Осенью прошлого года в Лос-Анджелесе проходил первый и пока что последний Festival of Disruption, организованный фондом Дэвида Линча и посвящённый творчеству Дэвида Линча. Частью программы стала игра для шлемов виртуальной реальности Twin Peaks VR. Спустя год с небольшим интерактивный Твин-Пикс стал доступен всем желающим.
Эта статья — адаптированный текст из моего телеграм-канала «БИЧ», в котором много чего интересного.
О чём игра?
Если вы бывали в квест-румах, то быстро поймёте суть Twin Peaks VR. Есть шесть локаций из сериала: офис шерифа, тюремные камеры полицейского участка, Гластонберийская роща, «Чёрный вигвам», комната наблюдения за прозрачным кубом из первой серии последнего сезона и заброшенный вагон, в котором держали Лору Палмер. Ваша цель — решать головоломки и искать выход из комнаты. Загадки здесь двух видов: слишком очевидные (составить пятизначный код цифрового замка из обрывков бумаги) и совсем не очевидные (оторвать каблук ботинка, чтобы найти под ним ключ). Особой смышлённости игра не требует, — с каждой из поставленных задач можно справиться методом тыка. В среднем уровни длятся по 10-15 минут.
На деле всё это чуть веселее, чем звучит, — спасает эффект погружения. Вместо мыши и клавиатуры вы используете всё тело (датчики отслеживают движения и положение в пространстве) и два беспроводных контроллера, благодаря которым ваши руки становятся руками главного героя, предположительно агента Купера. Бродить по знакомым локациям и трогать окружающие предметы (например, личные вещи шерифа Трумена) — занятие интересное, но быстро надоедающее.
Лучший эпизод игры — путешествие по лабиринтам «Чёрного вигвама», но он как раз наименее интерактивен: большую часть времени вам придётся стоять на месте, созерцая линчеанский сюрреализм с неплохими аудио- и спецэффектами. Белая лошадь, говорящее дерево («I am the arm»), красные шторы, — всё на месте.
Ещё одна проблема игры — её внешний вид. Отчасти это можно списать на издержки технологии: формат VR очень ресурсозатратный, поэтому разработчикам приходится жертвовать качеством графики ради производительности, но виртуальный Твин-Пикс смотрится бюджетно даже на фоне некоторых VR-игр от независимых разработчиков. Впрочем, нужно помнить, что стиль Линча подразумевает сознательное «упрощение» картинки: «Внутренняя Империя», снятая на ручную цифровую камеру — наглядный тому пример.
Но главный недостаток — полное отсутствие сюжета. Игра не рассказывать ничего нового ни о мире сериала, ни о его героях. Повествование нет совсем: это просто набор комнат, не связанных между собой драматургически. О личности и мотивах протагониста приходится лишь догадываться, а не смотревшие сериал вообще ничего не поймут. И не надейтесь встретить актёров из оригинального шоу: единственный человек в игре помимо протагониста — безглазая женщина из третьего сезона, но даже её компанией насладиться вы не успеете: секунд через пять после появления она улетает в открытый космос и больше не возвращается.
Люди натягивают на голову VR-шлемы ради эмоций, а не ради сюжета, это понятно. Но игроку нужна мотивация, минимальный контекст, объясняющий ситуацию и создающий напряжение: даже в самых тупых зомби-шутерах мотивы героя ясны — выжить. Иначе получается как здесь: героя нет, есть лишь висящие в воздухе руки, телепортирующиеся из комнаты в комнату.
Игра стоит внимания, но только если вы очень любите сериал (именно сериал, а не Линча в принципе) или никогда не надевали шлем виртуальной реальности. Но для первого знакомства с технологией лучше выбрать что-нибудь более зрелищное, — симулятор прыгуна с крыши небоскрёба, например.
Если же вам просто нравится сама идея «поиграть в Твин-Пикс», попробуйте Black Lodge 2600 — маленькую инди-игру с графикой в стиле ретро-приставки Atari (бесплатно и прямо в браузере). Если хочется чего-то серьёзней, купите Deadly Premonition — японский хоррор с открытым миром, явно вдохновлённый сериалом Линча: такой же маленький американский городок в горах, агент ФБР с диктофоном, дама с горшком вместо бревна и много абсурдного юмора.
«БИЧ» — не самый попсовый блог об искусстве и культуре