Когда речь идет о Hades, то будет просто неправильно говорить об этой игре как о рогалике, потому что мы имеем дело ни с чем иным как с бубликом. Бублик – это как будто полноценная версия рогалика, будто кондитер пока делал бублик решил откусить он него добрую часть и назвал рогаликом.
Что я имею ввиду спросите вы. А то, что Hades нечто иное чем просто рогалик, авторы игры замахнулись на куда большее чем обычная проходная игра на часов так 8-10 без интересных механик со скучным сюжетом. Разработчики подняли планку жанра до нового уровня и именно поэтому я назвал эту игру бубликом, потому что рогалик уже просто не подходит данному проекту по масштабам. Ну а чтобы детальнее разобраться в тесте, из которого сделан этот бублик и в каждой кунжутинке на его поверхности я предлагаю вам настроить лютню и надеть розовый берет. Ведь мы отправляемся в элизиум стебать Тесея.
Еще на этапе покупки я знал, что игра посвящена греческой мифологии. Именно это меня чуть было не оттолкнуло, потому что мне не интересны греческая и египетская мифологии на столько на сколько это только возможно. Я бы даже сказал, что две эти мифологии меня отталкивают своими историями, своим стилем, визуалом, да вообще всем. Однако даже несмотря на это Hades смог меня заинтересовать. Хотя по большей части он просто был везде на слуху и из каждого унитаза доносились возгласы о супер пупер крутости этой игры, и я просто захотел посмотреть, что же там такое, что вот прям всем нравится.
При первом же запуске я сразу начал ощущать нотки греческой мифологии, характерная музыка, звуковые эффекты, все это даже с закрытыми глазами заставит человека вызывать в своей голове соответствующие ассоциации. Но как вы уже поняли по моему отношению к этому сеттингу поначалу это заставляет меня проявлять скепсис к данному проекту. О музыкальном сопровождении поговорим позже, сейчас же я заострю внимание на других важных вещах, формирующих атмосферу в игре.
Графика, а точнее рисовка. И блин, как же она хороша. Во-первых стиль, он подобран просто идеально к этой игре. Во-вторых, великолепная работа с тенями, детальная прорисовка всего, элементов одежды, лиц, окружения, особенно окружения, даже просто ходить по локациям, по-местному хабу, по комнатам – одно удовольствие. Это элемент, который играет возможно главную роль в погружении игрока. Просто ну невозможно пройти мимо какой-то, интересно нарисованной, вазы, при этом не по разглядывать ее как следует. Это же касается и персонажей, с которыми будет сталкиваться Загрей — так зовут главного героя.
Боги олимпа, как и другие персонажи показаны в игре превосходно, если вы знакомы с греческой мифологией, то вам будет достаточно просто посмотреть на них, чтобы понять кто есть кто. На столько они выразительны, на столько с душой нарисованы, вы только посмотрите на Харона.
По внешнему виду персонажей также легко читается характер, и они ведут себя именно так как выглядят, если, конечно, можно так выразиться.
В общем с атмосферой и погружением тут все объективно отлично, мне конечно понравилось не совсем, но это не важно, ибо это вкусовщина. А любителям греческой мифологии и подобных мотивов так вообще зайдет на ура.
С сюжетом на мой взгляд все не так однозначно. К нему, а точнее к его подаче у меня есть как претензии, так и похвала.
Начну с хорошего. Сам по себе сюжет звезд с неба не хватает, и на отдельную книгу вряд ли потянет. Но. НО. Он не плохой, то есть в нем нет дыр, он простой, со своими сюжетными поворотами, со своими особенностями, он есть, и он не для галочки, на него в том числе делали упор разработчики, но местами он слишком очевидный, подача слишком перетянутая, хотя даже так часто было интересно.
Повествование происходит в формате редко появляющегося закадрового голоса в сочетании с беседами между разными персонажами и главным героем. Именно из второго мы и узнаем львиную долю всего сюжета, и именно тут таятся подводные камни.
Все что вам сейчас нужно знать о сюжете, это то, что Загрей хочет сбежать из ада, то бишь дома, у него из-за этого случается конфликт с отцом, то бишь Аидом, который всячески препятствует его цели. По ходу побега с Загреем связываются боги олимпа и пытаются помочь ему, а также склонить на свою сторону в семейной истории.
Мне было интересно читать диалоги между Загреем и богами олимпа, между Загреем и Ахиллесом, а также другими персонажами. У каждого своя история, у многих эти истории переплетены, все они складывается в единую картину. Но все это интересно до поры до времени.
