Порой я ловлю себя на том, что скучаю по нулевым, когда выход на экраны очередного блокбастера по комиксам сопровождался релизом игры. Конечно, качество такого третичного продукта чаще всего было… посредственным, хотя это еще сильно мягко сказано. Однако куда только не приводит человеческое любопытство. Бывает, проходишь очередную такую игру и понимаешь, что тут бы ассенизаторов вызывать, ан нет — терпеливо продолжаешь свое погружение. Примерно такие фекально-философские рассуждения навеивает FF: Rise of the Silver Surfer.
Название прямым текстом отсылает нас к одноименному фильму 2007 года. Сама игра вышла в тот же день сразу на куче консолей двух поколений. Ну и на мобилки, понятное дело. Java все стерпит. За основу своего разбора я возьму версию для Xbox 360, так прошел ее буквально на днях и слишком уж свежи впечатления. Впрочем, остальные платформы тоже постараюсь зацепить — хотя бы кратенько.
«Фантастические» приключения
Как было сказано выше, игра вышла в один день с премьерой фильм и представляет собой его расширенную версию. Настолько расширенную, что в версии для Xbox есть даже несколько сцен из него, а вторая плойка и вове обошлась без них. И да, я предполагаю, что фильм вы уже видели, поэтому не буду рассказывать о персонажах и их взаимоотношениях.
Действие начинается с того, что наши герои прибывают на остров Скруллов (это такая зеленокожая и остроухая инопланетная раса), чтобы выяснить, чем же они там занимаются. Оказывается, пришельцы просто выкачивают космическую энергию — ту самую, которая и одарила Ф4 суперсилами. Вот только именно для этого понадобилось аж в космос слетать в первом фильме.
Свои действия инопланетяне мотивируют тем, что им эта энергия нужнее, потому что Земле все равно недолго осталось существовать. Выяснить подробности не получается, так как на арену выходит СуперСкрулл (да, я знаю, как это звучит). Он огромный, зеленый и обладает всеми способностями Ф4. Правда, в бою ему это не слишком помогло, однако дало время остальным сбежать.
Затем мы переносимся на свадьбу Рида и Сью, которую прерывает вторжение пришельцев и фланирующий полет Серфера. Драка с инопланетными массами (а иначе ЭТО не назвать) переносится с крыш на улицу. Джонни Шторм отправляется в погоню за Серфером по тоннелю, но безуспешно. В этот момент на связь выходят военные и сообщают местонахождение единственного человека, способного разобраться в происходящем.
Четверка отправляется на космическую станцию, героически избивает человекоподобных обезьян (просто не спрашивайте), выращенных в космической пустоте знаменитым русским ученым с благозвучным именем Иван Крагофф. Ваня и не против поговорить, но сначала нужно доказать, что герои… достойны. В бою, разумеется. Но не лично с ним, а опять с обезьянами.
Тут же выясняется, что за Крагофф работал со стариной Виктором фон Думом, а станция вот-вот взорвется. Внезапно Ваня предлагает героям остаться и вместе наблюдать за гибелью Земли, а они выдвигают контрпредложение — свалить со станции и пожить ее чуть дольше. Но обезьянок Иван бросить не может, поэтому предпочитает умереть вместе с ними.
Признаться, я так и не понял, к чему был этот полет на станцию, но с каждым уровнем понимания происходящего становилось все меньше, так что в итоге я забил и отправился… в Гималаи.
Потому что очередные сигналы космической активности не дают Риду спокойно жить и работать. Избиение каменных големов и босса уровня — Терракса (я понятия не имею, кто это) — привело нас к встрече с Думом.
Тут вновь затрагиваются события фильма — поимка Серфера в лесу. Уже на военной базе Дум завладел космической доской и решил вновь стать властителем мира, единолично избавив мир от Галактуса. Неожиданно, правда? И кто бы мог такое предполагать после событий первой части?
В ходе нудной зачистки военной базы от роботов (видимо, люди стремительно эвакуировались на фоне таких новостей) Ф4 спасает Серфера, ибо только он сможет увести Пожирателя миров от Земли. Вот только ему нужна доска (кто бы сомневался)! Очередное избиение пришельцев, но уже в Шанхае (чудеса отслеживания да и только) приводит к финальному сражению с Думом.
