Продолжаем наше виртуальное путешествие в прошлое, вспоминая самые заметные и значимые релизы 2012 года. А заодно пытаемся разобраться: действительно ли раньше было лучше?
The Darkness 2
Как бы ни плевались поклонники первой части из-за сэлшейдинга и стилизации под комиксы (по мотивам которых, к слову, и была разработана игра), The Darkness 2 была отличным, а главное — очень веселым шутером от первого лица, способным подарить игроку массу удовольствия. И дело здесь не только в неплохой баллистике, массе стволов с разными ТТХ, выразительном импакте и стрельбе по-македонски, но и в необычных способностях главного героя, превращающих поле боя в форменную мясорубку.
Наш протагонист по имени Джеки Эстакадо является не просто боссом мафии — он одержим Тьмой, дьявольской сущностью, обладающей практически безграничной мощью. Благодаря Тьме, Джеки может буквально разрывать врагов на части, швыряться в них тяжелыми предметами вроде мусорных баков и дверей от машин или же использовать особые приемы, насылая на супостатов рой плотоядных мух и прочие «казни египетские». А еще у него имеется свой личный бес, которым можно управлять: в такие моменты The Darkness 2 превращается из зубодробительного экшена в настоящий стелс.
У Darkness 2 была и еще одна крайне занимательная геймплейно-нарративная фишка: обычные уровни, в которых Джеки был главой мафиозного клана, чередовались с уровнями в психиатрической больнице. Причем, благодаря талантливой постановке, в какой-то момент вы всерьез начинали задумываться: какой же из этих миров является подлинным? Быть может, все криминальные разборки и противостояние с таинственным Братством действительно лишь плод больного воображения? Или же это Тьма пытается запутать своего носителя, дабы полностью подчинить его разум?
Самое интересное, что сценаристам удается мастерски сохранять интригу вплоть до самого финала, при этом выбор всегда остается за игроком. Обе версии реальности выглядят максимально правдоподобно, и только вам решать, какая из них окажется истинной.
Вспоминая Darkness 2, невольно начинаешь жалеть о том, что год спустя Digital Extremes выпустила Warframe, являющийся на сегодняшний день одной из самых успешных f2p-игр, аудитория которой давно перевалила за отметку 40 миллионов игроков. Сейчас ребята всецело заняты развитием онлайн-игры, а значит, и новых сингплеерных шедевров от них мы не увидим еще очень долго.
Blades of Time
Blades of Time никак нельзя назвать шедевром на все времена, хотя в общем и целом игра не так уж и плоха: на нее вполне можно потратить свободное время и при этом не остаться разочарованным. Однако если вы являетесь настоящим ценителем жанра слэшеров, то лучше переиграйте в Prince of Persia: Warrior Within или Devil May Cry 3, а от «Клинков времени» держитесь как можно дальше: к сожалению, этот проект никак не сможет вас удовлетворить.
Казалось бы, у Blades of Time есть все задатки для того, чтобы стать первоклассным боевиком, но беда в том, что ни одна из многочисленных механик игры не доведена до ума: в каждой бочке меда нет-нет да и отыщется ложка дегтя. Вполне добротная система рукопашного боя страдает от слишком вязкого управления, которое мешает выполнять эффектные комбо. Впрочем, последние не особо-то и нужны, поскольку здешние враги не отличаются умом и сообразительностью. Огнестрел, призванный разнообразить игровой процесс, напротив, убивает все веселье на корню: стоит вам разжиться пулеметом или ракетной установкой, как рядовые противники и мини-боссы вообще перестают быть проблемой — слишком уж мощными оказываются эти пушки.
Даже оригинальная механика управления временем, благодаря которой Аюми (так зовут главную героиню) может создавать темпоральных клонов, не получает должного развития. Хотя под столь необычную способность можно было бы придумать массу интересных ситуаций, на деле все, что вы сможете сделать с помощью своих двойников, — выносить врагов еще быстрее (только представьте, на что способен пяток Аюми с пулеметами), отвлекать противников да нажимать на расположенные в труднодоступных местах переключатели.
