Улицы разбитых небоскребов: чем хороши паранормальные расследования Гарри Дрездена

Цикл городской фэнтези «Архивы Дрездена» уже больше двадцати лет радует читателей захватывающими сюжетами и магической атмосферой. Как писатель Джим Батчер вывел чародея Дрездена в люди и ради чего стоит читать о сверхъестественном Чикаго – рассказываем в статье.

Улицы разбитых небоскребов: чем хороши паранормальные расследования Гарри Дрездена

… даже если вы параноик, это не значит, что какой-нибудь невидимый демон не хочет выесть вам лицо.

Джим Батчер, «Гроза из преисподней»

Свежие фото писателя Джима Батчера вызовут интерес не только у его фанатов. Солидный мужчина с седой бородой и ярко-синими волосами – скорее ожидаешь увидеть такой портрет книжного героя, чем его создателя. Впрочем, «отец» чародея Гарри Дрездена и в молодости щеголял интересными образами: темная одежда, длинные темные волосы – ни дать, ни взять столичный колдун. История о Дрездене была его литературным дебютом, над которым Батчеру пришлось немало потрудиться. Это был далеко не первый написанный им роман, но, видимо, единственный, с которым он отважился пойти к издателям.

После двух лет сплошных отказов Батчер решил сменить тактику: теперь он искал агента, которого смог бы заинтересовать своими книгами (к тому моменту были готовы уже несколько романов о Дрездене). Пораскинув мозгами, начинающий писатель решил обратиться в агентство, представляющее Лорел Гамильтон, создательницу вечной Аниты Блейк: Батчер решил, что у них с Гамильтон книги похожи, и потому агентство точно должно им заинтересоваться. Не заинтересовалось. Но тут Батчер проявил завидное упорство и находчивость: поехал на очередной конвент, где должна была оказаться Гамильтон, там напал на нее с заготовленным списком вопросов, доболтался до приглашения на обед – и вуаля, к концу обеда уже имел предложение о сотрудничестве от агента Гамильтон. Этот триумфальный финал, по словам Батчера, сопровождался примерно таким обменом репликами: «Но вы ж мне пару месяцев назад отказали» – «Да, но это было до того, как мы с тобой познакомились!».

И вот, в 2020-м фэнтези-цикл о приключениях чикагского чародея Гарри Дрездена отметил свой двадцатилетний юбилей. За это время Батчер стал знаменитым автором бестселлеров, без которых редко обходятся подборки городской фэнтези или фэнтези-детективов. Вдохновляясь «Баффи – истребительницей вампиров» и «Секретными материалами», он написал аналогичную историю в книжном измерении и, пройдя по неплохо проторенной дорожке, получил результат, который не снился многим новаторам. За два десятилетия Дрезден полюбился читателям по всему миру – а если вы еще не читали о его расследованиях, то начать можно прямо сейчас. Этим летом «Азбука» уже выпустила первую книгу о Дрездене, которая включает в себя три романа: «Гроза из преисподней», «Луна светит безумцам» и «Могила в подарок». А уже в начале осени должен появиться и увесистый томик-продолжение.

Вселенная Гарри Дрездена распространилась и за пределы традиционных романов: есть и комикс о приключениях чародея, и даже сериал «Файлы Дрездена», снятый еще в нулевых. Кроме того, Батчер успел завести несколько новых подопечных: самый популярный параллельный проект – это фэнтези-цикл «Кодекс Алеры», состоящий из шести романов.

Бандитский Чикаго

Городская фэнтези – неизменно привлекательное направление для фанатов магии. Во-первых, в наличии и волшебники, и магические расы, и таинственные ритуалы, и многие другие атрибуты фэнтези. Во-вторых, все это крутится в декорациях города, в некоторых случаях вполне современного и знакомого нам, в других – больше похожего на средневековый (вроде Танфера из цикла Глена Кука о сыщике Гаррете, первый том которого вот-вот выйдет в «Азбуке»). Джим Батчер решил не уходить так далеко и поселил своего Гарри Дрездена в Чикаго XXI века – современный мегаполис, в котором под боком у обычных людей творится магия, а элитным борделем заведует самая настоящая вампирша. В целом же этот город похож на многие «альтернативные» фэнтези-города вроде той же Москвы из «Дозоров» Сергея Лукьяненко.

Изображение «альтернативного» Чикаго, кстати, бывает альтернативным не только в отношении сверхъестественного: сами жители Чикаго далеко не всегда согласны с описаниями их города – на Reddit этому посвящен не один тред. Впрочем, для нас, заморских читателей, это принципиального значения не имеет, ведь картинки настоящего Чикаго затмевает яркий образ, созданный XX веком с его гангстерскими разборками. В альтернативном Чикаго Батчера даже есть альтернативный Аль Капоне по имени Джонни Марконе, «царь и бог предместий и бедных кварталов» и «крестный папа всея Чикаго».

