Впечатления от «Аннигиляции»

Без спойлеров.

Для тех, кто уже посмотрел новый sci-fi триллер от Netflix, есть отдельная тема, где обсуждают сюжет. Мой небольшой обзор c эмоциями от фильма — для тех, кто пока не решил, готов ли потратить свое время на просмотр. Без спойлеров, просьба избегать их и в комментариях.

На Землю падает метеорит, образуя вокруг места катастрофы аномальную зону отчуждения. Женщина-биолог отправляется в экспедицию внутрь, чтобы понять, что случилось с ее мужем. Такова завязка. Это фильм о том, с чем столкнулась героиня в измененной местности и удалось ли ей выбраться.

По скорости и насыщенности повествования, «Аннигиляция» значительно более далека от Тарковского (равно как и от первоисточника Стругацких), чем это может предположить прозорливый начитанный зритель. В «Сталкере» каждый кадр был пропитан густым тяжелым туманом, зритель пробирался, даже продирался через эту завесу смысловых поворотов и отсылок, вычленяя суть, радуясь новым многоэтажным открытиям.

«Аннигиляция», при всех своих местами запутанных завязках, технически снята достаточно просто, долгих мощных сцен или монологов здесь нет — да, общая скорость не самая быстрая, но назвать ее затянутой нельзя. Это ближе к фильму «Монстры» по динамике, повествования идет в том ровном внятном режиме, чтобы всё увидеть, всё рассмотреть.

Заметно, что за кино стоит твердая основа научной фантастики, это мир, придуманный писателем, а не выращенный в голове сценариста. Хочется ли прочитать книгу после? Пожалуй, что да. Фильм не раскроет всех ответов, элементарно не задав часть вопросов. Мы не узнаем об этом мире чего-то сильно важного не потому, что режиссер или актеры не смогли это донести. Просто они, похоже, и не собирались изначально.

Происходящее внутри зоны показано без нарочитости и лишних обещаний, даже в экшен-сценах нет никакого заигрывания со зрителем — нам не выкатывают лучшие ракурсы раз в пять минут, с громкими хлопками и криками, будто стремясь отвлечь от мобильных телефонов зрителей в кинотеатре. Нет, нам рассказывают историю ровно так, как она происходит; смотрите, разбирайтесь сами. Это хроника путешествия вглубь повествования, вглубь зоны. «Трип», если угодно.

И это то, к чему нужны быть готовым: внимательный просмотр, чтобы затем посидеть-подумать после окончания, обсудить фанатские теории в сети и, возможно, ближайшей ночью увидеть сон, всё объясняющий. А наутро взяться за книгу.

Парадоксально, что при подобных вводных, кино смотрится легко. Являясь, по сути своей, сложной научной фантастикой, фильм очень старается не провоцировать зрителя на резкие движения глаз и мозговой штурм в процессе повествования. Поймет ли зритель? Сможет ли быть настолько внимательными, чтобы слушать во все уши и смотреть во все глаза? Как угодно. А если не нравится — можете наше кино выключать.

Тем не менее, найдите силы распробовать этот фильм на вкус. Если получится, то испытаете множество замечательных эмоций, поданных без надуманных визуальных оберток или копеечных пафосных диалогов, будто переливающих коктейль из фантазёрской чуши и ерунды в цветастые стаканы (простите, накипело). А нет — вряд ли потеряете что-то невосполнимое. Расставляйте сюжетные маячки в голове, делайте закладки в памяти, если хотите. Можно и не захотеть, а фильм всё равно понравится — когда в кадре такие шикарные женщины и актрисы, как Натали Портман и Дженнифер Джейсон Ли, подобное неудивительно.

Если сравнивать с играми, то по ощущениям это похоже на Prey прошлого года: то же внимательное исследование, когда под ручку тебя не ведут и дураком не считают. Если нравится Prey — понравится и «Аннигиляция». В этом случае смею предположить, что на полке у вас стоят книги Филипа Дика, а в айподе нередко играет Вангелис. Но есть люди, которые прекрасно без подобного проживут и социальными аутсайдерами точно не станут.

«Аннигиляция» — это кино, которое не обманывает, стараясь казаться чем-то большим, чем является. И если когда-то на Землю действительно упадет нечто загадочное, я лично верю, что всё происходящее далее будет таким, как рассказано в фильме. Как-то вот так, спокойно и тихо, без лишних истерик, мы просто осознаем ранее немыслимое и примем это как новую реальность.

Человек способен выдержать что угодно, даже полную тишину, наполненную ужасом происходящего. Просто ужас, в какой-то момент, становится обычным фоном, а изменившаяся жизнь — в любом случае продолжается.

 
Источник: DTF

Читайте также