«Фантастические» битвы
Геймплей полностью соответствует жанру битэмапа с головоломками для умственно отсталых. Итак, у нас есть четыре героя со своими уникальными способностями — по четыре на каждого. Существо выполняет функцию танка: наносит удары по площади, наносит повышенный урон за счет усиления атак, поднимает тяжелые предметы и разрушает препятствия. Факел на поддержке — огненные шары, огненное дыхание и высокая скорость перемещения в режиме имитации полета (потому что настоящий полет заскриптован и доступен лишь в определенных миссиях.
Остальные участники команды практически бесполезны за исключением тех случаев, когда игрока заставляют брать их под свой контроль. Поэтому хотя бы упомянуть стоит. Рид Ричардс способен растягиваться свое тело, что на практике нужно только для решения головоломок. Невидимка хотя бы полностью оправдывает свое имя и может пробегать незамеченной мимо врагов. Да и телекинез штука нужная — всегда можно отправить врага в ближайшую пропасть. С другой стороны, это по силу и Существу без всяких психических сил…
Кстати, использование сверхсил требует космоэнергии, однако сложностей здесь нет никаких, потому что она вполне самостоятельно восполняется за короткий промежуток времени. К тому в конце каждого акта можно потратить полученные очки на прокачку способностей, в том числе и на снижение стоимости их использования.
После каждого запуска игра любезно предлагает нам выбрать своей бойца. Вот только смысла в этом нет никакого, потому между ними можно спокойно переключаться в любое время. Есть даже попытки в командное взаимодействие. Например, можно приказать остальным членам команды стоять на месте, что особенно полезно при решении некоторых головоломок. Или провести с кем-нибудь из тиммейтов суперудар. Собственно, на этом все взаимодействие и заканчивается.
Что же до уровней, то это настоящее торжество халтуры. По большей части они представляют собой абсолютно одинаковые комнаты и коридоры, в которых разве что расположение предметов иногда меняется. Справедливости ради стоит отметить, что разрабы пытались хоть как-то разнообразить геймплей.
Например, два или три раза нам дают полетать за Факела. В этот момент игра превращается в трехмерный скролл шутер: летим по длинному коридору и отстреливаем врагов препятствия. Такие сольные локации есть у каждого персонажа. Для Существа предусмотрена арена с большим количеством врагов. У Невидимки — небольшая локация, которую нужно проходить стелсом (читай, в невидимости), а иначе целая армада роботов просто растерзает бедняжку. Самая нелепая локация у Рида — иди себе по коридору да пролезай через лазерные лучи, как Том Круз в известном фильме.
Но что делает эту игры совсем уж печальной, так это головоломки. Проблема в том, что они здесь только чтобы были. При их решении мозг вообще не задействуется. Самый яркий пример: есть две платформы, на которые нужно наступить одновременно, чтобы открыть дверь. Действительно, как же быть в такой ситуации команде из четырех человек?! Или классика приключенческих игр — нужно направить луч света в определенное место, вращая отражающие поверхности. Других головоломок, увы, не завезли.
Противники тоже не станут для игрока вызовом — это просто толпы болванчиков, радостно бегущих на убой под каменные кулаки Существа. Но вот боссы хоть представляют хоть какой-то интерес, потому что к каждому нужно подобрать свой подход.
Чтобы сразить СуперСкрулла, необходимо периодически забрасывать особый генератор врагами или тяжелыми ящиками — только тогда с босса будет падать щит, делая его уязвимым. В битве с Терраксом используется та же механика, но обставлена чуть иначе. Героям нужно направить лучи света в специальный колокол, который ослабит супостата. И только в битве с Думом сначала нужно использовать местный аналог ПВО, чтобы спустить его с небес на грешную землю, и только потом наваливаться на него всей кучей. Да, боссов всего три, а Галактуса даже не покажут.
«Фантастическое» окружение
Пожалуй, графика — это лучшее, что есть в игре (напомню, речь идет о версии для Xbox 360). Это ни в коем случае не означает, что она какая-то поразительно красивая, нет. Просто на фоне всех остальных элементов (и уж тем более портов на другие платформы) она не вызывает отвращения.
Аналогичная ситуация со звуком. Он создает хоть какую-то динамику непосредственно в игре, задает ритм, но совершенно не запоминается. И в данном случае это тоже хорошо. Отсутствие эмоций гораздо лучше, чем глухое раздражение.
