Почему вокруг Tekken 7 в нашей стране не будет ажиотажа.
В честь выхода Tekken 7 мы поговорили со Святославом «PuLsaR» Танцполовым, бывшим профессиональным игроком в Tekken и организатором турниров по файтингам. На его счету проведение множества турниров по Tekken, чемпионат Utopia по Tekken 6, а также чемпионат LUXURY EXClusive Championship с дисциплинами Mortal Kombat 9, Tekken 6, Virtua Fighter 5 и Soulcalibur V. Также он несколько раз занимал призовые места в Moscow Fighting Arena (MFA) по Tekken 5, Tekken 6 и Tekken Tag Tournament 2.
Святослав Танцполов поделился своим мнением об игре, рассказал об общей ситуации с файтингами на мировой киберпортивной арене и положении дисциплины в нашей стране. Передаём слово.
В Tekken 7 можно «тащить» за любого персонажа
У Namco очень грамотная политика в отличие от NetherRealm, студии Эда Буна (разработчики Mortal Kombat и Injustice — прим.ред). Они сначала всё тестируют и отшлифовывают на игровых автоматах примерно 2-3 года, а затем «вылизанную» версию файтинга выпускают на консолях.
Начиная с Tekken 5: Dark Resurrection они начали лучше работать, развивать обратную связь с фанатами. Однако разрабатывая Tekken Tag Tournament 2 разработчики прислушивались к пожеланиям корейцев — профессионалов, задающих тон в киберспорте на мировой арене. Те настаивали, что Tekken 6 слишком простой. Им не нравилось, что в финал турниров часто выходили аутсайдеры Tier List (список, распределяющий персонажей по силе).
Появился Tekken Tag Tournament 2 c расширенным инструментарием, с таг-системой и взорвал мозг многим игрокам гличами и множеством нюансов, которые нужно запоминать. Это отпугнуло новичков, но зато корейцы радовались хардкору. Прошло два-три года, интерес к дисциплине упал.
В Tekken 7 разработчики пошли навстречу и тем, и другим, но в первую очередь — новичкам. Геймплей стал быстрее, агрессивнее. Если предыдущие части ставили акцент на тактике, то сейчас тебя вынуждают давить на противника, постоянно атаковать. Полоска здоровья истощается очень быстро, раунд можно завершить в несколько приёмов. Особенно это касается разрушаемых арен — противника можно быстро уничтожить при правильном сочетании комбо с проламыванием пола.
Ещё захват теперь «разрывается» одной кнопкой: раньше нужно было сначала понять, что за захват сделал противник, за какую руку схватил, к примеру, и в зависимости от этого выкручиваться.
Особенно заметны изменения в самих персонажах, их положении в Tier List. В седьмой части все персонажи, как в Dota — теперь можно «тащить» за любого. Нет такого разрыва по силе, как в прошлых выпусках. Поменялась градация бойцов, в топ поднялись Сяою Линь (Ксюха в простонародье) и Лео. Драгунов и Стив ничего не потеряли, но суть в том, что непопулярные персонажи вырвались вперёд, их стали чаще брать.
Есть персонажи вроде Катарины, которые явно создавались для новичков. Выполняешь простые комбо, и она творит чудеса.
Сейчас выпустили гайд: «Топ-15 движений для всех персонажей». Опять же, подспорье для новичков. Выучишь хотя бы эти движения, и уже можно достойно выступать.
При этом осталась хардкорность. Если против тебя играет соперник, у которого хорошо натренированы движения — отскок в бок и дэши, — то с ним будет очень сложно. Потому что в Tekken нельзя просто двигаться вперёд. У профессионалов вся игра строится на движении, а уже затем идут фреймдата, хитбоксы, реакция, рефлексы и прочее. Этим Tekken по-прежнему уникален.