Единственное, за что игру можно однозначно похвалить, так это за картинку: для 2012 года графика в Blades of Time действительно отменная, и это при том, что авторы «Клинков» использовали вовсе не Unreal Engine, как может показаться с первого взгляда, а движок собственной разработки. Да и дизайн локаций не подкачал: чего стоят хотя бы летающие коралловые острова или живописные джунгли! Вот только виртуальные красоты не отменяют многочисленных геймплейных проблем.
Blades of Time может порадовать потрясающей красоты локациями
Так почему же мы решили вспомнить об этой игре? Все дело в том, что Blades of Time имеет важное историческое значение, ведь это последний сингловый проект Gaijin Entertainment, ныне специализирующейся на разработке сессионных онлайн-экшенов, и буквально вторая (после Oniblade от той же студии, релиз которой состоялся в 2007 году) игра в жанре слэшер от третьего лица, созданная российскими разработчиками. И если сделать поправку на отсутствие опыта в столь специфическом жанре, «Клинки времени» выглядят и играются просто отлично.
Не перейди Gaijin Entertainment на «темную сторону» f2p, гипотетический Blades of Time 2 вполне мог бы занять достойное место в списке слэшеров, обязательных к ознакомлению, а триквел, чем черт не шутит, потягаться даже с DmC. Однако сегодня ждать от «чужаков» новых сингловых игр, увы, не приходится: благодаря WarThunder ребята неплохо обосновались на рынке сессионных игр, а там, как известно, крутятся совсем другие деньги.
Spec Ops: The Line
В 2019 году компания Activision анонсировала новую часть Call of Duty: Modern Warfare. По словам нарративного директора проекта Тейлора Куросаки, главной фишкой игры должен был стать «взрослый» сюжет, раскрывающий тему гибридных войн нового времени, в которых нет ни конкретного поля боя, ни однозначно правых и виноватых, а простым бойцам с обеих сторон конфликта каждый раз приходится делать трудный моральный выбор, идя на сделки с совестью. На деле же мы получили очередную развесистую клюкву про «злёй рюсськи Иван» и бравого капитана Прайса, совершившего за всю игру один-единственный неоднозначный поступок, притом полностью оправданный сложившимися обстоятельствами.
Впрочем, это было ожидаемо, ведь Activision попросту не могла позволить себе закладывать в очередной выпуск мегапопулярной франшизы какие-то скрытые смыслы, рискуя обескуражить и отпугнуть среднестатического игрока, который просто хочет пострелять вечерком по виртуальным болванчикам. Ведь на практике игры, показывающие войну без прикрас, со всеми ее ужасами, грязью и по-настоящему сложными решениями, продаются из рук вон плохо. И наиболее ярким примером здесь является шутер от третьего лица Spec Ops: The Line от студии Yager Development.
Хотя формально Spec Ops: The Line является частью франшизы Spec Ops, на деле игра кардинально отличается от своих предшественников. Да, в ней остались кое-какие тактические элементы вроде возможности отдавать приказы напарникам, каждый из которых к тому же имеет собственную специализацию, но на этом все и заканчивается. С точки зрения геймплея The Line — чистокровный «шутер с укрытиями и перекатами», который, хотя и является заметно более хардкорным по сравнению с аналогами благодаря ряду дизайнерских решений вроде разрушаемого окружения и многоуровневых локаций, из-за чего бесконечно отсиживаться за каким-нибудь куском стены попросту не выйдет, в общем и целом старается следовать канонам жанра.
Однако культовый статус Spec Ops: The Line обрела благодаря отнюдь не игровому процессу, а глубокому, шокирующему сюжету, достойному военной драмы.
В недалеком будущем из-за глобальных изменений климата Объединенные Арабские Эмираты оказались практически полностью разорены чередой песчаных бурь. Чтобы помочь с эвакуацией столицы, США направляют в Дубай 33-й батальон сухопутных войск, известный как «Проклятые». Вскоре после начала операции город накрывает очередная буря и связь с военными пропадает. К назначенному сроку ни солдаты, ни мирные жители так и не покидают Дубай, и командование принимает решение направить на разведку небольшой отряд, состоящий из трех человек: капитана Мартина Уокера (главный герой игры), первого лейтенанта Адамса (штурмовик) и штаб-сержанта Луго (снайпер). Добравшись до города, ребята понимают, что ситуация полностью вышла из-под контроля.
