От чего хотят отказаться боссы DC Films.
«Чудо-женщина» будто бы спасла супергеройские фильмы DC: рейтинги хорошие, сборы — тоже, критики в целом положительно встретили фильм. «Бэтмен против Супермена» и «Отряд самоубийц» теперь называют ошибкой даже сами боссы DC Films. Говорят, что комиксы издательства обычно несут в себе позитив и вдохновение, в то время как кино почему-то пошло по другому пути — «Бэтмен против Супермена» был слишком мрачным, люди хотят весёлое кино про супергероев, как у Marvel.
Вот только проблема работы Зака Снайдера не в «мрачности», а в том, что, из-за совокупности факторов, авторам не удалось донести до массового зрителя смысл красиво и правильно. При монтаже из фильма удалили две важные сюжетные линии, из-за чего конфликт величайших супергероев оказался надуманным, зачем-то добавили слишком явные тизеры к предстоящей «Лиге Справедливости», ввели Чудо-женщину, ничего толком о ней не рассказав. Однако, при всех своих минусах, у фильма было своё лицо: противостояние Бэтмена и Супермена должно быть мрачным и жёстким, к этому обязывает сама суть конфликта.
Выбирая между наивным радостным кино про спасение мира и мрачным, конфликтным фильмом, который показывает тьму внутри своих героев, я выбираю второе. В первую очередь потому, что именно в этом мне видится смысл комиксов DC. А слова боссов DC Films звучат как предательство всех ценностей первоисточника.
Да, Золотой век комиксов был наивным и, в основном, весёлым, потому что время требовало того. Но потом всё изменилось. Вот лишь несколько примеров, которые показывают, что DC Films совершают самую крупную ошибку из всех возможных.
«Кризис на бесконечных Землях»
Во время первого и самого масштабного перезапуска вселенной DC погибло более 20 известных героев. И это не считая того факта, что бесконечное количество параллельных миров «схлопнулось» до одного. В битве за само мироздание погибли в том числе Супергёрл и Флэш Барри Аллен. Причём последний выбыл надолго: его заменил другой Флэш, Уолли Уэст.
Флэши — единственные из людей, кто может перемещаться между параллельными вселенными. Один из них пытался предупредить Бэтмена о надвигающейся угрозе в лице Анти-Монитора, поглощающего мир за миром, но погиб. Эту сцену отчасти воспроизвели в «Бэтмене против Супермена».
Ну а Флэш с Земли-1 сначала был подвергнут жестоким пыткам, а затем исчез, уничтожив таки оружие Анти-Монитора. Он бежал настолько быстро, что отправил сам себя в Спидфорс: многомерное пространство, из которого черпают силу все спидстеры. Но это выяснилось много позже, а до тех пор Барри Аллен считался мёртвым, и его смерть шокировала всех.
Наркомания Роя Харпера
В своё время DC практиковали «парные» серии: двух героев объединяли в команду — так родилась серия Green Lantern/Green Arrow.
Зелёная Стрела потерял всё своё состояние и отправился в путешествие в компании с Зелёным Фонарём Хэлом Джорданом и Чёрной Канарейкой, бросив своего подопечного, Роя Харпера (Спиди, этакий аналог Робина), одного. Ненужным и разбитым. А вернувшись — обнаружил, что Рой подсел на иглу из-за недостатка опеки. Словом, Оливер Куин не справился с ролью отца.
Вместо того чтобы проявить отеческие чувства и направить «сына» на путь истинный, Оливер Куин просто выгнал его из дома. В результате Рой кое-как бросил наркотики, однако это событие надолго разлучило их с «отцом». Событие шокировало публику: никогда раньше комиксы не ставили такие остросоциальные вопросы перед своими читателями.
The Longbow Hunters
Ограниченная серия о приключениях Зелёной Стрелы и Чёрной Канарейки в Сиэтле, ориентированная на взрослого читателя. Герои открывают собственный цветочный магазин и раздумывают о свадьбе: Оливер хочет ребёнка, однако Дина упирается — считает, что их образ жизни несовместим с воспитанием детей.
Но спор разрешается сам собой, чудовищным образом: Чёрная Канарейка попадает в руки наркоторговцев и подвергается жестоким пыткам, в результате чего теряет свою суперспособность и возможность когда-либо иметь детей. И Оливер мстит, убивая мучителей.
«Смерть Супермена»
Одна из самых известных сюжетных арок и определённо одна из важнейших. Говорить про неё много не имеет смысла, важно знать лишь, что Супермен трагически погиб в бою с Думсдеем — монстром, созданным специально для того, чтобы убивать. Событие также цитировалось в «Бэтмене против Супермена».
Правда вот спустя какое-то время Супермен воскрес, потому что нельзя просто так взять и убить ключевого героя вселенной, и оживили его очень глупым образом. Но это не отменяет того, что «Смерть Супермена» — один из самых печальных в хорошем смысле комиксов DC.
Hellblazer и The Sandman
Комиксы про Джона Константина и Морфея выбиваются из общего ряда (всё-таки они выпускались издательством Vertigo, принадлежащим DC), но не сказать про них здесь невозможно. Да и вселенная та же самая.
