Игра, где главная цель — есть, ломать, плеваться и быть мерзким.
Devolver Digital продолжает регулярно издавать идейное и стильное инди. Такой оказалась и Carrion — симулятор монстра из лаборатории, который представляет из себя красную зубастую жижу. Проект настолько необычный, что даже заслужил особую роль на видеоигровой презентации издателя: одним из персонажей выставки стал тот самый лабораторный мутант, главный герой Carrion. Он, к слову, даже стримил свою же игру в Steam в день релиза.
Концепт всепоедающей кучи мяса — смешной и безумный. Ну а сама идея игры предельно проста: ешь всё, что движется, ломай лаборатории, избегай систем защиты и несись навстречу свободе. Долой научные эксперименты! У жижи есть права!
Однако за простенькой и сумасбродной задумкой кроется немного больше: весёлый геймплей, отличный дизайн и, внезапно, ностальгия по мобильным играм эпохи Java.
Условия содержания
Цель игры — убежать от учёных, которые ставят над красным монстром эксперименты, попутно разгромив все их комплексы: лаборатории, оружейные склады, хранилища, оранжереи и так далее. Мешать вам будут как простые работники с табельными пистолетами, так и спецназ, огнемётчики, роботы, боевые мехи, ловушки и бронированные двери. Открыть последние — задача для каждой локации.
Управление и средства достижения цели у мутанта очень просты. Зажимаете клавишу движения — и монстр, прилипая к стенкам своими щупальцами, несётся в указанную сторону. Зажимаете кнопку действия — и жуткая абоминация весело хрустит попадающимися на пути людишками или дёргает рычаги.
Ещё есть несколько способностей и стадий развития самого чудища, которые отличаются в зависимости от его текущего размера (маленькое, среднее или большое). Так, мелкая тварь может плеваться паутиной и становиться невидимой. Средняя — разбивать препятствия с разбега и обрастать шипами. Большая — покрываться бронёй и притягивать вещи к себе острыми иглами. А ещё все формы умеют подчинять себе людей с помощью особого зомбирующего щупальца.
Благодаря простому, но многофункциональному арсеналу, большие бои с кучей противников напоминают Hotline Miami — вы носитесь по арене и планируете действия на два шага вперёд, попутно уклоняясь от врагов. Сломать мусором дрон с лезвиями, увернуться от очереди из автомата, съесть на бегу двух лаборантов ради здоровья, подзарядиться от энергощитка и применить способность — и всё это в роли огромной кучи плоти с зубами, которая передвигается, словно огромный шарик, наполненный водой.
Бои в Carrion весьма драйвовые, пускай иногда и откровенно злят своей сложностью. Однако невозможно не испытать удовольствия, когда придумываешь особо изобретательный способ одолеть учёных: например, не уничтожить машину пилота огромной мехи, а лишь оторвать крышу, чтобы зомбировать того щупальцем и натравить робота с шестиствольным пулемётом на его же союзников.
По сюжету вам также дадут поиграть за человека: три раза за игру. Тут очень сильно ощущается контраст между монстром и обычным учёным: он не такой быстрый, не может лазить по стенам и прыгать, а также с трудом двигает тяжести. Это сюжетно ориентированные куски (насколько это возможно в трешовой игре про жижу-людоеда), с большим упором на загадки, повествование, чем на стычки с врагами. В эти эпизоды Carrion напоминает старые адвенчуры в духе Flashback или Another World.
Отвратительно, но смешно
Carrion, несмотря на гнетущий саундтрек и кровавые сцены, ощущается очень забавной. Монстр прилипает к поверхностям с характерным звуком «шлёп-шлёп-шлёп», который издают его щупальца. Глупых людишек можно кидать с размаху в стены, обманывать шумом и даже съедать в туалете — там они ждут нападения меньше всего.
В итоге то, что на поверхности выглядит игрой о жутком неудачном эксперименте, превращается в весёлую адвенчуру про очень голодного красного монстра, который на полной скорости разбрасывает вещи, ест людей, ломает роботов и несётся к очередному вентиляционному люку под собственный вой и хихиканье игрока.
У этого веселья есть только две проблемы. Первая — мелкие огрехи практически во всём. Иногда управление не интуитивное. Порой дизайн уровней ломает мозг. В паре мест сложность скачет слишком высоко, и на игру начинаешь буквально кричать из-за обилия врагов на экране. Смущает и то, что весь игровой мир разбит на экраны локаций — причём довольно мелкие. Пускай подзагрузки и короткие, — буквально секунда-две — немного устаёшь от постоянных переключений маленьких комнат.
Но самая большая беда — отсутствие карты. Carrion по своему жанру — метроидвания. У вас есть условный мир, собранный из локаций, между которыми вы вольны свободно перемещаться — если не считать препятствий, убрать которые вы сможете в будущем. Лабораторные комплексы очень запутанные, и вспомнить, где вы ещё не открыли проход или не подобрали секрет — невероятно тяжело.
Конечно, если идти только по сюжету, не отвлекаясь на секреты, игру можно пройти без особых проблем. Обычно дизайн локаций направляет вас в плюс-минус нужную сторону: за все 5 часов прохождения я заблудился раза два или три. Несмотря на открытый (если его так можно назвать) мир, игра достаточно линейная.
Проблемы начинаются, если вы хотите найти все секреты: тогда придётся записывать или судорожно вспоминать, где вы видели заветный розовый ромб, указывающий на находящийся неподалёку секрет с усилением.
Ностальгия по мобильным играм
Стоит отметить ещё один крайне неожиданный плюс игры. Проходя игру, я ловил себя на крайне знакомых, но давно забытых ощущениях. И неспроста: Carrion — это, намеренно или случайно, отличный оммаж мобильным играм эпохи Java, а именно Gish и, внезапно, мобильным частям Splinter Сell.
Параллели с первой очевидны: играете за полужидкое нечто, липните к стенам, протискиваетесь через трубы и так далее. По своему агрегатному состоянию мутант из Carrion очень напоминает чёрную кляксу из Gish, пускай их набор возможностей и геймплейные идеи несколько отличаются. Куда интереснее со Splinter Сell: здесь также есть патрули врагов, несколько точек входа на локацию, прятки в воде, поэтапное устранение охраны. В общем, полноценный 2D стелс, который удивительно похож именно на Java-игру: с экранами уровней, лазерными целеуказателями, тревогой и кучей хитростей, на которые можно подловить солдат-болванчиков.
Конечно, это может быть абсолютно случайной схожестью — но не отметить её сложно. Carrion будто сделана по чертежам маленьких телефонных игр, из-за чего унаследовала от них как геймдизайнерские идеи, так и мелкие проблемы.
Carrion — довольно примитивная игра, которая, будем честными, не стремится стать каким-то откровением в жанре. Скорее всего, с самого начала это был проект «для души»: разработчики просто сделали весёлую игру про мутанта в духе фильма «Нечто», где можно бегать туда-сюда и есть людей. Вы не пожалеете, если потратите на игру 4-5 часов, пройдя её за два вечера — но и чего-то выдающегося от неё не ждите.
Однако, такие маленькие игры нужны индустрии: идейное инди может позволить себе действительно интересные концепты, да и от больших блокбастеров порой хочется отдохнуть. Снять доспехи очередного спасителя мира и побыть толстым, всеядным и отвратительным месивом, которое хлюпает где-то на нижних этажах военного бункера.
Почему? Потому что это весело.