«Всё, что касается сюжета — полнейший бардак»: как современники оценивали «Бегущего по лезвию»

Культовому проекту Ридли Скотта исполнилось 35 лет, но в своё время его приняли не все критики.

«Бегущий по лезвию» вышел на экраны 25 июня 1982 года. К 2017 году фильм получил статус легенды и считается одним из лучших научно-фантастических проектов. Однако это не всегда было так.

Как отмечает Variety, во время выхода ленты в кинотеатры, многие журналисты указывали на огромный бюджет проекта — 30 миллионов долларов (в пересчёте на сегодняшний день — примерно 78 миллионов) и писали, что фильм не может предложить зрителю ничего кроме красивой картинки.

«Бегущего по лезвию» не поняли и зрители. Проект провалился в прокате, собрав за первое лето всего 26 миллионов долларов. В 1982 году картина конкурировала с рассчитанными на массовую аудиторию «Инопланетянином» Стивена Спилберга и «Рокки 3».

В Variety тогда нейтрально высказывались о картине.

Поразительный фильм в нуарной стилистике, действие которого происходит в превосходно изображённом Лос-Анджелесе через 37 лет. Спецэффекты и мастерская работа, безусловно, привлекут внимание зрителей, однако проект вряд ли окупит потраченные 30 миллионов (без учёта рекламного бюджета) из-за общей мрачности и местами проседающего сюжета. Отзывы критиков будут очень разными.

Из рецензии Variety на «Бегущего по лезвию»

Американский кинокритик и лауреат Пулитцеровской премии 1975 года Роджер Эберт остался не в восторге от фильма.

​Режиссёр Ридли Скотт — в первую очередь мастер художественной постановки, и отлично умеет создавать новые вселенные вроде «Чужого».

Он больше заинтересован в создании окружающего мира, а не населяющих его правдоподобных персонажей, и в этом главная проблема фильма. «Бегущий по лезвию» — потрясающее достижение в визуальной части и сюжетный провал.

Роджер Эберт, кинокритик

Рецензия The New York Times тоже оказалась негативной.

В ​«Бегущем по лезвию» слишком много ненужной информации. […] Фильм может предложить только спецэффекты. […]

Всё, что касается сюжета — полнейший бардак. Фильм почти ничего не объясняет и упускает многие детали сюжета, например — изменение поведения одного ключевого персонажа и частые исчезновения другого. История никак не развивает сюжетную линию детектива Декарта, его персонаж одновременно увлекателен и утомителен.

Джанет Маслин (Janet Maslin), автор The New York Times

За давностью лет не все рецензии доступны в цифровом виде. Однако в книге «Future Imperfect: Philip K. Dick at the Movies» приводится несколько отзывов.

Пэт Бёрман, обозреватель The State, писал, что фильм похож на «научно-фантастическую порнографию — чувственную, но бессердечную». Некоторые более поздние комментарии были не лучше — в частности, влиятельный критик Полин Кейл из New Yorker в своём эссе замечала: «Похоже, создатели фильма решили, что характер Декарта раскрыт достаточно в тот момент, когда подписали на роль Харрисона Форда. […] Если поблизости окажется кто-то, проводящий тест на человечность, возможно, Ридли Скотту и его помощникам стоит спрятаться».

Не все кинокритики остались недовольны картиной. Автор рецензии The Hollywood Reporter похвалил режиссёра, общий стиль и атмосферу фильма, а также отметил игру актёров.

​Картина — триумф Ридли Скотта, показывающего в «Бегущем по лезвию» отличную идею и атмосферу с превосходным чувством стиля.

Актёрская игра также на высшем уровне. Харрисону Форду отлично подошёл образ охотника, он показал достаточно правдоподобную личность со своими уязвимыми сторонами, и зрители в него поверили. Рутгер Хауэр в очередной раз смог сыграть главного злодея — воплощённое физическое совершенство.

Также стоит похвалы техническая составляющая, в том числе работа с костюмами и декорациями.

Роберт Осборн (Robert Osborne), автор рецензии The Hollywood Reporter

Негативные отзывы отчасти стали следствием ошибок при производстве «Бегущего по лезвию» и монтажа, что косвенно подтверждается многочисленными перевыпусками ленты. Режиссёр почти всегда был ими недоволен, а некоторые сцены переделывади ради идеального результата.

Часть критиков впоследствии поменяли своё мнение о картине, особенно после выхода в 1992 году режиссёрской версии фильма. Сам Скотт не удовлетворился и этим результатом, заявив, что его подгоняло начальство, и он не смог уделить работе над переизданием достаточно времени.

Автор Variety Диана Гарретт (Diane Garrett) писала, что первоначальная версия ленты не отражала видение съёмочной группы, а своё мнение ей навязывали главы студии и инвесторы. Они потребовали снять «счастливую» концовку и добавить закадровый голос (в следующих переизданиях картины его вырезали).

К 25-летию фильма в 2007 году выпустили финальную версию «Бегущего по лезвию». Скотт работал над ней с 2000 года, но проект откладывали из-за неудачных переговоров студии с одним из инвесторов.

В 2015 году анонсировали продолжение фильма, получившее название «Бегущий по лезвию 2049». До этого неоднократно возникали слухи о сиквеле, который должен был снимать сам Ридли Скотт, однако проект так и не дошёл до стадии производства.

Постановщиком нового фильма стал Дени Вильнёв, работавший над «Прибытием» и «Убийцей». Харрисон Форд вернётся к роли детектива Декарта, а главного героя сыграет Райан Гослинг.

Выход фильма «Бегущий по лезвию 2049» запланирован на 5 октября 2017 года.

#кино #бегущийполезвию

 
Источник: DTF

Читайте также