Режиссёр «Последних джедаев» и «Петли времени» триумфально вернулся с маленькой по масштабам, но смешной и остроумной картиной.
Если вы хотите выделиться в давно заезженном жанре, то у вас есть как минимум два надёжных пути — вы либо можете попытаться снять безупречный фильм без единого лишнего кадра, либо уйти куда-нибудь на мета-уровни и попытаться перевернуть пару-тройку штампов. В «Достать ножи» Райан Джонсон, кажется, умудрился сделать и то, и другое.
Фильм, актёрскому составу которого не позавидует только мёртвый кастинг-директор, как и положено, начинается с убийства. Знаменитого автора детективов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) находят с перерезанной глоткой сразу после людной вечеринки в честь его 85-летия.
Полиция практически сразу классифицирует произошедшее как самоубийство, но на месте трагедии внезапно появляется знаменитый детектив Бенуа Бланк (Дэниел Крейг), которого анонимно наняли для того, чтобы он доказал сам факт наличия преступления. Усилить интригу помогают и родственники Тромби — все они почему-то врут на допросах, и почти у каждого из них есть мотив.
Завязка «Достать ножи» до ужаса банальна, но этим Джонсон только притупляет бдительность зрителя. Уже примерно через полчаса после начала нам выдают не только обстоятельства смерти Тромби, но и имя убийцы. Казалось бы, в этот момент фильм жанра «Кто это сделал?» должен скоропостижно закончиться, но не тут-то было — интрига переходит в иную плоскость, а события той самой ночи продолжают обрастать новыми «слоями».
Выдавать сюжет «Достать ножи» в этом тексте было бы кощунством — хотя бы потому, что он получился действительно захватывающим. Даже если вы раньше времени догадаетесь, что случилось, вы всё равно получите от концовки удовлетворение — всё благодаря ярким персонажам и актёрам, которые выжали из своих небольших партий максимум.
Особенно сильно на фоне остальных выделяется Дэниел Крейг в роли странноватого детектива. С одной стороны, он как какой-нибудь Пуаро остаётся главной движущей силой сюжета, а с другой — зачастую полагается на удачу и свою необычную методологию: он верит в то, что дорожка к истине всегда прямая, и любую тайну можно раскрыть напором.
Само собой, Крейгу достаётся и главный монолог всего фильма. Но этот монолог не столько шокирует зрителя, сколько смешит. Потому что Райан Джонсон не только умело создаёт детективную интригу, но ещё и по-доброму высмеивает основные черты жанра.
«Достать ножи» каким-то образом умудряется удачно выступить сразу в трёх ипостасях — это и блестящая комедия положений, и детектив, где все детали рифмуются (запомните открывающий кадр с кружкой), и симпатичное социальное высказывание об отношениях иммигрантов и коренных жителей США, которые кичатся своим наследием, забывая о том, насколько неглубоко они на самом деле пустили корни.
Многие фильмы и книги этого жанра тонут в деталях и искусственных сюжетных поворотах, но Джонсону — и это главная его заслуга — удаётся уйти от всех этих проблем. Его фильм рассказывает сложную историю, но никогда не загружает зрителя обилием имён и затянутыми словесными дуэлями, здесь много слов, но главным всегда остаётся движение и действие. Это уже не говоря о том, что за главного героя «Достать ножи» банально переживаешь, и это не даёт фильму провисать даже там, где детективная интрига на время исчезает.
После восьмого эпизода «Звёздных войн» и контракта на три фильма с Disney было не совсем понятно, зачем Джонсону вдруг понадобилось снять такой вот камерный детектив. Но на самом деле ответ лежит на поверхности — для себя, для души. По крайней мере, теперь куда меньшее количество людей будет писать, что Джонсон — плохой сценарист или режиссёр. «Достать ножи» — убедительное доказательство обратного.