Hellblazer запомнился не только вопиющим мраком буквально в каждой сюжетной арке, но и мощным социальным подтекстом. Маг и подонок Джон Константин — не супергерой, супергероев он искренне презирает, как, в общем, и всё человечество в целом. Комикс поднимает темы религии (и демоны порой оказываются лучше ангелов), расизма и гомофобии, политики (консервативная партия Британии — буквально ожившие трупы) и прочего. Но главное, пожалуй, в том, что Константин использует юмор как защитный механизм и шутит даже тогда, когда один за одним умирают все дорогие ему люди.
Сейчас Джон Константин играет на одном поле с другими героями, и почти весь социальный подтекст из комикса, к сожалению, улетучился. Впрочем, вся магическая концепция DC выстроена на тьме и боли, так или иначе.
The Sandman, культовое произведение Нила Геймана, часто меняет своё настроение. Здесь есть место и в какой-то мере милым историям про Шекспира, который ставит пьесу для демонов из Ада, и истории маньяка, у которого вместо глаз челюсти. Все истории Геймана пронизаны логикой сна, и это неудивительно, когда сквозной персонаж — бог снов.
«Кризис личности»
Достаточно короткая серия комиксов рассказывает о том, что супергерои на самом деле очень уязвимы — у каждого из них есть обычная земная личность и близкие люди. Именно это доходит до Брюса Уэйна, когда он заносит копьё над Кларком Кентом в «Бэтмене против Супермена». В «Кризисе личности» кто-то начинает охоту на дорогих супергероям людей, и в геройском стане воцаряется паранойя.
Отсюда вытекает и проблема доверия по отношению друг к другу, которое герои теряют в критической ситуации. Я искренне считаю, что все фильмы DC должны вдохновляться этим комиксом и «вскрывать» саму супергеройскую суть. В этом весь смак.
«Убийственная шутка»
Мысль о том, что Бэтмен на самом деле ничуть не лучше маньяков, которых он ловит, проходит красной нитью через многие истории о Тёмном рыцаре. В знаменитой «Убийственной шутке» Джокер является в дом к комиссару Гордону и стреляет в его дочь, Барбару, повреждая позвоночник. На многие годы это приковывает её к инвалидному креслу.
Бэтмен мог бы уже десять раз убить Джокера, однако, без него он — никто. И вот в конце Джокер рассказывает Тёмному рыцарю не очень-то смешную шутку. И они вместе над ней смеются.
«Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»
Другой важный комикс, который объясняет, что Бэтмен ничем не лучше монстров. Тёмный рыцарь запрет в лечебнице Аркхэм, а Джокер прогоняет его через все «круги ада», чтобы доказать — на самом деле Бэтмен такой же психопат, и место ему в соседней камере. Кажется, у него получилось.
А ещё в комиксе есть важная для вселенной сцена: женоподобный Джокер хватает Бэтмена за задницу, тем самым демотивируя его, ломая всё его достоинство. Сам автор графического романа в аннотациях пишет, что Бэтмен постоянно ожидает нападения, что он совершенно не способен на сексуальные отношения любого рода. «Его тело — крепость, укрывающая его от опасностей безжалостного мира, — пишет автор. — Соответственно, он стоит до болезненного прямо. Можно представить себе, что при ходьбе он сжимает ягодицы. Это поза тревожной личности анального типа. Этот Бэтмен — боязливый, запуганный мальчик, научившийся внушать ужас ценой собственной человечности».
Таким образом, можно решить, что Бэтмен всегда ходит со сжатыми ягодицами. С этим фактом вам теперь придётся жить.
«Возвращение Тёмного рыцаря»
Этот текст целиком можно было бы посвятить Тёмному рыцарю: практически все истории о нём отличаются депрессивным настроем, сама суть героя обязывает. Почитайте «Долгий Хэллоуин», A Death in the Family, где Робина Джейсона Тодда забивают монтировкой, «Суд сов».
Но здесь хочется отдельно упомянуть «Возвращение Тёмного рыцаря», на которого Зак Снайдер также опирался при создании «Бэтмена против Супермена».
Автор Фрэнк Миллер поместил героев в недалёкое будущее: Супермен работает на правительство, Хэл Джордан покинул Землю, Чудо-Женщина вернулась на Темискиру. Но вот изрядно постаревший и уставший Брюс Уэйн из-за цепочки событий и флэшбеков о смерти родителей вновь берётся за супергеройство, чем вызывает беспокойство Белого Дома. За ним отправляют Супермена.
Это история о старости. О времени, в котором нет больше супергероев. Кстати, по комиксу есть и одноимённый мультфильм, который я рекомендую посмотреть всем. В отличие от экранизаций других комиксов DC он практически покадрово повторяет графический роман и выдержан в той же стилистике.