Более-менее успешно передавая географию города, Батчер меняет его атмосферу в соответствии со своими нуждами: в некоторые моменты это скорее легендарная бандитская столица 1920-30-х, чем город XXI века, и в таком небольшом анахронизме есть свое очарование. Тем более что Гарри Дрездену, часто передвигающемуся по Чикаго пешком, приходится иногда бродить ночью по темным переулкам – а они вряд ли ощутимо изменились за последнее столетие.

К тому же, эти самые переулки далеко не всегда принадлежат нашей реальности. Магическая часть Чикаго, скрытая от простых смертных, кое-где сохранила образ старого города: там, где нынче безразлично светят стерильно-белые фонари, раньше трепетали на ветру язычки фонарей газовых, а каменные громады современных домов были деревянными постройками, в XIX веке уничтоженными Великим чикагским пожаром.

Этот магический мир, в который иногда захаживает Дрезден, называется Небывальщиной (в оригинале Nevernever). Он гораздо больше нашей реальности, абсолютно не подчиняется ее законам, но иногда находит с ней точки соприкосновения. В Небывальщине обитают духи и другие сверхъестественные существа разного рода и вида – любые, которых вы встречали в мифах и легендах народов мира. Есть там и опасные демоны, полубоги и другие могущественные существа, которые способны натворить в нашем мире множество бед – и натворили бы, не сдерживай их в Небывальщине зачарованные ловушки. Зато мелкой нечистью Чикаго кишмя кишит, особенно в районах с высоким уровнем преступности – их туда тянет, как магнитом. С их проделками иногда и приходится разбираться чародею Дрездену.

Чародей для мегаполиса

Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден очень вовремя, по его мнению, начал заниматься предоставлением магических услуг: на рубеже тысячелетий оккультизм и сопутствующие ему веяния переживали в США ренессанс, так что интерес к магии наблюдался повышенный. И это после того, как весь XX век наука демонстрировала свои невероятные возможности! Впрочем, людям всегда хочется верить во что-то большее – тем более что в придуманном Батчером мире это большее действительно существует, и даже живет бок о бок с обычными людьми. Но сосуществование не всегда бывает мирным даже в мелочах: чародея Дрездена, к примеру, терпеть не может техника – ломается в одну секунду.

Несмотря на все разговоры о магическом ренессансе, к первому роману «Архивов Дрездена» под названием «Гроза из преисподней» чародей едва сводит концы с концами: не хватает даже на аренду офиса, хотя господин Дрезден не прочь вылететь по работе и в другой штат – если, конечно, дорожные расходы будут за счет клиента. Он привык делать свою работу честно, даже если эта честность порой идет ему в убыток – но при случае будет изо всех сил умасливать клиента елейным голоском. Хотя иногда можно применить и устрашение: высокий, худой, с крючковатый носом, периодически носящий черный брезентовый плащ – таким чародей предстает в первом романе.

Работа независимого консультанта иногда заводит Дрездена в компанию полицейских: да, правоохранители Чикаго тоже порой сталкиваются с необъяснимыми явлениями, хотя далеко не все готовы это признавать. Неоднозначно к паранормальной стороне расследования относится и лейтенант Кэррин Мерфи, но жажда справедливости подталкивает ее раз за разом обращаться к услугам Дрездена при появлении странных преступлений. Лейтенант Мерфи – начальница отдела специальных расследований, уполномоченная вести как раз таки самые необычные случаи. В Чикаго ведь как бывает: то вампир нападет на людей, то феи похитят младенца…

Мерф, как ее иногда называет чародей, периодически врывается в его жизнь с фразами в духе «Дрезден-у-нас-труп-возможно-сверхъестественный». С лейтенантом Мерфи читатели знакомятся на самом старте «Архивов Дрездена», и виной всему беспрецедентный случай: два расчлененных трупа с неустановленной причиной смерти, выглядящие, будто они взорвались изнутри. Да, это все еще очаровательный жанр городской фэнтези, просто с небольшим кровавым оттенком. Впрочем, на страницах книг Батчера будет место и юмору (порой довольно наивному), и даже драме.

Как чаще всего бывает в детективных сериалах, в «Архивах Дрездена» постепенно начинают прослеживаться сквозные сюжеты, связывающие один роман с другим. К настоящему моменту в цикле 17 романов, всего же Батчер планирует уложить историю Дрездена в 25 книг. За двадцать лет непрерывного выхода новых романов повзрослел не только сам Батчер, но и его герой. Хоть он все еще готов помочь людям и нелюдям, Гарри Дрезден уже не бесшабашный молодой чародей. Тучи все больше сгущаются, и никто знает, чем закончится эта история, но можно быть уверенным в двух вещах: во-первых, Гарри Дрезден обязательно спасет мир, во-вторых, Джим Батчер обязательно допишет эту многолетнюю сагу.

#фэнтези#детектив#лонгрид

 

Источник

Читайте также