«Фантастические» альтернативы
PS2 и иже с ней. На консолях предыдущего поколения дело обстоит не лучше. Общая канва сюжета сохраняется, но с поправкой на отсутствующие локации. Да, на в этой верссии полностью отсутствует линия с Иваном Крагоффом и его обезьянами, а также вырезаны все сольные уровни, что делает игру просто ужасающей в своем однообразии.
Четверка героев уныло бежит через по-настоящему одинаковые комнаты (ctrl+c, ctrl+v), лишенные даже намека на обстановку, и не менее уныло избивает тысячи врагов. Абсолютную пустоту окружения решили заполнить количеством недругов, из-за чего игрок попадает в замкнутый цикл: драка, переход в другу комнату, драка и так далее. Даже боссы не требуют какого-то особого подхода, все решается банальным спамом атак.
Графика, понятное дело, соответствует железу консоли. На самом деле, было бы даже странно сравнивать ее с игрой на более продвинутую третью плойку, но и сама по себе она невероятно блеклая и невыразительная. Цветные вспышечки во время ударов по противнику ее, кстати, не спасают.
Nintendo DS. С визуалом игры и так, думаю, все понятно, он продиктован исключительно мощностями консолями. Геймплейно она представляет собой банальный платформер, который… на порядок лучше версий для других платформах. Просто играть не так уныло скучно, хотя все же стоит оговориться, что это развлечение преимущественно для любителей жанра.
Выбора персонажей нет в силу того, что они на каждом уровне мы играем только за одного — заранее предопределенного. Разумеется, способности суперсилы тоже порезаны, в некоторых случаях даже изменены. Так, например, Невидимка в этой версии умеет летать.
Уровни более-менее вписываются сюжетную канву: пещеры скруллов, гималаи, город… Правда, город здесь представлен не только улицами, но и доком с пришвартованными кораблями. А еще есть этапы… на летающей машине Ф4! Тут уже чистый шутэмап.
Интересно выполнены битвы с боссами. Так как игра на DS, то нужно было задействовать второй стилус. На практике это выглядит так: герои и босс уровня стоят друг напротив друга, злодей атакует, а игрок должен стилус блокировать его атаки — очертить контур вокруг файербола, потыкать в мелкие заряды или нарисовать блок перед мощным лучом. Успешная защита отнимает здоровье врага. Не сказать, что очень интересно, но довольно необычно.
А вот в конце ждет действительно сюрприз. Если в «больших» версиях Серфер просто улетал биться с Галактусом, после чего шли титры, то в этом порте игроку дают возможность сыграть за него и самому одолеть главное зло (пусть даже это снова шутэмап).
Мобилки. А вот это уже совсем другая история. Точнее, о-о-о-о-оченьс ильно урезанная оргинальная. Этот порт представляет собой набор мини-игр, которые связаны лишь заставками в комиксной стилистике.
Вот серфер летит в космосе к Земле — мирно истребляем метеориты. В заставке Сью говорит Риду, что они с Серфером заперты в ловушке — прокладываем путь его к рукой к кнопкам деактивации охранной системы. Затем вторжение на военную базу — заставляем Существо кинуть танки как можно дальше, для чего нужно подобрать оптимальный угол броска. Во время свадьбы Риди и Сью Дум запускает по городу кучу ракет — берем под управление Факела и стараемся сбить как можно больше.
Затем погоня за злодеем — сначала на летающей машине, а затем на серебряном серфе. Механика одинакова в обоих случаях: уклоняемся от препятствий и стреляем по Думу.
Фантастический проходняк
Если перед вами встал выбор, в какую версию сыграть, то лучше всего, конечно, выбрать просто другую игру. Но если вас гложет любопытство, то для ознакомления будет достаточно версии для PS3/Xbox360. Она не такая уродливая, как на консолях предыдущего поколения, и хотя бы немного пытается разнообразить геймплей. Ведь главный враг здесь не Дум и даже не Галактус, а неимоверная скука.
Порты на Nintendo DS и мобилки тоже по-своему любопытны, но браться за них лучше исключительно любителям данных платформ, ибо высок риск того, что не зайдет.
(Хотя я искренне удивлюсь, если кому-нибудь зайдет хоть какое-нибудь воплощение этого творения)