«Изумрудные сумерки» и «Решающий час»
Зелёный — значит воля. Именно достаточной силой воли должны обладать все Зелёные Фонари, чтобы противиться страху. Страх — жёлтый цвет, и он деструктивен. После разрушения родного города Хэл Джордан оказывается разбит и уничтожен, в нём больше нет воли, есть только страх. В комиксе Green Lantern (vol. 3) №50 его захватывает Параллакс, древняя сущность, само воплощение страха.
Одержимый Зелёный Фонарь обращается против союзников в попытках получить силу, способную восстановить город, и в результате превращается в одного из опаснейших злодеев во Вселенной, убивает своего друга Киловога и сворачивает Синестро шею.
Но одержимость — не самое страшное. Гораздо страшнее расплата: Хэл Джордан ещё многие годы испытывал чувство вины за содеянное.
Девушка в холодильнике
Хэл Джордан в своём безумии уничтожил практически весь корпус Зелёных Фонарей: последнее кольцо досталось художнику-архитектору Кайлу Рэйнеру. Вместе со своей девушкой Александрой ДеВитт он постигал новые силы, пока не случилось нечто, изменившее жизнь новоиспечённого Зелёного Фонаря.
Вернувшись однажды домой к своей возлюбленной, он обнаружил её мёртвое тело в холодильнике.
Это событие даже послужило поводом для создания сайта Women in Refrigerators, посвящённого женскому образу в комиксах.
«Темнейшая ночь»
Одно из самых эпичных событий в комиксах DC — настоящая борьба за жизнь, и это не метафора. Чёрные кольца захватили Вселенную: они оживляют мёртвых, и мёртвые являются к живым, чтобы подавить их волю. А человек без воли становится уязвимым.
«Темнейшая ночь» — большой ивент, в котором участвует сразу множество героев, и каждый из них сталкивается с теми, кого он когда-то потерял. Пожалуй, самый впечатляющий момент — появление Бэтмена, который на тот момент считался мёртвым и уже был оплакан. Тут даже Супермен потерял всякую волю и оказался подвержен страху.
«Флэшпоинт»
Последняя масштабная перезагрузка вселенной DC случилась по вине Флэша, решившего вернуться в прошлое и спасти свою мать. Это запустило целую альтернативную вселенную, где всё пошло не так. Корабль с Суперменом упал не в Смоллвиль, а прямо на Метрополис — младенца тут же заперли в лаборатории, Супермен никогда не видел солнечного света. Аквамен и Чудо-Женщина стали жестокими, развязалась война между Темискирой и Атлантидой. А в тёмном переулке погибли не родители Брюса Уэйна, а сам Брюс Уэйн. Его отец надел костюм летучей мыши, а мать обезумела и стала Джокером.
Наглядная демонстрация того, что может случиться из-за одного неверного решения. Что-то подобное мы видим и в комиксах Injustice, дополняющих сюжет одноимённой видеоигры.
Энималмэн в The New 52
После перезагрузки истории про Энималмэна, жизнерадостного героя, который берёт свои силы у различных зверей, превратились в дикий боди-хоррор. Начинается противостояние трёх природных сил, баланс между которыми оказался нарушен. Гниль идёт по миру, и её порождения угрожают всему живому.
Весомую роль в истории играет Болотная Тварь, представитель Зелени (флоры, можно сказать). Но гораздо важнее то, что события войны вовлекают и семью Энималмэна, которая, как кажется по началу, абсолютно ни при чём.
Аквамен в The New 52
У Аквамена вообще достаточно печальная судьба: его силы связаны с водой, и из-за этого над ним все издеваются — даже СМИ. Однажды люди спасли его из пустыни, где он едва не погиб: все газеты об этом трубили — обычные люди спасают супергероя. Кроме того, он однажды потерял сына, что стало едва ли не самым жутким событием в его жизни.
Однако после перезагрузки истории о нём стали реалистичнее. Царь семи морей вынужден бороться как за свою родину, Атлантиду, так и за Земное царство. Он сделался жесток и импульсивен, и оба мира отвергают его.
Trinity War
Глобальное событие после перезапуска The New 52, которое охватывает многих героев, включая Тёмную Лигу Справедливости во главе с Джоном Константином. События вращаются вокруг Пандоры и её знаменитого ящика, а между героями развязывается война, — тем самым наружу выходят все грехи супергероев.
«Война Троицы» — это не просто глобальный ивент, но целая детективная история, которая выливается в настоящую войну богов. Ящик Пандоры оказывается дверью между мирами, и на Землю-1 вторгаются герои из другого измерения, которое погибло из-за действий вновь проснувшегося Анти-Монитора. Возможно, эта война ляжет в основу последующих экранизаций DC Films, но я искренне не представляю, как её можно показать в позитивном ключе.
Так что вместо того, чтобы искать причину в мрачности сюжета «Бэтмена против Супермена», боссам DC Films стоит лучше пересмотреть работу со сценариями: фильм необязательно должен быть весёлым и позитивным, чтобы массовый зритель принял его и понял. Нужно просто уделить больше внимания логике повествования и разжевать то, что не все способны понять самостоятельно.
Из под пера издательства DC за всю его историю вышло множество отличных и мрачных историй, которыми нужно вдохновляться, а не отвергать их.
Источник: DTF