В связи со скорым началом продаж Oculus Quest 2 люди спрашивают «А во что там играть?» Давайте расскажу.
Так получилось, что я переиграл вообще во все, что выходило для Квеста в Окулус Сторе, плюс огромное количество игр из SideQuest стора, плюс прилично по кабелю из Стима.
Вводная
Существует четыре с половиной крупнейших стора для VR игр: это Steam, Playstation Store, Oculus Store и SideQuest. А так же набор для свичовской картонки. В основном большинство игр стараются выходить на нескольких платформах. Но есть исключения. К примеру Сони выпускает свои вр игры эксклюзивно только для PSVR, поэтому без консоли вы не сможете поиграть в London Heist или Blood & Truth, а Валв очевидно не будет никуда портировать с родного Стима Half-Life: Alyx.
Если у вас Окулус Квест, то вам полностью доступны два магазина — Oculus Store и SideQuest (первый это официальный магазин для платформы, а второй это куча хлама и трешовых инди-экспериментов, среди которых впрочем есть и интересные штуки). При наличии мощного компьютера вы так же сможете играть в игры со SteamVR (они там раза в три дешевле, особенно если у вас российская карточка, так как в Стиме в отличие от Окулус Стора действуют региональные цены). А вот Playstation Store и Свич вам не доступны вообще, как минимум до тех пор, пока не поднимут голову облачные сервисы. То есть скорее всего никогда они вам доступны через Окулус Квест не будут. В посте я рассказываю в основном про игры из Oculus Store и SideQuest. Просто SteamVR это отдельная огромная тема, нужен отдельный материал для нее. Простите, фанаты Boneworks и Lone Echo, не в этот раз.
Для Oculus Quest и Oculus Quest 2 набор игр один и тот же. Скорее всего это изменится когда-то в будущем, но пока что Фейсбук обещают общую библиотеку.
Еще, отвечаю на несколько популярных вопросов:
А что если у меня очки?
Все то же самое. У меня тоже очки. Шлем нормально надевается поверх.
Говорят, людей мутит и долго играть нельзя?
Это все очень персонально, попробуйте сходить в вр клуб, запустите там по очереди минут по пятнадцать Beat Saber, Superhot, Arizona Sunshine, а потом Mini Motor Racing X. Если все их переживете — можете не беспокоиться об укачивании.
Но он же быстро разряжается? И глаза устают?
Обычно зарядки хватает на два часа игры, после чего шлему нужно еще 2-3 часа чтобы зарядиться (по ощущениям, я не засекал). В активных играх, где нужно много двигаться сессии длиной в час обычно хватает (ну, мне хватает), а в замедленных всегда можно подключить провод зарядки и играть с ним. Я проходил Alyx (двадцать часов примерно нужно на прохождение) двумя десятичасовыми сессиями и глаза не устают вообще, но башка чуть побаливает да. Но это опять же зависит от человека и игры. Большинство достаточно хорошо и быстро привыкает к шлемам. А еще для шлема можно докупить устройство, которое делает его ношение приятнее и одновременно увеличивает зарядку в два раза. Но я сам не пробовал, мне и так норм.
У меня недостаточно мощный компьютер для VR игр. А еще я слышал там надо сверлить стены и устанавливать камеры в комнате. Да и места у меня мало.
Окулус Квест полностью автономный. Компьютер для игр с Oculus Store и SideQuest не нужен. (Но для игр со Стима нужен.) Так же не нужно ничего сверлить и устанавливать. Все камеры находятся прямо на шлеме, вы сможете начать игру через пять минут после того как откроете коробку со шлемом. Места нужно примерно 3 на 3 метра для полностью комфортной игры. У меня ближе к 2 на 2 (вообще надо замерить, кстати) и пару раз случалось врубить кулаком по стене, но ничего, жив.
Ритм игры
Главное, чем хорош виар, и особенно через беспроводной шлем Окулус — это ритм играми. Десять минут в FitXR выматывают как беговая дорожка, при этом шлем дешевле, мобильнее, и в отличие от скакалок, например, позволяет делать зарядку дома, не задалбывая соседей грохотом. Конечно, активные игры есть и для других платформ, и для Свича, например, и для Xbox, но по сравнению с виаром (я сравнивал) они скорее идут в разряд «просмотр кассеты с шейпингом», потому что только виар реально дает ощущение, что ты от чего-то уклоняешься, что-то бьешь, то есть это идеальный бой с тенью. У шлема есть проблемы, к примеру в нем быстро потеет голова (и судя по всему в OQ2 эта ситуация не сильно изменится), но это лучший домашний тренажер для утренней разминки, что я знаю. Особенно если докупить утяжелители на руки, это еще добавит к кардио и силовые.
