Я люблю плохие фильмы — фильмы категории «Б», когда настолько плохо, что даже хорошо. У них есть множество преимуществ: они глупые и честные в этом; без излишней серьёзности, но с самым настоящим пафосом.
Однако, чтобы делать такие фильмы, нужен недюженный талант. По другому и не скажешь, ведь они сделаны не по шаблону. Есть творец, его безумная задумка и неопробованные пути воплощения без всяких вылизанных формул.
Один из творцов, кто на это способен — Сэм Рейми. Да, тот самый, кто создал историю Эша и Зловещих Мертвецов. Меня искренне восхищает его страсть к делу. Хоть его художественные решения, чувство юмора на экране можно любить или не любить, но то, что он горит своей работой — не поспоришь.
Всегда видно, когда кайфуют во время производства. Это задает тон, и вот ты уже кайфуешь во время просмотра, просто ловя себя на мысли «куда же дальше это заведёт?», а режиссер показывает ответ. Когда я смотрю этот фильм с человеком, который его до этого не смотрел, я считаю сколько раз он скажет «да ладно!». В среднем 4,3 раза. Это в 4,3 раза больше, чем в хороших фильмах. Обычно чураются делать очевидные ходы или заходить слишком далеко в описании… но не Сэм Рейми, нет. Он от этого кайфует, а мы смотрим и кайфуем тоже, потому что больше никто не покажет подобной херни.
Давайте, чтобы было понятно, пробежимся по сюжету. Красивая, но неуверенная в себе блондинка работает в банке и в карьерных целях отказывает в помощи старой цыганке, которая её проклинает. Вкратце всё.
Да, сюжет не блещет, но он и не главное. Скорее, это фильм — зрелищный аттракцион.
Сэм Рейми не только режиссёр, но и сценарист, и он точно знает, как подать историю. Ему подвластны два вида повествования. Через визуальный ряд он раскрывает экспозицию, задаёт условности, а затем дублирует в диалогах. Это усиливает впечатление, добавляет глубины истории, которая не так уж в этом нуждалась. Оставаясь злободневной страшилкой, она почему-то имеет в главных героях человека, а не картонку. Нонсенс.
И чувство юмора в фильме мне нравится. Танцующие демоны и атакующие платочки. Более примитивные элементы юмора связаны с проявлением сверхестественного. Серьёзная героиня. Её жизнь буквально разрушается с появлением проклятья. Но когда она постепенно слетает с катушек — сама становится источником юмора, словно заражается безумием. Это не так явно, но весело. Заражение безумием — один из основных мотивов режиссера во всей фильмографии. Переломный момент всегда полон красок и эффектов.
Про эффекты тоже стоит сказать. Любитель практических эффектов положил глаз на сиджиай и сделал его убогим. А каким он ещё должен был быть в этом фильме? У Рейми есть фирменный стиль. Он пугает очеловеченным. Он любит в боди хоррор и слешер. Здесь себе он не отказывает.
Я понимаю людей, которым не зашёл фильм. Его можно ругать, но сложно отрицать, что он хорошо сделан — в единой концепции. Это нельзя сделать случайно. Он намерено такой.
Если ещё не видели, обязательно посмотрите. В фильме не будет морали, не будет духовного роста героев (почти), не будет филосовских измышлений, но будет добротный угар. И я не могу гарантировать, что он вам понравится.