Нововведения: опасные, полезные и странные
Rage Art — опасные постановочные серии ударов, если играешь с сильным противником, их нужно вставлять в комбо. У большинства персонажей Rage Art заметны, их легко предугадать и заблокировать. Разве что у Хуаранга нога внезапно вылетает вперёд — у него это действительно спасительный приём.
Power Crush тоже непростые, нужно знать своего персонажа и предугадывать действия противника. Rage Drive выгоднее других, потому что ближе к обычным комбо. Делаешь Rage Drive — противник подлетает и становится открыт для атак, можно продолжать действовать. При этом профи не всегда рискуют. Я много раз наблюдал ситуации, когда у одного из бойцов жизни были на исходе, но он продолжал пользоваться простыми приёмами.
Фанаты жаловались, что в Tekken не было нормальной кастомизации. Теперь она есть и выглядит неоднозначно. Иногда смотришь на персонажа в каком-нибудь кислотном прикиде, с игрушечным зайцем в качестве шляпы и задумываешься: «Что же у людей в головах творится?» Это на любителя.
Сюжет достойный, но это трата ресурсов
Сюжет в прошлых частях был простой. На нём никогда не акцентировали внимание. Обычное прохождение за персонажей, своеобразная тренировка: бьешь ботов, смотришь заставку.
В Tekken 7 история достойная, в неё вложились, но это трата ресурсов, как мне кажется. На сюжетную кампанию ты потратишь два-три часа — в зависимости от навыка — и пойдёшь играть с живыми соперниками. В серии ИИ ботов всегда страдал, и Tekken 7 — не исключение.
Лично мне не хватает режима два на два для веселья, как было в Tekken Tag Tournament 2. Для компанейской игры это очень хорошее развлечение: ты за одной консолью можешь сражаться вчетвером. Но этот режим, к сожалению, не взяли — в игре больше акцент на игре в онлайне и классических дуэлях.
Как я понимаю, Акуму (гостевой персонаж из Street Fighter — прим.ред) включили потому, что между Capcom и Namco есть соглашение о пересечении вселенных. Street Fighter X Tekken был неудачным экспериментом. В кроссовере банально плохо адаптировали механику Тekken к 2D. Ответного кроссовера всё никак нет, хотя когда-то Namco его всё же должны выпустить. И, возможно, введение персонажа из Street Fighter в Tekken 7 — первый шаг в эту сторону.
С Акумой та же проблема — он инородно ведёт себя в 3D-среде. Поначалу на аркадных автоматах он был нереально сильным. Сообщество возмутилось, потребовало что-то с ним сделать. В итоге персонажа ослабили настолько, что он стал не турнирным. За него почти не играют — Poongko разве что. При том только потому, что он знаком с персонажем и двухмерными файтингами. Он пытается своим Акумой что-то противопоставить Драгунову, Бобу и Кингу. Но выглядит это всё странно — персонаж слабоват. Его хадукены жестко «степятся» и наказываются. С его стороны получается однобокая игра, хотя на Evolution Championship Series 2016 (EVO) ему удалось занять третье место.
Ещё меня беспокоит, что Namco меняют стиль Tekken, он теряет свою брутальную харизму. Внешний вид того же Акумы не подходит вселенной. Он смотрится, как инопланетянин. Клаудио очень похож на персонажа из Final Fantasy. Лаки Хлоя — яркая поп-певичка. Шахин — стереотипичный араб. Новые персонажи выбиваются из общего стиля.
Не стоит ожидать ажиотажа вокруг Tekken 7 в России
«Теккен 7» уже три года на мировой киберспортивной арене, и там он вне конкуренции среди трёхмерных файтингов. Просто потому, что все остальные — Killer Instinct, Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Super Smash Bros. Street Fighter V и The King of Fighters XIV — двумерные.
Однако самым массовым файтингом всегда был Street Fighter. Просто потому, что он простой в освоении команд и движений персонажей. Даже при всех проблемах пятой части чемпионаты Capcom Cup, посвящённые этой серии, остаются самыми престижными. Призовой фонд там достигает 500 тысяч долларов. Ну и для сравнения на EVO 2016 турнир по Street Fighter собрал больше пяти тысяч участников, тогда как Tekken мог похвастаться всего 549 участниками.
