Казалось при просмотре трейлеров. Но есть один нюанс.
Проникновенного! Анонс лайв-экшена по «Ван Пису» круто так напугал некоторую часть фан-базы. Люди не верили, что на фоне выхода «Ковбоя Бибопа», видеосервис сможет хоть как-то вытянуть настолько масштабный, сложный для живых съёмок сюжет. Кастинг тоже пугал, веры в подобранных актёров было немного. С выходом тизеров и трейлеров общее замешательство только нарастало.
На эфирах меня постоянно спрашивали, что я думаю о показанном, и когда отвечал, встречал много нелестного в адрес увиденного. Я придерживался такого мнения: очередной лайв, с проблемами по части костюмов и грима, с лёгким потенциалом не быть отстоем. Хотя бы, в плане экшена. Я ругался на бюджетность проекта, но верил, что у авторов может получиться сделать «Ван Пис» приземлённей. То есть, переделать весь сеттинг не только под бюджет, но и под какую-то реалистичность в умеренных дозах. Получившийся результат меня удивил: я посмотрел «Ван Пис» с живыми актёрами. Ни больше, ни меньше.
У нас люди любят больше про негатив говорить, так что начну с него. Костюмы и грим не изменились с момента выхода трейлеров. Удивительно, правда? Если без шуток, то это действительно странный ход. Корабли, сооружения, лица увели в сторону натурализма, с меньшим объёмом гиперболизации присущей Оде, а вот бывалые мореплаватели, тот же Шанкс и Ко всегда с иголочки, чуть ли не благоухают. При этом, Шанкс не выглядит рыжим, а скорее крашеным, носящим парик. Тоже касается и Зорро. На мой взгляд, гримёрам было достаточно сделать на настоящих волосах актёров небольшие прядки с цветом из манги, а костюмы хотя бы немного состарить, стереть элементы или даже добавить каких-то дырок на рубашках. Оно бы и не выбивалось так сильно из окружения, и меньше бы походило на косплей. Луффи, Нами, Усоппу, Санджи чуть больше повезло, чем всем остальным, но в целом сути не меняет.
В трейлерах прыжки на тросиках во время сражений смотрелись не очень. Не было цельной динамики сцены, полного прохода по хореографии. Но в итоговой версии все углы сглаживались, по большей мере, кроме одного — Санджи. Пока он делает бельгийские вертухи стоя на земле, всё прекрасно. Актёр смотрится крупноватым для боевой балерины, но как и большинство персонажей, в динамике он выглядит довольно неплохо. Однако стоит ему взмыть в воздух, как тут на смех пробивает. Причём от эффекта неуклюжести и неловкости можно было избавиться, возьми оператор чуть иной ракурс, как этому учила школа токусацу, но у нас тут совершенно другой случай съёмок, так что ничего не поделаешь.
Широкоугольный объектив у камер тоже вводил в ступор. В сериале очень, очень много съёмки лиц вблизи, что вызывает отторжение, дискомфорт, неуютный эффект «рыбьего глаза». Помню, кто-то из спонсоров с которыми мы смотрели сериал сказал, что это сравнимо с эффектом зловещей долины. У оператора была довольно простая цель сохранить общую стилистику, подчеркнуть эмоции, немного отвлечь от дешевизны и при переходе на экшен, как бы следовать за актёрами. Что-то похожее можно вспомнить в дилогии «Рэйд». Вот только эффект получился обратным, хотя на мой вкус, с экшеном вышло куда получше, чем со всем остальным.
Ну и наверное затянутость. Некоторые эпизоды откровенно проседают, персонажи долго говорят на одном месте, толком не двигаются в кадре, очень много времени созерцают друг друга. Но тут я смирился ещё быстрее, чем со способом съёмки. Оригинальная манга очень любит рассказывать, а не показывать, так что это для меня не минус, а скорее издержки оригинала. Считай, одна из деталей, бережно перенесённая на экраны.
Не беря в расчёт всё то, что меня смутило или оставило осадок после просмотра, сериал по «Ван Пису» оказался сериалом по «Ван Пису». Да, есть ощущение бутафории, косплей-шоу (причём, не самого удачного, особенно если рыболюдей вспоминать), но главный нюанс кроется в деталях, на которые как мне кажется, авторам было не всё равно. Однако следует понимать, что в следующем сезоне переработок бэкграундов, выкидывания сюжетных моментов и персонажей станет ещё больше. Это необходимая плата за оптимизацию основной истории в рамках сериала и я лично с этим окей. Целиком перенести «Ван Пис» нереальная задача. Это будет стоить гораздо больше и займёт так много времени, что к моменту преодоления черты нынешнего онгоинга, все актёры прилично состарятся лет на 10-15, а стоимость производства просядет, т.к. будут проседать просмотры. Не сразу, постепенно.
Да и переработки глаз не мозолили. Луффи стал намного смышлёней или вернее сказать, намного чаще это демонстрирует в лоб. В эти моменты просмотра, мне вспоминались недавние слова сценариста «Ведьмака» про американских зрителей, мол, глупый народец, надо снимать разжёвывая кашку. Складывается ощущение, что так и сделано. Сокрытые под образом или чередой поступков характеры из манги, тут выдаются сразу, как бы проговаривая вслух. Однако проблемы в этом я не вижу, потому что персонажи от этого ничего не потеряли, а массовый зритель приобрёл возможность сразу уловить силу и потенциал того же Луффи. Ну и будем честны, не все западные зрители умеют воспринимать азиатский юмор одинаково, так что превратить Мугивару во что-то более читаемое вполне закономерно.
Переработки персонажей пошли в кассу и даже Усопп мне понравился. Только ленивый не ругал отсутствие носа или изменённый цвет кожи, вот только в чём смысл? Характер персонажа тот же самый, он житель острова, а островитяне в более приземлённом, как я уже ранее говорил, сеттинге вполне могут быть похожими на островитян. Наконец, с тем гримом, что мы имели на протяжении восьми эпизодов, это счастье, что никто не стал лепить ему длинный нос. Актёр брал своими навыками и сыграл достойно. Не лучше, чем исполнитель роли Луффи — этот вообще оттягивался по полной -, но достойно. Не знаю кто и как, но я видел любовь актёров к их образам, видел, что они вложили свои силы в передачу этих образов, и даже если иногда кто-то переигрывал, на общую картину это не сказывалось в негативном ключе. Абсурдность происходящего в первоисточнике неоднократно выручала в такие моменты.
«Ван Пис» от Netflix не что-то шедевральное и бегать с пеной у рта и кому-то доказывать его уникальность нет смысла. В принципе разговаривать о чём-либо с пеной у рта глупо. Но я увидел, как кому-то среди продюсеров, постановщиков и актёров не плевать. Скорее всего, издатель в лице Shueisha постарался взять под контроль как можно больше аспектов производства и не прогадал. У них получился «Ван Пис» с живыми актёрами. С его шармом, энергией и уникальным сеттингом, который сделали ещё более любопытным за счёт скидки на реализм. Имею ввиду, что не мультяшки по экрану бегают, а вполне себе актёры. Потраченного времени не жаль и надеюсь, у кого ещё оставались сомнения, всё таки найдут в себе силы и дадут шанс этому шоу. Тем более, уже вышло одним куском.