В тихом омуте. Рецензия на фильм «Ундина»

В кинотеатре Пионер завершается неделя кинопоказов «Города их жители». Германии посвящены два фильма недели, одним из которых стала картина «Ундина» – на первый взгляд простой и, тем не менее, очаровывающий фильм, который должен стать отправной точкой новой трилогии в творчестве регулярного участника и призера Берлинале Кристиана Петцольда.

Фильм открывается диалогом главной героини Ундины Вебо (Паула Бэр) с Йоханнесом (Якоб Маченц) – ее молодым человеком. Йоханнес спешит, он не только демонстрирует это, но и словесно поторапливает героиню завершить дежурную встречу. Да и вообще, в этот раз он написал ей «надо встретиться», а обычно пишет «пора увидеться». Нет смысла тратить время на сцены расставания, а то, что его возлюбленная (уже бывшая) не уловила намека о целях свидания, – ее проблемы.

В середине встречи Ундине необходимо отлучиться по работе. Она искренне надеется, что экспрессивная угроза заставит партнера уделить ей еще немного времени: «Если ты меня бросишь, я тебя убью», но для Йоханнеса же это предостережение лишь манипуляция, не стоящая внимания. Ундина, пересекая улицу, спешит к рабочему месту.

Главная героиня – сотрудница городского Музея в Берлине. Она экскурсовод и дипломированный историк. Как выяснится позднее, работа занимает в сердце девушки не меньше места, чем переживания о личной жизни.

Ундину беспокоят внешние виды любимого Берлина, в частности, его архитектура, которая претерпевает необратимые изменения. Прежний облик города служил искусству, а все новое подчиняется лишь потребительским запросам. Перед зрителем возникает круговорот безответной любви, отстраненности, отвержения и тихой печали. Новейшие архитектурные решения отвергают искусство, человек отвергает любовь, форма следует за функцией.

Возвращаясь на место расставания с прежним возлюбленным, Ундина встречает Кристофа (Франц Роговски), промышленного водолаза, впечатленного ее вдохновенными речами и экскурсоводческими способностями. Так в момент, когда надежды на спасение архитектуры города все меньше, у любви и личного счастья появляются шансы.

«Ундина» – история любви с отсылками к фольклору и построенным на его основе произведениям, разворачивающаяся в городских пейзажах современного Берлина.

Заурядный, по первым ощущениям, и в некоторой мере классический сюжет фильма уходит корнями в германо-скандинавскую мифологию. «Ундины», от латинского «волна» – это духи воды, которые завлекают путников вглубь и могут погубить их или сделать пленниками своих любовных желаний в подводном царстве.

Вопросы о лукавой природе ундин и мотивах их поведения находят отражение в историях о любви этих представительниц водной стихии и человека, таких как повесть Фридриха де ла Мотта Фуке «Ундина» (1811) и всемирно известная сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» (1837). В обоих произведениях русалки представлены читателю, как невольные виновницы трагических событий *. При этом авторы оправдывают поведение ундин их стремлением реализовать право на любовь и земное счастье и принимают во внимание некоторую недобросовестность их избранников.

Позднее в литературе конфликт подобного рода взаимоотношений разрешается пронзительным манифестом. В 1961 году выходит в свет первый сборник рассказов Ингеборге Бахман, в том числе «Ундина уходит». Это не привычная повествовательная литература, а скорее лирический монолог, с первых же строк взывающий к читателям: «О люди! О чудовища!». Здесь фактически завершается трансформация мифического персонажа из коварного духа воды в жертву человеческих страстей, беспечной неопределенности и безответственности: «Я знала одного человека, его звали Ханс, и он был не такой, как все другие. Знала и еще одного, он тоже был не такой, как все другие. Потом одного, кто был совсем не такой, как все другие, его звали Ханс, я любила его».

Подобное развитие образа Ундины формирует бэкграунд фильма и проясняет внутренние волнения главной героини. Ундина Петцольда не стремится затуманить разум молодого человека в угоду своих личных целей. Ее очарование, бездонная глубина взгляда и манящие речи – это, скорее, неотвратимый эффект фольклорного наследия. К слову, жюри Берлинского кинофестиваля удостоило Паулу Бэр призом за лучшую женскую роль, также ее успех было отмечен наградой Европейской киноакадемии.

Режиссёр симпатизирует главной героине и соболезнует ее неспособности найти счастья на земле. Автор картины за нее, но он, кажется, ничего не может противопоставить неизбежному и исторически сложившемуся трагизму.

И при таком контексте, единственным, по-настоящему значимым и взаимным утешением для Ундины предстает Берлин, который, очевидно, не является обыденным местом действия. Сменяющиеся городские пейзажи, аккуратное движение камеры по тихим улочкам, под звуки нежного и робкого адажио И.С. Баха делают из города не просто случайного участника и свидетеля, вроде обитающего в глубинах рек томного сома, а полноправного персонажа со своей личной историей любви.

* Финал «Русалочки» Г.Х.Андерсена по сей день вызывает споры. Некоторые литературные критики считают, что последняя часть произведения с его относительно счастливым концом является неестественным добавлением к сюжету, так как все предшествующие звенья повествования ведут к трагическому финалу.

 

Источник

Читайте также