Как я уже сказал, сюжет двигается благодаря разговорам с различными персонажами. И тут начинаются проблемы, а именно искусственное растягивание игры. Что же мешает игроку как можно быстрее пройти по сюжету и забыть об игре? Для чего вообще быстро проходить игру? Есть один нюанс и этот нюанс жанр.
Я отношусь к тем людям, которые не любят рогалики, из-за присутствия какого никакого, но однообразия. Исключения делаю в очень редких случаях. И я бы хотел иметь возможность поменьше времени проводить в этой игре, но при этом пройти всю сюжетную линию. Ах да, забыл сказать, я в этой игре сделал практически все, не купил только парочку косметических вещей, и не завершил парочку необязательных пророчеств. Улучшил все что можно было улучшить, открыл почти все записи обо всем что есть в игре и выбил все достижения.
А теперь с учетом этой информации вернемся к изначальному вопросу. Что же мешает игроку как можно быстрее пройти по сюжету и забыть об игре? Что ж, давайте пройдемся по всем пунктам.
Поговорить с персонажем, можно максимум несколько раз за один забег, а для продвижения сюжета поговорить надо очень-очень-очень много раз, то есть вы будете делать много-много-много забегов. А по мимо этого, в какой-то момент, вы столкнетесь с тем, что для того, чтобы поговорить с определенным персонажем, с ним надо сдружится, а что бы сдружится, ему надо подарить нектар, причем для полной шкалы «дружбы», так сказать, вам понадобится как минимум 7 раз подарить этот самый нектар, а получить его можно ну от силы пару штук за забег, может штук 5 если повезет, а вручить персонажу так вообще только один раз за забег, и то не факт, что в этом забеге вы встретите нужного вам. Таких нектаров в общей сложности на всех персонажей придется потратить около 250. А еще персонажи очень часто отходят от основного сюжета и просто разговаривают с вами на совсем уж отдаленные темы, что еще дальше уводит от вас сюжетную линию.
На 40 часу игры, мне уже все это надоело, и я просто хотел посмотреть сюжет, спойлер, концовку увидел я только на 80 часу игры. И вот скажите мне разработчики, зачем, ну зачем было так растягивать основной сюжет. Что б вы понимали, до сюжетного эпилога дошло 8.5% игроков на момент создания данного обзора. Почему нельзя было просто взять и все самое важное показать вначале, а все побочное оставить на конец. Игроки, которым нравится одно и тоже раз за разом проходить не будут искать повода для нового захода, они играют в игру из-за геймплея, а вот большинство из тех, кто пришел за сюжетом его конец так и не увидели.
В общем все те, кому интересен исключительно сюжет Hades и от рогаликов вас воротит, добро пожаловать на ютуб, остальным приятной игры.
О репликах персонажей хочется еще отдельно сказать пару слов. Да, их много, прям очень много. Да из-за количества ненужных бесед игра растягивается до неприличных масштабов. Но чего нельзя отнять, так того, на сколько они все проработаны и какое их огромное количество. Мы в играх привыкли, что, подходя к NPC мы слышим одни и те же реплики по кругу, и в запасе их штуки 3-4 обычно. Так вот в Hades вы если не будете заниматься извращенством как я и закрывать игру на сотку, то скорее всего повторных реплик вообще не услышите. Трудно представить сколько сил и времени ушло на то, чтобы прописать все это.
Еще мне понравилась, что богов в этой игре показывают такими какие они есть, то есть со своими пороками. Hades не стесняется показывать высокомерие олимпийцев, то как они ведут себя если им что-то не нравится, как они общаются, и то что это далеко не самые добрые и милые персонажи как в каком-нибудь диснеевском мультфильме.
Теперь поговорим о геймплее. Для начала все-таки проясню для тех, кто не знает, что такое этот ваш рогалик и с чем его едят. Это такой жанр, в котором сюжет часто на заднем плане, и суть в том, чтобы пройти игру, после чего вы получаете некие бонусы, которые остаются с вами навсегда, и которые облегчат ваши дальнейшие прохождения. В случае смерти вы начинаете игру с самого начала, а уровни генерируются случайным образом.
Главная задача разработчиков, которые прикоснулись к данному жанру – это сделать геймплей разнообразным и интересным. И дальше мы разберем, смогли ли сделать это разработчики Hades.