Самые сильные страны в нашей дисциплине киберспорта по-прежнему США и Южная Корея. Особенно Корея. Там есть море аркадных автоматов и свой канал трансляций. Словом, это кузница самых крутых игроков. Вместе с тем ходят слухи, что корейцы стремятся отойти от игровых автоматов, потому что ради тренировки за ними приходится ходить в специальные клубы вроде Green Arcade и платить.
А вот в России у Tekken 7 неоднозначное будущее. Я не ожидаю особого спроса на игру, её скорее возьмут фанаты и знакомые с серией люди. У нас страна Мortal Кombat. Выходит новая часть Мortal Кombat X, на турнир от «М.Видео» приходит сотня человек, на MFA тоже самое. Призовой фонд — 15 тысяч. Вокруг Tekken и близко нет такого ажиотажа, у него очень скромная группа поклонников.
На грядущий MFA, к примеру, предварительно зарегистрировалось порядка 50 человек на Tekken 7 и по 20-25 человек на остальные дисциплины (Injustice 2 и Street Fighter V).
Кроме того, упущен момент. На консолях уже много файтингов: Mortal Kombat X, Street Fighter V, Injustice 2, Killer Instinct. Если владелец PS4 захочет файтинг, то он скорее всего возьмёт Mortal Kombat X или Street Fighter V просто потому, что о них слышал, они давно продаются и зарекомендовали себя. И в магазине ему посоветуют именно их. А Tekken 7 только выходит, причём в момент, когда уже ходят слухи о следующем поколении консолей. Увы, но я не думаю, что его сейчас все бросятся покупать.
С ПК вообще странная тема. У нас это народная платформа и одновременно рассадник читерства. Игру скорее всего взломают, многие настрадаются из-за этой проблемы в онлайне. Именно поэтому разработчики отказались от кроссплатформенного мультиплеера. На компьютерах игру выпускают только чтобы заработать побольше денег.
Однако, на удивление, компьютерная версия игры получилась лучшей: в ней всё хорошо и технически и визуально. На консолях вышла «порезанная» версия. Она выглядит и воспринимается, как доработанный Tekken 6. Недавно Digital Foundry проводили сравнение графики и тест производительности среди Xbox One, PS4 PS Pro и PС. Там PC показал себя лучшим буквально во всём.
В мультиплеере на консолях всё лагает, долго загружается, очень сложно найти оппонента для битвы. Сетевой код такой же плохой, как и раньше, а качество соединения и вовсе не стабильное. Ты можешь подключиться к человеку из Дании, — перед боем игра показывает, что с ним хорошее качество соединения, — вы играете раунд, а потом всё внезапно меняется, начинаются лаги и «слайдшоу».
Зато порадовали возможностью создавать свои чемпионаты в мультиплеере на восемь человек.
В отечественном киберспорте — всё плохо
В нашей стране вообще нет будущего у файтингов как у киберспортивной дисциплины. Пока не будет f2p — и будущего не будет. Пройдет год-два и Тekken 7 «скатится» до камерной дисциплины, как это было с Tekken Tag Tournament 2. Люди, которые не захотят дальше развиваться, отсеются. Останется человек десять-пятнадцать, которые будут держать тон на всех турнирах. Может, появится пара уникумов, и они смогут показать что-то на европейской арене. Но это очень редкое явление.
Мы, конечно, попали в мировой чемпионат Tekken World Series, это здорово. Но ничего хорошего из этого не выйдет. К нам приедут игроки мирового уровня и «разнесут» наших, как это было в прошлом году со Street Fighter. Тогда приехал филиппинский игрок Xian из команды Razer, были французы, англичане и они заполонили десятку лидеров. У нас только Fidoskin занял пятое место.
