Ведьмак — это средневековый киберпанк?

Просто рассуждение на тему сходства идейных элементов вселенной Ведьмака с жанром киберпанк.

Задумывались ли вы, что во вселенной Ведьмака, с её очень «осовремененным» фэнтезийным сеттингом, имеется довольно много отголосков уже привычного нам киберпанка? «Привычного» я говорю к тому, что имею ввиду именно современный образ этого жанра, а не тот, которым он обладал в 70-ые во время своего зарождения.

Да, в Ведьмаке нет неона и уймы рекламы на улицах Новиграда, но есть кое-что другое, что позволяет идейно связать мир Сапковского с антиутопичным будущем, где технологии убивают в людях человечность, а корпорации правят этими людьми. Возможно, что мне просто слишком скучно, и поэтому в голову лезут такие ассоциации, а на самом деле это всё бред, но всё-равно попробую изложить свою мысль. Но для начало нужно кое-что обозначить для тех, кто далёк от лора Ведьмака: Ведьмак не дефолтное фэнтези, а постмодернистское.

Это выражается в некой современности вселенной Ведьмака и её цитировании реального современного мира. По сути, в Ведьмаке Сапковский очень часто обыгрывал различные образы людей из нашего времени в декорациях средневекового-фэнтезийного сеттинга. Заставлял героев поступать вопреки различным клише жанра обычного фэнтези. Наделял их особенностями современных людей. И из этого и вытекают соответствующие ассоциации, которые я перечислю дальше.

Что такое магия?

В Ведьмаке — это управление потоками Хаоса. Но, как говорит один из законов Кларка, любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Получается если аборигенам дать смартфон, то для них это будет магией. Так почему же Хаос не может быть всего-лишь невероятно развитой технологией, попавшей в мир Эльфов из другого мира, где эту технологию и изобрели? Уже оттуда во время сопряжения сфер магия попала в мир людей. Логично? Наверное.

Вообще то, откуда появилась магия, кто её создал и является ли она вообще технологией — это не самые важные вопросы. Поскольку важно то, как люди используют во вселенной Сапковского эту магию. Давайте вкратце вспомним:

  • военные цели
  • упрощение собственной жизни (управление погодой и порталы например)
  • модернизация собственного тела
  • приготовление особых усилителей (эликсиров), в том числе и ведьмачьих
  • оживление мёртвых существ (некромантия)
  • внедрение живых существ в предметы

Понятное дело, что это не весь список. Если в комментариях кто-нибудь что-то допишут, до дополню. Суть в том, что каждый из этих пунктов реализуется и с помощью технологий будущего во многих антиутопичных представлениях этого будущего, в том числе и в киберпанке.

Ведь технологии точно также используют и в военных целях, разрабатывая новое оружие, технику и тому подобные вещи. Технологии также упрощают нашу жизнь, в том числе и в вопросе быстрых перемещений из одной точки в другую. Уже даже в наше время с помощью технологий люди модернизируют свои тела, добавляя протезы. А про то, насколько это развито в сеттинге киберпанка и говорить не стоит.

Ту же самую роль выполняют и эликсиры, многие из которых в мире Ведьмака готовятся с помощью магии. Например, снадобья, которые используют при испытании травами, чтобы превращать детей в ведьмаков, были разработаны с помощью магии двумя чародеями-ренегатами. Получается, что улучшение человеческих характеристик до ведьмачьих за счёт эликсиров тоже происходит благодаря магии, также как и с помощью технологий в киберпанке люди увеличивают возможности своего тела.

Ну а некромантия и траснфигурация это тоже самое, что оцифровка мозга человека. Привет Джонни Сильверхенду!

Что с моралью?

Всё-таки не только модернизацией тел и другими методами использования технологий в своих целях славится киберпанк. Помимо это в нём всегда было противостояние корпораций и вопрос морального упадка людей, их обесчеловечивания на фоне технологического прогресса. Начнём с последнего.

Магия в Ведьмаке развращает людей. Это ярко выражается во многих чародейках и чародеях. Фрингилья, Филлипа, Вильгефорц и отчасти Йениффер и Кейра Мец,. Чувство своего величия и силы позволяет им не ставить себя вровень с обычными людьми, манипулировать ими, использовать в своих целях, в том числе и оживлять людей с помощью некромантии. Да, есть чародейки/чародеи, в которых есть человечность. Та же Трисс, например, но и в киберпанке не все вокруг в роботов превращаются.

Можно также вспомнить, что испытанием травами лишает ведьмаков эмоций. Это пусть и косвенная, но всё же параллель с идеей о том, что магия обесчеловечивает человека. Ведьмаков другие люди даже за людей не считают.

А про некромантию думаю даже говорить не стоит. Об этом рассказывает один из основных квестов Ведьмака 3. Кстати оцифровка человека затрагивается в Watch Dogs: Legion. Широкого рассуждения на эту тему там нет, но расставить моральные флажки в этом вопросе Ubisoft смогли.

Но где корпорации?

С этим всё сложнее. Можно к образу корпораций приплести государства: Нильфгаард, Темерию, Реданию и т.п. но выглядит это как-то слабовато, честно говоря.

Мне кажется, что больше на зловещую корпорацию, угнетающую жителей большого города, походит церковь Вечного Огня, которая в первую очередь преследует какие-то личные цели, а уж точно не благополучие жителей.

Вообщем-то, я могу признать, что это самая хлипкая часть этой попытки провести параллель между киберпанком и ведьмачьи фэнтези. В любом случае, всё остальное весьма сильно похоже на некую проекцию киберпанка, как жанра, на фэнтезийный мир Ведьмака.

 

Источник

Читайте также