Для общей картины еще расскажу, как все происходит именно тут. Вы начинаете побег, который состоит из 4 с половиной локаций со своими противниками, в каждой локации вы переходите из зала в зал. За победу над противниками в каждом вы получаете случайную награду. Сюда входят усиления для главного героя, для его оружия и всякие разные ресурсы.
Честно, первые часов 20-25 я кайфовал, разные дары, предлагаемые олимпийцами, они же бонусы, очень много прописанных диалогов, разнообразные противники, 6 видов оружия, у каждого из них по 4 аспекта, то бишь вариации, пассивные навыки, которые можно прокачивать в хабе, несколько десяткой талисманов. Все это делало мои попытки побега отличными друг от друга, и мне было очень интересно узнать, что будет дальше, что еще мне откроется по мере прохождения. Да и просто посмотреть на различные комбинации даров и разного оружия.
По-хорошему игра после этого должна была закончится часов через 5, максимум через 10. Но нет, разработчики решили доить эту игру по максимуму. И уже после 40 наигранных часов я начинал тихо ненавидеть эту игру. Чем дальше, тем меньше нововведений предоставляла мне игра, забеги превратились в рутину, и максимум на что меня хватало это один-два забега в день, после чего я уже видеть не хотел эти ваши рогалики.
С одной стороны меня опять же никто не заставляет столько часов играть в это. Но, с другой стороны, на момент 40-50 часов все еще не пройден весь сюжет, и как я уже говорил ранее, надо было сюжет полностью впихнуть в 30 часов, а все побочное уже для тех, кому игра понравилась до такой степени что они и дальше будут в нее играть, а не растягивать на 60+ часов.
Можно сказать, мол, я же все равно собирался выбивать все достижения в этой игре, чего я возмущаюсь на это. А потому я негодую, что в этой игре нет разнообразия на 40 и более часов. На 20-30 да, все отлично если рассматривать в рамках прохождения за это время. Но не больше, игра, конечно, периодически внедряет небольшие фишки, открывает новые аспекты оружия. В конце концов тут есть косметические предметы для хаба, можно покупать разные коврики, картины, статуэтки и так далее. Но этого недостаточно, и секундная радость, которая на эту же секунду и отвлекает тебя от однообразия, не спасает всей ситуации.
После первого полного прохождения игроку открывается «Пакт о наказании». Это такие дополнительные трудности, которые будут у игрока при прохождении если он их активировал. Например, на прохождение региона дается ограниченное время, или противники становятся быстрее, больнее бьют и так далее, там целый список. Эта фича призвана делать то, чего я просил пару минут назад, давать разнообразие и привносить в геймплей что-то новое.
Но, как говориться, есть один нюанс. Я хочу быстрее посмотреть сюжет, что бы я мог пролистывать тупые ненужные диалоги, сцены и просто бежать выполнять ачивки, добивать игру на сотку, потому что ничего принципиально нового даже с дополнительными трудностями она мне уже не покажет. И я не буду усложнять себе жизнь пактом о наказании. Зачем мне это делать, если я, наоборот, хочу уже быстрее закончить с этой игрой?
Ладно, отбросим мое отношение к этой игре после 40 часов. Давайте рассмотрим сам по себе пакт о наказании. И даже так я не вижу в нем смысла от слова совсем. Людей, которые себе специально устраивают челленджи я в счет не беру. Так вот, игра заставляет вас попотеть, зачем? За каждый активированный пункт в наказании вы получаете определенное количество черепов, и когда вы наберете 5 – вам по ходу прохождения будут предлагать бонусы, что бы их получить вам надо пройти комнату не получив урона, при этом даже после успешного прохождения этот бонус не будет дополнительным к другим комнатам, нет, вы просто пропускаете ту комнату в которой были когда соглашались на это испытание и на этом все.
То есть вы надрывались просто так. Может тогда игра предлагает вам более ценные награды за более трудное прохождение? Звучит логично, но нет, максимум что вы можете это попытаться открыть три статуи, за прохождение с 8 черепками, 16 и 32 соответственно. Которые при этом дают вам целое НИ-ЧЕ-ГО. Игра как бы стебется, типа, ха, лох, развели на еще 40 часов, ну давай, заплачь.
Кстати, стоит же еще поговорить о боевке, ведь это, по сути, основа местного геймплея. В целом и общем боевая система здесь хорошая, но со своими, я бы сказал, проблемами. Для общей картины перечислю основные способности и механики. В распоряжении игрока есть 4 оружия ближнего боя и 2 дальнего. С каждым оружием игрок может выполнять ряд действий, обычный удар, особый удар, отдельная способность, бросок и хтонический спутник.