Описать всю глубину сюжета и то, насколько он мастерски вплетен в игровой процесс, невозможно без спойлеров, которые, в свою очередь, лишат вас львиной доли удовольствия от прохождения игры в том случае, если вы по тем или иным причинам пропустили этот шедевр. Скажем лишь, что Yager Development удалось сделать невозможное, проведя игрока той самой дорожкой из благих намерений до адских врат и заставив в полной мере разделить с протагонистом не только эмоции, но и ответственность за произошедшие в виртуальном мире события. Вряд ли сегодня кто-либо решится (и сможет) создать нечто подобное, хотя бы потому, что такая игра не понравится массовому потребителю. Поэтому, если вы еще не играли в Spec Ops: The Line, настоятельно рекомендуем попробовать.
Call of Duty: Black Ops II
Раз уж мы вспомнили о Call of Duty, есть смысл поговорить о девятой части знаменитой серии, релиз которой состоялся в ноябре 2012-го. И это как раз тот показательный случай, когда «раньше было лучше». В отличие от упомянутой выше Modern Warfare образца 2019 года, которую назвать шутером не поворачивается язык (интерактивный тир — да, но никак не шутер), Call of Duty: Black Ops 2 являлась добротным военным экшеном, в котором присутствовали все составляющие хорошей игры. Море оружия, отличная баллистика и импакт от выстрелов, множество гаджетов и разнообразных перков, возможность сформировать собственную выкладку перед каждой миссией и выполнять боевые задачи именно так, как вам нравилось, параллельное управление несколькими бойцами или отрядами, добавляющее геймплею тактической глубины, — в те времена сюжетная кампания Call of Duty еще не была довеском к мультиплееру и могла подарить море удовольствия даже самому искушенному поклоннику шутеров.
Да и сценаристы Treyarch в тот раз не подкачали: за развитием сюжета Call of Duty: Black Ops 2 было действительно интересно следить, а персонажи, включая главного антагониста Менендеса, получились на удивление живыми и многогранными. Но самое интересное, что повествование было нелинейным: действия игрока напрямую влияли на концовку (коих здесь было целых 6), что, наряду с увлекательным геймплеем, добавляло Black Ops 2 реиграбельности. А ведь был еще мультиплеер, который между прочим до сих пор жив, что само по себе многое говорит о его увлекательности.
К сожалению, те времена давно прошли. За 10 лет Activision смекнула, что излишне напрягаться, пытаясь сотворить шедевр, экономически нецелесообразно. Тем более что если игра получится слишком хорошей, это может спровоцировать внутреннюю конкуренцию, когда игроки, вместо того чтобы в едином порыве ринуться за новой частью, будут продолжать играть в предыдущую. Поэтому если современная Call of Duty и может чем-то удивить, так это требованиями к накопителю: с учетом всех патчей и дополнений ее дистрибутив занимает свыше 175 ГБ дискового пространства, при этом для комфортной игры вам понадобится действительно быстрый SSD уровня WD_BLACK SN850 с производительностью вплоть до 7 ГБ/с в операциях последовательного чтения, иначе на ожидание загрузок будет уходить целая вечность.
Для сравнения, Red Dead Redemption 2 с красивейшим открытым миром весит около 112 ГБ, а прокачанная для ПК Final Fantasy XV Windows Edition с комплектом 4K-текстур — около 150 ГБ, при этом обе эти игры предлагают куда более красивую картинку, цельную, эмоциональную историю и увлекательный геймплей. В общем, если вы являетесь обладателем достаточно мощной игровой станции, то определенно сможете найти ей более достойное применение, нежели запуск Call of Duty: Modern Warfare, не имеющей ровным счетом ничего общего с теми замечательными шутерами, которые некогда выходили под данным названием.