«Веточка с клеем» — экспериментальный роман Джона Хоукса, нуар и мрачный сюрреалистический кошмар, в очередной раз показывающий, что свобода лишь призрак.
Послевоенный Лондон. Уильям Хенчер, арендатор жилья у четы Бэнксов, втягивает последнего в авантюру в попытках быстрого заработка на лошадиных скачках. Вместе с группой преступников Ларри, Толстяком, Воробьем, Маленькой Дорой и её сестрой Сибиллиной решают украсть лошадь, бывшего чемпиона, для участия в скачках. Но всё идет наперекосяк. Хенчера убивают, и, чтобы Бэнкс продолжил участие, так как лошадь его, преступники придумывают хитроумный план. Тут впору вспомнить, что же такое веточка с клеем. Существует птичья ловушка – birdlime. Сев на нее, птица оказывается поймана. Сибиллина – тот клей, что должен поймать птичку, Бэнкса. Маргарет же Бэнкс, жена Майкла и заложница преступников, гарантия против побега героя. Но самое любопытное, что его сладострастие берет вверх. Клей, Сибиллина, выполнил свою часть настолько хорошо, что Бэнкс уже и не подумывает бежать. Хуже всего, конечно, Маргарет. Для неё события оборачиваются мрачным кошмаром с побоями и насилием. Чтобы как-то оправдать свое полувольное участие в событиях Майкл срывает лошадиные скачки.
Всё вышеописанное похоже на мрачный триллер, чем роман и является. Только стиль Хоукса весьма туманный. Сюжет и символику приходится собирать по крупицам. В чем сильно помогает комментарий спортивного обозревателя Сидни Слайтера, чьи размышления предваряют каждую главу. Дабы роман был более понятен, издатель попросил Хоукса их добавить. Органичное вплетение комментариев Слайтера добавляют ясности туманному сюжету роману Хоукса.
Один из главных символов романа – лошадь – сила, красота, материнское лоно, сексуальная энергия. Обыденная криминальная история для Бэнкса — движение к тьме и вскрытие подсознательных страхов и потаенных желаний. Острые ощущения и азарт сильнее брачных уз. А вина Бэнкса после соучастия волнует его лишь мгновение во время срыва скачек. Сюрреалистический кошмар Кафки превращается в конрадовское движение к смерти.