Обычный удар это просто удар, можно делать серию ударов, ничего особенного. Особая атака — это когда вы зажимаете обычную атаку и происходит более мощный удар, в зависимости от экипированного оружия. Умение — это отдельная абилка также в зависимости от вида оружия. Бросок уже не зависит от того с каким вы оружием, это именно способность Загрея, он бросает в противника кровавый камень, тот в нем застревает, после чего враг получает увеличенный урон. И хтонический спутник, их в игре всего 6, по сути, это призыв помощника, который наносит или поглощает урон. Ну точнее там только один поглощает урон, а остальные это просто 5 вариаций нанесения урона.
Теперь к моим впечатлениям о геймплее. Это палка о двух концах. С одной стороны, вроде и динамично, и прикольно, весело, задорно. А с другой все это опять же на короткой дистанции, когда мы играем в игру часов 30, и все. После начинаешь замечать, что умений тебе не хватает, никаких комбинаций из них не сделаешь, дары олимпийцев, по сути, реколор одного усиления, а аспекты оружия все кроме 4го отличаются только внешним видом, и парочкой изменений в характеристиках.
Также в игре отсутствуют какие-либо тактики, то есть всю игру вы можете просто играть одни и тем же мечем через один и тот же билд, когда вы просто одной атакой закликиваете противников до смерти. Игра никак не мотивирует вас играть через особую атаку, через броски или абилку, вам это просто не надо. Я пробовал такие билды исключительно от скуки. Здесь нет ни маны, ни отката умений (есть, но слишком незначительные) что бы вы были вынуждены пробовать что-то новое.
Отдельного внимания в игре стоит кастомизация дома. Вот это прям понравилось, я люблю такие штуки в играх, это разбавляет геймплей и просто приятно украсить свое убежище, выбрать в каких оно будет цветах и тому подобное. А тут этого много.
В целом еще прикольно сделаны битвы с боссами, они интересные, первые попытки побега заставляют попотеть. Если по поводу боевой системы я говорил, что со временем она не меняется, то с боссами дела обстоят немного иначе, хотя тоже косячно. Всего в игре 4 босса, не считая Харона, он скорее опциональный. По одному на локацию. И вот спустя часы первые два босса стараются быть разнообразными, как именно спойлерить не буду, но это ощущается, особенно с первым боссом, там вообще одно из лучших гейм дизайнерских решений в игре, на мой взгляд. А вот третий и четвертый боссы вообще не меняются, ни через 10, ни через 90 часов игры, такое ощущение будто эту фичу начали делать, но сроки поджимали и решили, что все, хер с ним, и так сожрут.
Да, в пакте о наказании есть отдельный пункт, где все боссы обучаются новым приемам. Ну окей, допустим я включил данную опцию, и… Ничего глобально не меняется, по ходу прохождения противники будут такими же одинаковыми каждое прохождение, как и были, только потому что я сам это взял и врубил. А должно это работать совершенно иначе.
О-хо-хо, достижения. Я снова выполнил их все. И по этому поводу я такого же мнения что и по поводу сюжета. Слишком перетянуто. Если вы ищете игру где хотите по-быстрому выбить достижений, потратив не более 20-25 часов, то вам не сюда. Это просто нудная душная дрочильня. Я серьёзно, все достижения базируются на том, чтобы вы просто проходили игру снова и снова, снова и снова.
Давайте вспомним прошлую игру, на которую я делал обзор, это был Hollow Knight. Да, там были ачивки которые невозможно получить за одно прохождение, но это было интересно. Они бросали вызов. А самые редкие из них можно буквально можно было печатать и вешать на стену, потому что блин это реально были достижения.
А теперь вернемся к Hades. Предлагает ли он трудные ачивки, за которые потом можно будет гордится? Нет. Может там есть ачивки требующие определенных действий от игрока, над ними надо сесть подумать, поизучать что-то? Нет. Точно, знаю, может там есть ачивки которые просто требуют от игрока прокачивать все подряд, и на это надо будет тратить просто кучу времени без каких-либо усилий? Да. Все ачивки можно получить, просто тупо играя и отключив мозг на 90 часов? Конечно.
Для наглядности вот пример, одна из ачивок, улучшить все сувениры до максимального ранга. Ранее я упоминал, что их несколько десятков, а у каждого из них по 3 ранга. Как думаете, что надо сделать чтобы поднять ранг? Правильно, пройти n-е количество схваток. Это ли не тупое растягивание игры?