В итоге мы остались ни с чем. А всё дело в том, что в тех странах культура игр развита. У нас для большинства это всё ещё домашнее развлечение. Даже сам Харада, глава команды разработки серии Tekken, на прошлом «Игромире» скептически говорил про Россию, ссылаясь на то, что особо не встречал наших игроков на международной арене.
Есть подозрение, что Москву включили в Tekken World Series только потому, что Хараде понравилось, с каким интересом посетители наблюдали за турниром «Игромира» по Tekken 7, как поддерживали игроков.
Вообще, для Namco основной доход идёт с продаж аркадных автоматов, — ведь один такой стоит порядка 15 тысяч долларов. С них и снимают сливки. Их привозят в те страны, где выгодно поставить. В какой-нибудь торговый центр во Франции, где-то в Канаде, в США. А консольная версия — это уже дополнительный доход, престижный вылизанный выпуск для массовой аудитории.
А к нам автоматы не привозят. Представьте себе, во всём мире за три года наиграна база, вырос ряд топовых игроков. А у нас игра только выходит на консолях.
А вот ПК у спонсоров и организаторов турниров расценивается, как серьезная система, вокруг которой крутятся деньги. На компьютерах проводят турниры по Dota 2, CS: GO, LoL, «Танкам» тем же. И так у нас исторически сложилось ещё с времён Quake и StarCraft.
В Америке и Азии тем временем развивались залы игровых автоматов. Потому корейцы играют в основном на стиках, они привыкли к ним. Стики считаются самыми престижным устройством управления.
У нас всё заканчивается небольшими турнирчиками в гик- и антикафе на 10-15 человек. Такой недавно устраивали по Injustice 2. На турнир в гик-кафе пришло 13 человек. А игра только вышла, её продвигают, на турнире Injustice 2 Championship Series призовой фонд достигает 600 тысяч долларов, сейчас проходят промежуточные турниры ESL.
Так получилось ещё и потому, что мы не росли на комиксах. У нас люди воспитывались на реальных персонажах: на Гагарине, на Терешкове, на Дяде Стёпе из мультиков. У нас давили на реализм. В этом нет ничего плохого, но мы ещё не привыкли к вымышленным персонажам такого рода.
А ещё у нас плохо дают визы. Возьмём прошлый MFA. За победу даётся поездка на EVO. В дисциплине Мortal Кombat ХL побеждает Дмитрий «Dock» Колесов, который до этого потратил два года на тренировки. Визу ему не дали без объяснения причины, деньги за подачу документов на визу тоже не вернули. Человек решил завязать с игрой. В итоге на международный турнир поехал парень, занявший восьмое место на MFA — поехал за счёт победителя. После такого мотивация падает, и другие люди, которые читают такие истории на форумах, думают: «А зачем мне это нужно?».
На онлайн не рассчитываю из-за пинга. У игры пока плохо оптимизирован сетевой код. Лаги видны уже на загрузочном экране. Так что если внутри страны ещё терпимо играть, то с зарубежными соперниками — сложно.
Чтобы поднять английский — нужно ехать в англоговорящую страну, айкидо — в Японию. Также с файтингами: нужно «вариться» в этой культуре.
Была такая история. Чемпионат по StarCraft, главный фаворит — boxeR. Топовый игрок своего времени, выигрывал миллионы. Француз ElkY бросает ему вызов. Чтобы достичь уровня корейской игры он собрал последние деньги, занял солидную сумму в банке и поехал в Южную Корею на год тренироваться против корейцев.
И что вы думаете? Он занял второе место. С тех пор он утверждает, что если вы хотите сделать ставку на киберспорт, если вы хотите играть так же круто, как корейцы, то нужно приезжать к ним, жить там и тренироваться с ними, жить, дышать, как они.
Соответственно, если вы хотите играть как японцы в Street Fighter, то приезжайте в Японию. Если хотите хотя бы достичь уровня американцев, то в Америку.
Источник: DTF