. Те, что требовали внимательности и смекалки.

Первый сезон сделал на это упор, добавив на каждый уровень простенькие квестовые цепочки, которые не только освежали впечатления от убийства, но и рассказывали простенькие истории. Они позволяли узнать новые подробности о жертвах и давали почву для остроумных диалогов: выдавая себя за других людей, Агент 47 вживался в образ. Из карикатурного молчаливого жнеца он превратился в хитрого лиса, который забалтывает жертву и разбавляет рутинные беседы чёрным киллерским юмором, подтекст которого понятен только ему и игрокам. Сеанс психотерапии в Сапиенце стал одной из самых ярких сцен в первом сезоне.

Во втором сезоне уровни будто сами строились ради квестовых цепочек. Теперь «миссий» много, порой они сложные, длинные, поэтапные и безумно разнообразные. Их исход непредсказуем, они могут дополнять друг друга и рассказывать уже полноценные истории. А если цепочка приводит к уникальному убийству, оно непременно будет ироничным. Будто не киллер, а сама карма пришла за головой очередного кровавого небожителя. Настроить против военного преступника его же боевого робота? Звучит интереснее, чем очередная пуля в затылок или яд в суши.

Харизматичные жертвы окончательно вышли на передний план. Нам же остаётся из любопытства узнать о них побольше — и поставить точку в их личных историях. С выдумкой и чёрным юмором. Основной сюжет Hitman 2 со временем выветривается из памяти, но сложно забыть сцену, где лысый риелтор устраивает будущей жертве экскурсию по дому, из которого та уже не уйдёт живой.

Эти акценты Hitman 3 сохраняет и даже усиливает. Самый харизматичный уровень третьего сезона разработчики предусмотрительно выставили на витрине: во второй миссии Агент 47 отправляется в английский особняк Дартмур, упокоить с миром главу семейства Карлайл.

Как водится, вариантов выполнить задание несколько, но самый соблазнительный очевиден: Алекса Карлайл наняла знаменитого частного детектива, разгадать тайну классического убийства в закрытой комнате. Если выдать себя за него, перед киллером откроются почти все двери в особняке, а путь к жертве пройдет через целый детективный квест.

Причём, во многом необязательный. Никто не заставляет распутывать дело, достаточно пары улик — и можно обвинить в убийстве кого-нибудь из подозреваемых. Желание изучить уровень и подноготную семейства Карлайл появляется само собой, а игра ненадолго превращается из стелс-экшена в простенькую, но увлекательную адвенчуру.

Вы погружаетесь в тайны особняка, ищете улики и извлекаете все истории, припрятанные разработчиками в укромных местах. На этом уровне Hitman дальше, чем когда-либо, заходит на территорию immersive sim — жанра, к которому серию про лысого киллера не принято причислять.

Другие уровни не сильно отстают — и здесь ностальгические нотки третьего сезона уже гораздо уместнее. Скажем, в Берлине вас поджидает рейв-вечеринка с байкерами-охранниками, в Чунцин так и тянет примерить костюм повара в китайском ресторане, а Мендоса заставит вспомнить про виноградную плантацию Дельгадо… и сравнить путь, который игра прошла за эти годы.

Но третий сезон не забывает и о главном: здесь разработчики заготовили самые оригинальные способы убийства в трилогии. Во многом, благодаря заигрыванию с современными технологиями и легкому переходу в научную фантастику. Скажем, в Чунцин вас ждет свидание с двумя фанатами прогресса, которых не волнуют вопросы этики, зато интересуют нейроманипуляции и Big Data. С этими фактами связаны два сюжетных квеста, которые превращают убийство в остроумную головоломку.

Но кажется, Дартмур — окончательная форма, которую разработчики выбрали для Hitman. Если следующая полноценная игра серии не решит удариться в эксперименты, нас ждет развитие именно такого подхода к дизайну уровней и архитектуре убийства: внутренние истории на локациях будут все насыщеннее, а квестовые цепочки — длиннее и хитроумнее.

Бинджвотчинг

Технически Hitman 3 даже меньше отличается от второй части, чем та — от первой. Все главные нововведения мы уже описали в превью. На локациях появились шорткаты, которые можно открывать по мере прохождения: двери, закрытые изнутри, и лестницы, которые можно опускать. Практической пользы от них мало, разве что время на прохождение миссии могут сокращать.

Куда примечательнее камера, которая пополнила арсенал Агента 47. Она позволяет взламывать электронику, сканировать примечательные объекты и делать фотографии. В общем-то, всё. Создаётся впечатление, что фичу добавили в игру в последний момент и не успели найти ей достойное применение: камера служит аналогом детективного режима из Batman: Arkham Asylum и отмычкой для некоторых замков. Разработчики добавили в паре уровней особые сцены с её использованием, но выглядит это даже комично.

Скажем, вас собираются отсканировать с помощью устройства с ИИ. Тот сразу раскроет ваше прикрытие, поэтому вам дается одна минута, чтобы что-то сделать. Проблема решается одним наведением камеры на компьютер, хотя игра пытается обставить это как какой-то опасный непредвиденный оборот событий.

В остальном, это та же Hitman 2. Если проходить третью часть сразу после второй, разница почти незаметна: противники даже не научились реагировать на отстрел камер видеонаблюдения.

Главным нововведением стал VR-режим для PS4 и PS5, но я играл в версию для ПК и не смог его опробовать.

Зато исчезло лишнее. Под нож пошли заигрывания с мультиплеером, которые появились в Hitman 2, но так и не вылились во что-нибудь стоящее. В центре внимания остались миссии на эскалацию, лучшие пользовательские контракты и снайперские задания. Если IOI и планировала развивать Hitman как игру-сервис, сейчас эти наработки, кажется, отбросили туда, где им самое место.

Что до общего ощущения: третья часть оказалась самой мрачной в трилогии. Это всё ещё холодный триллер с нотками бондианы. Здесь нет откровенной жести Contracts и пафоса Blood Money. Но все ситуации, в которые вы попадаете, сохраняют общий серьёзный тон и не отвлекают внимания от драматичной развязки. Кому-то это придется по душе, а вот фанаты Хитмана-шамана и Хитмана-рокера останутся обделёнными.

Что, впрочем, не мешает игроку самостоятельно повышать градус абсурда по своему усмотрению.

Отсутствие стороннего издателя и финансовые проблемы IOI не могли не отразиться на Hitman 3 и уже превратили ожидание финального сезона в один большой скандал. Да, на старте игра выйдет без русского перевода. Да, поначалу будут проблемы с переносом сохранений из Steam в EGS. Список претензий к запуску каждый может продолжить сам.

Но сейчас больше хочется оглянуться назад. Несмотря на все финансовые проблемы, IO Interactive подарила нам нишевую AAA-игру в практически мёртвом жанре. Игру, которая в общей сумме состоит из 20 огромных, проработанных до сантиметра уровней, которые хочется перепроходить по несколько раз, чтобы извлечь из них максимум. Игру, которая выходила пять лет, но с каждым кусочком шлифовала собственную уникальную геймплейную формулу и в итоге довела идеи серии Hitman до абсолюта.

Hitman 3 тяжело оценивать как самостоятельное произведение. Она им и не является. Но она достойно завершила пазл, который складывался пять лет. Теперь у нас есть лучшая игра про Агента 47. Пусть и не идеальная.

 

Источник

Читайте также