В общем давайте так. Если вы охотник за ачивками, то включаете на фоне музыку, аниме, фильм, не важно, и просто долбитесь в эту игру. Если вам на достижения все равно, то можете просто забить и не парится. Если вы все-таки на них обращаете внимание и вам интересно поиграть еще, то поиграйте в другую игру, ей богу, эти страдания того не стоят.
Еще в начале я сказал, что даже с закрытыми глазами можно понять сеттинг игры, ну или как минимум ощутить примерное настроение. Вот вам треки.
На протяжении всех прохождений саундтрек меняется от локации к локации. Это круто, была проделана огромная работа в этом плане. Звуки, звуковые эффекты, все это очень прикольно и аутентично.
К саундтреку больше нет ни вопросов, ни претензий. Это конечно не уровень того же Hollow Knight, например, но очень неплохо.
Почему-то с этой игрой трудно подводить итоги. С одной стороны тут много всего, все прикольно, интересно, но с другой удушится можно от количества лишних реплик, диалогов, и прочих ненужных вещей, например, системы дружбы со всеми подряд и этими дебильными подарками.
Игра мне принесла удовольствие в первые 30 часов, но дальше затянула у меня на шее свой причиндал под названием «отсутствие новых механик и растягивание игры» и начала душить.
Зачем же я тогда себя мучал если мне не нравилось.
Во-первых, игра сама говорит, что вот, тут еще как бы сюжет дальше развивать надо, ты это, далеко не уходи, но при этом этот сюжет не прошли чуть больше, чем 90% игроков, что на мой взгляд о чем-то да говорит. Не все смогли себя заставить проходить одно и тоже с малейшими изменениями в геймплее. Да, примерно через 20-30 часов от начала показывают титры, и основная арка якобы завершена, но на деле сюжет продолжается дальше.
Во-вторых, я хочу показать людям, что же происходит после сюжетного поворота, где все подумали, что на этом игра закончилась. Есть ли дальше что-то интересное, есть ли смысл играть еще, не надоест ли боевая система через десятки часов. Так же многим важны достижения, и эту тему я тоже постарался осветить.
Если у вас есть, например, nintendo switch или steam deck, то эта игра зайдет вам идеально, в нее можно играть с какой-то периодичностью, и вам она не надоест. Если вы решили в запой проходить ее на компе, то тут уже зависит от того, как вы расположены к данному проекту, может вас такое прохождение не будет напрягать так, как напрягало меня. К слову, на портативных консолях игра работает также хорошо, как и на ПК, так что можно смело брать, но в случае со свичем лучше подождать скидки.
Есть также еще одна ложка дегтя в бочке Hades. Для кого-то это плюс, для кого-то минус, для меня это минус. Зайду издалека, в игре можно романсить персонажей. Так я заромансил Дузу, это летающая голова медузы горгоны. Мне показалось это очень милым, все эти диалоги, неловкие беседы, летающие сердечки, прикольно получилось. Потом оказалось, что можно заромансить Мегеру, я подумал, ну ладно, допустим, вроде окей, тоже прикольно. Но. Потом открылась возможность заромансить Танатоса, и тут я уже начал плеватся, типа, ну блин, Загрей мальчик, и Танатос мальчик, ну, ну блин, что вы делаете, к чему это здесь, зачем это было добавлять.
Также по ходу прохождения в некоторых диалогах как бы намекали что Загрей и по мальчикам, и по девочкам, и вообще по чему хочешь и не хочешь. Короче повесточка сюда тоже залетела, имейте ввиду. Хоть и не сильно заметно, но на данный момент уже есть в раннем доступе вторая часть, и там этого навалили неплохую такую кучу. Надеюсь, разработчики рано или поздно вернутся на истинный путь, где существуют только два гендера и одна ориентация, и перестанут страдать фигней.
Игру по итогу я считаю хорошей для обычного прохождения, и могу смело рекомендовать. Все-таки в начале я не зря обозначил эту игру бубликом, это действительно не маленький проект, разработчики потратили много сил и времени. Надеюсь, вторая часть геймплейно будет лучше первой, да и не только геймплейно, много лишнего можно убрать, а действительно нужное добавить.
На этом у меня с Hades все, пишите хотите ли вы обзор на вторую часть, когда она выйдет из раннего доступа. Также просто пишите свои мысли, ставьте лайк, подписывайтесь, все это поможет мне улучшить ментальное здоровье, которое мне необходимо для прохождения игр на 100% и последующим обзорам.