Beat Saber
Игра включает в себя под сотку официальных треков (большая часть покупается отдельно) и после несложных манипуляций можно бесплатно загрузить на шлем еще миллионы фанатских треков из интернетов. Видео выше вполне точно показывает ощущение от игры, добавить к нему нечего.
Pistol Whip
Synth Riders
FitXR
AUDICA
Dance Central
«Экспириенсы»
Вторая вещь которая лучше всего работает в виаре — это передача очень странных и крутых ощущений, которые никак невозможно получить ни от каких больше видеоигр. Практика показала, что наш мозг очень легко обмануть, и даже когда мы видим в виаре откровенно низкополигональные локации, если сам игровой процесс и постановка сцены сделаны правильно — критическое восприятие отключается и мы вообще совершенно забываем, что находимся в игре. Да, это именно так и работает. Не важно насколько у вас большой игровой опыт — виар это единственная платформа, которая позволит вам реально почувствовать себя в выдуманной локации и ситуации. В игре.
Cloudlands 2
Eleven: Table Tennis
National Geographic Explore VR
Tilt Brush, Gravity Sketch, SculptrVR
Но все они опять же приносят ощущение от реального рисования кистью по воздуху, и это очень крутое ощущение и никак больше его получить нельзя.
Descent Alps
Elixir
To The Top
В сюжет и атмосферу
Хороших сюжетных игр в виаре не так много, как хотелось бы. Они есть, и в основном они работают именно как экспириенсы, потому что просто вот бегать-стрелять или решать традиционные паззлы в виаре быстро надоедает, и на обычном компьютере/консоли все это удобнее (мне).
Отдельно я не буду касаться темы хорроров. Их в виаре много, и они реально стремные. Ну то есть я легко и с удовольствием смотрю ночью ужастики или играю в какой-нибудь Fatal Frame или Silent Hill, но в виаре я лично не могу играть в хорроры, если больше никого нет в комнате, кто напоминал бы, что все это не по настоящему. Иначе у меня сдают нервы. Когда в виаре кто-то за тобой гонится, когда кто-то на тебя выпрыгивает — это охренеть стремно и если вы хотите острых ощущений — то ничего лучше вр-шлема не существует. Но я не настолько суров, простите. Поэтому хорроров в этом списке не будет. Мне в них страшно играть.
Red Matter
Ghost Giant
Сила виара в том, что в обычной игре если NPC к тебе обращается с какими-то проблемами — ты можешь отвернуться от монитора, и он об этом не узнает, т.к. «видит» только результаты твоих нажатий на кнопки. В виаре ты всегда в игре, ты не можешь отвернуться или убрать руки от джойстиков, и из-за этого неосознанно ты начинаешь вести себя с персонажами как людьми. Прощаясь с ними ты машешь рукой, где-то хочется положить руку им на плечо, где-то погладить по голове (и многие игры этим пользуются).
Moss
Shadow Point
Но лучше всего он работает именно на уровне нарратива, потому что игра рассказывает историю школьницы, которая застряла в воображаемом мире и постепенно год за годом теряет надежду выбраться. Сюжетка трагическая, проникаешься ей очень быстро, не сочувствовать героине невозможно. На мой вкус это вообще лучший пример драматургии в виаре, использующий все достоинства платформы. В конце игра достигает запредельного уровня людо-нарративного резонанса, когда ты одним своим видом пугаешь девочку и полностью и целиком чувствуешь себя для нее устрашающим. Никогда ничего подобного в видеоиграх я больше не видел.
A Fisherman’s Tale
Bonfire и Cirque du Soleil
Bonfire и Cirque du Soleil — редкие исключения. Первый — мультфильм где мы сидим у костра (опять же скорее всего цепануло туристическое прошлое), а второй — безумное цирковое представление, специально снятое для одного человека, то есть представьте что зрительного зала нет, есть только сцена и вы стоите посередине, и вокруг вас вот очень странные люди делают очень странные вещи, ад в степени ада, игнорировать невозможно. Словами не описать.
