Всем привет. Да, да, да. Опять игры и опять психология. Ну не надоели ли? А вот и нет. Я считаю, что на этом замечательном сайте и так слишком много стеба и мемчиков, поэтому если сейчас я вас слегка нагружу довольно интересной инфой (по моему мнению) — вы переживете.
И да, классический дисклеймер: «Все написанное в статье является личным мнением автора и не претендует на объективность и достоверность в первой инстанции». Вот теперь полетели.
Введение
Предлагаю поговорить о выборе. А если быть точным — о причинах, по которым мы выбираем тех или иных персонажей в играх. Женщина или мужчина? Добро или зло? Эльф или Темный Эльф? Воин или маг? В мире видеоигр, каждый выбор, хоть и виртуальный, отражает наши предпочтения, ценности и психологические аспекты личности.
На первый взгляд, сегодняшняя тема могла бы показаться банальным вопросом о предпочтениях виртуальных героев среди игроков, но, на самом деле, этот аспект игрового опыта глубже, чем может показаться.
Приглашаю вас исследовать феномен выбора персонажей в видеоиграх, понять, что на самом деле находится за этими решениями, и как они могут отражать нашу уникальную психологию. Постараюсь без духоты.
Рефлексия личности в выборе персонажей
Для начала спросим себя: «Кто мы есть?». Именно с этого вопроса, по моему мнению, начинается погружение в данную тему. Считаете ли вы себя интровертом, экстравертом, а может быть и вовсе — амбивертом? Насколько высок или низок ваш уровень амбициозности? Ответив на все эти вопросы, мы уже значительно приблизимся к ответу.
Немного расскажу о своем собственном примере. Скрывать не буду, мой уровень самооценки в жизни не очень высокий: у меня есть несколько комплексов, которые мешают жить и от которых я хотел бы избавиться и вовсю пытаюсь это сделать. Как думаете, какого персонажа я бы выбрал в качестве основного в той же Elden Ring? Юркого и молниеносного бандита? А может быть заключенного? Или духовника, — ведь он выглядит неплохо? Нет.
Конечно же, я выбрал бы воина. Ну или самурая. В общем, классы и персонажей, которые наиболее уверенно смотрятся в общих чертах, тем более по сравнению со мной. Они сильные, наносят довольно много урона, просты в освоении и являются моей полной противоположностью. Разумеется, я отдаю себе отчет в том, что это всего лишь игра и что, при желании, я могу научиться играть за любой класс, но, почему-то, на подсознательном уровне, курсор тянется именно к тем вариантам, что я описал выше.
Думаю, что формула здесь довольно проста — зачастую, мы выбираем тех персонажей, которые, с нашей точки зрения, обладают качествами, не присущими нам самим. В играх мы можем стать тем, кем мы хотели бы быть в реальной жизни, и это позволяет нам исследовать и расширять грани своей личности, даже если это происходит в рамках какой-нибудь RPG.
Таким образом, выбор персонажей в видеоиграх становится отражением наших собственных желаний и амбиций, а также способом исследовать нашу собственную психологию. Но есть нюанс.
Принципы выбора
Итак, с основой разобрались. Но ведь не все так однозначно и просто, ведь явно существует множество людей, которые выбирают персонажей по другим принципам? Конечно! И есть целый список иных принципов, по которым люди выбирают того или иного чарактера. Перечислю:
Я и мой двойник
Это как раз то, что мы обсуждали в самом начале. Игрок просто-напросто создает своего цифрового двойника, но который будет лучше оригинала почти во всем. При этом игрок создаст его таким образом, чтобы он мог себя с ними ассоциировать, так или иначе. Пожалуй, это самый распространенный принцип выбора персонажа.
Косплеер
В этом случае игрок создает персонажа на основе известного образа. Это простая попытка побыть в «шкуре» любимого героя из массовой культуры. Ничего сложного.
Почему бы и нет?
Эти игроки стремятся всегда выбирать себе нечто уникальное и разное от предыдущего раза. Их персональный репертуар персонажей может включать в себя святых и преступников, воинов и волшебников, монахов и правителей, бродяг и героев. Эта гибкость в выборе позволяет им легко адаптироваться к различным игровым мирам и жанрам, так как каждый новый опыт расширяет их спектр ролей. Для этих игроков ключевым аспектом является разнообразие.
Постоянство — мое кредо
«Однажды поиграв за мага — невозможно не выбрать мага в будущем». Примерно так мыслят люди, руководствующиеся данным принципом. Думаю, комментарии тут также излишни. В этом случае человек почти всегда выбирает или создает одного и того же персонажа по привычному ему шаблону.