Экшны и шутеры
Шутеров для виара полно, самый известный из них это естественно Half-Life: Alyx. У меня непопулярное мнение, что в целом платформа для шутеров предназначена плохо. В шлеме очень неудобно двигаться, уклоняться от выстрелов, не очень хорошее прицеливание и раздражения от большинства экшн игр значительно больше чем удовольствия. Поэтому расскажу про те, которые зашли лично мне.
SUPERHOT VR
Ты реально вытягиваешь из-за укрытия руку, пытаясь дотянуться до обоймы, реально вытаскиваешь чеку и бросаешь гранату за спину. Никакая платформа больше этого ощущения не даст, и оно вот очень крутое. Две игры, лучше всего его передающие — SUPERHOT VR и Alyx.
Arizona Sunshine
The Thrill of the Fight — VR Boxing и Creed: Rise to Glory
Creed более кинематографичный и про ощущение ринга. The Thrill of the Fight больше про то умотаться в нули с двух раундов, когда ты сдаешься потому что не можешь поднять руки, у тебя сил нет.
Drop Dead: Dual Strike Edition и Coaster Combat
Pixel Ripped 1995
Pixel Ripped не идеальна, в ней довольно раздражающие персонажи и диалоги, но как экспериментальный проект она работает замечательно.
Phantom: Covert Ops
Гонки и симуляторы
Как бы странно это не показалось, но для виара очень много трешовых и неиграбельных гонок, и всего несколько реально хороших. При этом, как и остальные жанры — гонки работают в шлеме не как гонки. То есть интерес не в том, чтобы победить противников. Больше всего фана вызывает именно чувство управления колесным (крылатым) девой
Mini Motor Racing X
End Space
Во-первых головой следить за противником значительно-значительно (значительно!) удобнее чем мышью или джойстиком. Во-вторых, полное ощущение Звездных Войн, больше ни одна игра даже близко не стояла. В-третьих, у тебя две руки, каждая из которых управляется как мышь, и даже естественнее. Фактически две мыши. Причем ты можешь смотреть в одну сторону, а стрелять в другую. У — удобство.
Ultrawings
Логические игры
Логических игр в виаре полно, собственно первые годы считалось что платформа лучше всего подходит для манипуляций с разными предметами-переключателями и для тиров. Но по факту и то и другое очень быстро надоедает, и вообще нажимать любые кнопки в виаре скучно, и реально хороших логических игр на платформе мало. Да, среди них есть Tetris Effect, но нет, мне не зашло.
Gadgeteer
The Room VR: A Dark Matter
Остальные
Список выше базировался на моих личных ощущениях. Многие любят в шлемах общение и поэтому зависают в Pavlov, VR Chat или Star Trek: Bridge Crew. Многим больше чем мне нравятся вр-шутеры. Они с удовольствием играют в Raw Data, Apex Construct и Elven Assassin. Но опять же, у меня они вызвали больше раздражения чем удовольствия. Шутеры имхо лучше играть на компе.
Так же есть набор портов типо Skyrim VR или L.A. Noire: The VR Case Files, так же в квесте можно побегать в версии Quake 2 и Half-Life 1 но, на мой вкус это все специфические развлечения и значительно лучше они идут на традиционных платформах.
Отдельно чуть-чуть про игры которых еще для Окулуса нет, но обещаются —Echo, The Walking Dead: Saints And Sinners, Jurrasic World Aftermath, Medal of Honor: Above and Beyond и Warhammer 40,000 Battle Sister. Главная проблема в разработке вр-игр был маленький истал бейз. Грубо говоря — под систему было невозможно окупиться с высокобюджетной сюжетной игрой. Однако мало помалу ситуация меняется, шлемов становится все больше, сами они все дешевле, мощнее и удобнее (а Oculus Quest это самый массовый шлем в мире). И не сложно заметить, что на ближайшие полгода анонсирован вполне приличный набор именно что высокобюджетных сюжетных экшн-адвентюр. То есть да, пока что их мало и брать ради них шлем не факт что вот стоит, но вот-вот обещают значительно больше, восславим Гейба.