Есть еще несколько принципов, но я не считаю их слишком важными и кардинально отличающимися от вышеперечисленных.
Моральные выборы и нравственные дилеммы
Не самая любимая тема для многих игроков, но что поделать — обсудить придется. Так или иначе, в мире очень много людей, которые при прохождении игр руководствуются моралью и нравственностью, а не просто в тупую гриндят. Среди этого числа людей нахожусь и я сам.
В мире видеоигр cуществует множество сценариев, где игрокам приходится принимать решения от имени своих персонажей. Эти выборы могут включать в себя действия, влияющие на судьбу других героев в игре, а также определяющие развитие сюжета. Собственно, все вы знаете эти игры: «The Walking Dead», «Heavy Rain», «Detroit» и даже «GTA V». Например, в последней, игрок может решить, спасти всех или убить одного из главных героев — Майкла или Тревора. И таких примеров масса.
Один из ключевых аспектов этой темы — это наблюдение за тем, как игроки подходят к моральным дилеммам в играх. Некоторые выбирают добродетельные пути, сохраняя свою истинную натуру, даже в виртуальном мире. Другие же могут экспериментировать, принимая решения, которые противоречат их реальным ценностям и поведению.
Моральные выборы в играх также могут стать платформой для самопознания и размышления. Игроки могут задуматься над своими собственными нравственными убеждениями и реакциями на сложные ситуации. Например, игра, где необходимо принять решение о жизни или смерти персонажа, может заставить игрока задуматься над своей способностью к состраданию или суровости. В пример можно привести ту же «Beyond: Two Souls» (спойлерить не буду — подробности тут).
Для многих игроков моральные выборы также могут создать более влекущий и эмоционально насыщенный опыт игры, так как они знают, что каждое решение имеет последствия и влияет на ход событий.
По итогу можно сказать, что моральные выборы и нравственные дилеммы в видеоиграх предоставляют уникальную возможность исследовать собственную моральную психологию, испытать эмоции, и сделать игровой опыт более значимым и интересным. Но что там с обществом?
Влияние социокультурных факторов на выбор персонажей
Социокультурные факторы также оказывают значительное влияние на выбор персонажей в видеоиграх. Опять же, подчеркну, что многим откровенно по-барабану кто и что думает о его выборе, но тем не менее. Рассмотрим несколько интересных примеров. Однако, я предупреждаю, сейчас будет поток «новомодных» словечек.
Пол и идентификация
В разных культурах существует определенное восприятие мужского и женского поведения. Это может отразиться на выборе персонажа. Например, многие игроки склонны выбирать персонажей своего собственного пола, так как это создает ощущение лучшей идентификации.
Раса и культурный контекст
В играх с разнообразными расами, выбор может быть связан с культурными представлениями. Например, в фэнтезийных мирах многие игроки предпочитают расу, которая наиболее соответствует их представлениям о красоте или силе.
Медиа и кино
Поп-культура и кино могут оказывать влияние на выбор персонажей. Если игрок видел в кино героя с определенными характеристиками, это может повлиять на его выбор в игре. Например, многие игроки предпочли бы играть за персонажей с суперспособностями на фоне существования огромных киновселенных по типу Marvel или DC.
Стереотипы и предвзятость
В некоторых случаях, игроки могут выбирать персонажей, отражающих стереотипы и предвзятость своей культуры. Например, игроки могут более часто выбирать персонажей с определенными этническими чертами, в то время как игры, которые более разнообразны в этом аспекте, могут изменить их предпочтения.
Тренды и общественные движения
Ох, все мы знаем, что это за тренды. Иногда они и общественные движения могут повлиять на выбор персонажей. Например, в период активной дискуссии о равенстве полов и представительстве, игроки могут стать более осознанными и выбирать персонажей, которые отражают разнообразие (звук сверчков*).
Эти примеры показывают, что выбор персонажей в видеоиграх не ограничивается только личными предпочтениями, но также сильно зависит от культурных и социокультурных факторов, которые могут формировать наши решения.
Выводы
Не спешите бить меня палками за некоторые водянистые моменты в этой статье. Я все понимаю, но тема сама по себе располагает к размышлению в подобном ключе. Так что у нас по выводам?
Если кратко, то выбор персонажей в видеоиграх – это довольно сложный психологический микс, где наши собственные личные особенности, принципы, культурные влияния, и даже текущие общественные тренды могут влиять на решение. Но в конечном итоге, выбор персонажа – это способ виртуально исследовать и выразить себя, и, наверное, именно в этом вся суть.
Всем спасибо за прочтение и удачи!
Больше материалов по теме: