Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VI

В новой части вспомним, как снимали «Хеллбой: Золотая армия» – авторский кинокомикс тех времен, когда блокбастеры старались быть глянцевыми и обезличенными.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VI

Здесь первая, вторая, третья, четвертая и пятая части биографии.

Глава 13. Жизнь куклы-чревовещателя

Глава, в которой Дель Торо достает из коробки свое безумие.

В прошлой части мы оставили Гильермо Дель Торо триумфально почивать на лаврах главного сказочника всея кинематографа. Отказавшись от полдесятка разных проектов, дважды проигнорировав продюсеров, предлагавших ему «Гарри Поттера», Дель Торо, наконец, выпустил на экраны свой магнум опус – «Лабиринт Фавна».

Фильм не стал одномоментным триумфом, хотя понравился критикам и окупился в прокате. «Лабиринт», как всякий культовый фильм, набирал свою славу постепенно, год за годом собирая колоссальную фанбазу, которая впоследствии будет превозносить Гильермо как истинного творца на службе голливудской машины.

Знаменитый мексиканский режиссер вновь оказался на распутье – он выпустил проект «для себя», не стремясь заработать деньги, причем выпустил именно таким, каким хотел видеть. Теперь пришла пора вернуться в лапы голливудской студии и зарабатывать деньги. И Дель Торо вновь обратился к рогатому краснокожему парню в стильном пальто и огромной рукой.

Сценарий второй части «Хеллбоя» Дель Торо писал параллельно с «Лабиринтом Фавна». Сюжеты из фольклора, мифологии и сказок всех народов мира превратились в идеи для двух лент сразу. Одни Гильермо переносил в первый проект, другие оставлял для второго – в результате оба фильма стилистически похожи между собой, а некоторые элементы окружения, персонажи и объекты являются будто зеркальными копиями друг друга из разных фильмов.

Сюжет второй части Хеллбоя так же является отражением «Лабиринта Фавна». Снова экспозицию фильма нам рассказывают в формате красивой древней сказки о волшебном народе, снова важную роль в сюжете играет наследник – на этот раз принц. И снова нам под этим соусом Дель Торо рассказывает историю об отцах и детях в фантастическом и реалистическом ключе одновременно. В «Лабиринте» Офелия и ее отчим, которому она была не нужна, противопоставлялись королю и его дочери, а в «Золотой армии» эльфийский принц Нуад и король Балор выступали в контрасте с Хеллбоем и его отношениями с отцом.

Визуальную составляющую «Хеллбоя 2» создавала та же команда, что работала с Дель Торо над «Лабиринтом». Если первая часть «Хеллбоя» в плане картинки и атмосферы была синтезом между оригинальными комиксами Майка Миньолы, творческим видением Дель Торо и стилистикой голливудского кино начала нулевых, то «Золотая Армия» – плоть от плоти продукт мексиканского фантазера. Архитектура Скандинавии, славянские, индонезийские мотивы в графике, кельтский орнамент – все это сначала появилось на страницах блокнотов Дель Торо, а потом, стараниями художников, перекочевало в фильм.

Образы принца Нуады и его сестры не родились на пустом месте – мы найдем их прообразы в вампире Хесусе Грисе («Хронос») в призраке Санти («Хребет дьявола»), в серо-белой коже повелителя вампиров Дамаскиноса («Блейд 2»), затем в Бледном человеке («Лабиринт Фавна»).

Из 32 созданий, которых придумали художники и аниматоры для фильма, около 90 процентов были созданы физически. Только существа, которые были слишком большими, как Элементаль, или слишком маленькими, как зубные феи, были созданы с использованием CGI.

В наши дни снимать такой фильм крайне необычно, но я чувствую, что от этого он приобретает художественность, текстурную ценность и ощущение, будто каждый объект внутри фильма был создан чьими-то руками. Компьютерная графика на дает такого эффекта.

Гильермо Дель Торо

не растерял любви к натуральным спецэффектам

Снимая «Лабиринт Фавна», Дель Торо много месяцев провел в Испании. Съемки «Хеллбоя 2» проходили в Будапеште. Как только закончились все мероприятия, связанные с его продвижением, Дель Торо взял билет и на два года улетел в Новую Зеландию, заниматься гигантским «Хоббитом», обещавшим быть самой масштабной постановкой мексиканского самоучки.

Долгие годы Дель Торо ощущал себя куклой-чревовещателем, которого вытаскивают из коробки, чтобы повеселить публику, а затем кладут обратно, чтобы переехать с место на место и вновь устроить представление уже на другом конце света.

«Хеллбой: Золотая Армия» вышла в 28 июня 2008 года. В одно лето с первым «Железным человеком» и «Халком», положившими начало многомиллиардной киноимперии Disney/Marvel. «Хеллбой», к сожалению, не стал суперхитом, едва окупившись в прокате, но при этом оказался одним из самых необычных проектов не только 2008 года, но и среди всех экранизаций комиксов.

Знаете, я старался не делать фильм для аудитории, я старался сделать его для себя, чтобы быть счастливым. Так что фильм очень необычный, гораздо более безумный и красивый, чем, возможно, должен быть летний блокбастер.

Гильермо Дель Торо

снимает в свое удовольствие

Глава 14. Троллий рынок

Глава, в которой Дель Торо создает армию существ.

Гильермо всегда был, по его собственному выражению, «занозой в заднице» всех дизайнеров и художников, но в этот раз его команде пришлось совсем нелегко. «Золотая Армия» – пиршество для глаз, в котором важен каждый элемент костюма каждого третьестепенного героя, появляющегося на экране на пару секунд.

Всех существ Гильермо тщательно переносит из своих блокнотов – иногда ровно такими, какими они были изображены на страницах, иногда меняя внешность и концепцию. Так, Ангел Смерти из «Хеллбоя» сначала был придуман для фильма «Мост Мефистофеля». Уже тогда ангел был лишен органов зрения – Дель Торо отмечал, что образ зловещего ангела, который слеп к человеческим страданиям, ему очень нравился.

Однако лобную пластину у него на голове придумал не Дель Торо, а специалисты по пластическому гриму. Консультируя их, Гильермо делился работами художников, которые на него повлияли: Питер Брейгель, Арнольд Бёклин и Иероним Босх, а также работами бельгийских символистов, сюрреалистов и даже дадаистов.

Пугающим выглядит и король Балор. Рога на его голове – не корона (для управления Золотой армией нужна еще одна, поэтому две короны на голове выглядели бы глупо), а естественное украшение. Они напоминают ветки дерева – того, с чем древние эльфы были неразрывно связаны и чего в настоящем времени были лишены. Светящийся круг за спиной короля – своеобразный нимб святого.

Майк Миньола, автор оригинального комикса, на этот раз был вовлечен в производство сильнее. Он придумал дизайн анимационной вступительной сцены, записывал музыку на студии Abbey Road с Дэнни Эльфманом, отсматривал спецэффекты вместе с Гильермо и оставлял свои замечания.

При этом второй фильм ощущается куда более «дельторовским». Троллий рынок, снимавшийся внутри заброшенной каменоломни, наполнен персонажами в стиле Дель Торо. В этих сценах гораздо легче пропустить нечто замечательное, чем уследить за всем – Собороголовый, Моргун, другие существа с потрясающим дизайном появляются на кривых улочках меж скрюченных домов каждые несколько секунд.

Ближайший аналог этого восхитительного безумия в кино – сцены в кантине Мос Айсли из «Звездные войны: Новая надежда». И там, и там – огромное количество героев, словно специально припасенных на будущее, чтобы было о ком рассказать в сиквелах и спин-оффах. Именно здесь Хеллбой ощущает себя как дома – никто на него не смотрит, ведь он здесь далеко не самый странный персонаж. Это означает, что он дома? Или дом – это что-то другое? Один из вопросов, на которые Хеллбой должен ответить себе в течение фильма.

Из-за деструктивного поведения Хеллбоя из Вашингтона в Бюро по исследованию паранормальных явлений отправляют нового агента, чтобы тот присматривал за ним. Агент, которого они посылают, ни кто иной, как Йохан Крауз, бестелесный сгусток эктоплазмы в скафандре. В блокнотах Дель Торо сохранилось множество отвергнутых вариантов дизайна его шлема, но его воплощение в жизни все же оказалось неудачным: Джон Александр, актер, играющий Йохана, натирал себе лоб в кровь, нося скафандр с утра до ночи. Крауз – один из персонажей, способных украсть весь фильм. Озвученный Сетом Макфарлейном (создатель «Гриффинов»), Йохан – идеальный персонаж странного мира Дель Торо.

Золотая армия так же претерпела значительные изменения, сходя со страниц блокнотов на киноэкран. Дель Торо планировал сделать их своеобразными покемонами, в состоянии покоя находящимися в яйце, а затем преображающимися в воинов. Однако затем их перерисовали и сделали куда более устрашающими.

Над Золотой армией работали три разных дизайнера, Они потратили, в общей сложности, около восьми месяцев, чтобы придумать механику существ, как и за счет чего они двигаются. Каждая гайка, каждый болт в их дизайне имеют смысл и находятся там не случайно. Прямо во время съемок фильма вышли первые «Трансформеры» и задали совершенно новую планку того, как должны были выглядеть компьютерные персонажи, так что Гильермо был ужасно рад, что и в его фильме с куда меньшим бюджетом удалось показать детализированных существ.

Создавать монстров с нуля означает не просто придумать как можно более странный и уникальный образ, но и объяснить его с точки зрения логики нашего и одновременно волшебного мира. То, что не может работать в реальности, отлично работает в фэнтези. При этом существа из другого мира должны что-то сообщать зрителю, быть одновременно знакомыми ему и достаточно отличаться, чтобы зритель не заскучал. Поэтому Гильермо всегда приводит в пример средневековые бестиарии.

Эти книги полны одновременно знакомыми и пугающими существами, отдаленно напоминающими реальных. Многие ученые совершали ошибку, думая, что средневековые авторы просто не знали, как выглядят реальные животные, но на самом деле бестиарии были очень мудрыми книгами, потому что они пытались провести систематизацию не только самих животных, но и их космологического, символического и духовного значения. Поэтому на картинках их образы сочетали в себе реальность и фантазию.

Так и фильмы Дель Торо становятся его личными бестиариями, где он собирает фантастических существ, распределяя их по коллекциям: это для «Хеллбоя», это для «Лабиринта Фавна», а то оставим для «Хоббита».

В волшебной сказке история важнее логики. Человек изобрел чудовищ, чтобы объяснить всю Вселенную. Как только человек начал жить организованно, между его инстинктами и мыслями разверзлась бездна, и чудовища стали представлять собой совершенно иную вселенную – внутреннюю вселенную человека.

Гильермо Дель Торо

любит монстров

Глава 15. Король из канализации

Глава, в которой приходится делать выбор.

Если бы я был каменщиком, я бы вырезал горгулий.

Гильермо Дель Торо

По сравнению с комиксами характер Хеллбоя изменился. В них главный персонаж – стоик, его ничего не волнует, он эмоционально отстранен от истории. В фильме же наоборот – у него сложности в отношениях (все романтическая линия целиком на совести Дель Торо), он сомневается в себе, скучает по отцу. Хеллбой натурально оказывается в кризисе среднего возраста посреди фэнтези эпического масштаба. Его работа идеальна для героя комикса – он охотник на монстров из секретного агентства, но делает он ее словно сантехник, и выглядит соответствующе.

Рон Перлман играет даже лучше, чем в первой части. Именно ему Хеллбой обязан своим эгоистичным очарованием человека, думающего, что весь мир вертится вокруг него. Хеллбой осознает, что при всех своих человеческих качествах, он все еще остается демоном. В нескольких душераздирающих сценах нам показывают, что его боятся даже те, кого он защищает. Разумеется, принц Нуад использует это, чтобы настроить Хеллбоя против человечества, веками убивавшего эльфов.

Романтическую линию получил в фильме не только Хеллбой, но и Эйб Сапиен, влюбившийся в Нуалу, принцессу эльфов. Его роль расширилась по сравнению с первым фильмом, Эйб стал глубже как персонаж. Поэтому Дагу Джонсу, играющему Сапиена, пришлось особенно нелегко – отыгрывать нежные чувства, находясь при этом в водолазном костюме, сможет не каждый.

О чем же на самом деле Гильермо Дель Торо пытается рассказать нам в «Хеллбое 2»? О людях? О монстрах? О неизбежности зла? Фильм не раз приводит нас к выбору: человеческое существо/волшебное создание. Многие существа здесь ведут себя как люди, многие люди похожи на зверей в своей ненасытности. Эльфы, гоблины и всевозможные мифические создания были вынуждены жить в тайных убежищах (например, на Рынке троллей), чтобы выжить. Король эльфов, имея в распоряжении Золотую армию, не смог избежать печально участи – он со своими подданными ютится в канализации.

Большинство фантастических созданий смирилось и умерло, но не принц Нуад. Он не остановится ни перед чем, пока его род не вернет себе законное место, создаст полный хаос, чтобы добиться этого. Но он не безликий персонаж без мотивации, у него есть аргументы в пользу своих поступков. Это делает его чрезвычайно интересным противником для Хеллбоя.

В одной из сцен Хеллбой сражается с гигантским Элементалем, прародителем всего живого, разрушающим город. Он – последний в своем роде, о чем не забыл сообщить Нуада, выпустивший его. Перед Хеллбоем встает неприятный выбор – прикончить существо, которое ему гораздо ближе, чем люди, которых он спасает, или же нарушить клятву защищать человечество от любых угроз?

Хеллбой стреляет и убивает Элементаля, и на мгновение безжизненный асфальт на городской улице превращается в пышные джунгли. Так Хеллбой сделал правильный выбор? Может, не стоило убивать последнего представителя своего вида? Или использование принцем столь важного существа в личных целях было главной несправедливостью? Фильм не даст вам ответов на вопросы, и это заставит задуматься куда сильнее, чем если бы нам прямо показали, что является «правильным» или «неправильным».

Это лишь один из трудных выборов, что делают персонажи фильма. Другой совершает Лиз, подруга Хеллбоя. Она спасает своего возлюбленного от смерти с помощью Ангела, однако тот предупреждает ее – сделав это, ты обречешь мир на погибель, ведь Хеллбой был рожден вестником апокалипсиса. Лиз просит спасти Хеллбоя, признается ему, что беременна, и тем самым подписывает миру смертный приговор. Не сейчас, не завтра, но конец света обязательно произойдет. И виноватым в нем окажется именно герой из пекла.

К сожалению, мы не увидим завершение трилогии от Дель Торо. Франшиза была перезапущена без его участия и не самым удачным образом, хотя и гораздо ближе к оригинальным комиксам. Возможно, это именно тот случай, когда сильнейший творческий импульс одного человека не уничтожает работу другого, а выводит ее на новый уровень. Творчески тандем Дель Торо/Миньола создал произведение, моментально ставшее культовым.

Да, в «Хеллбое 2» нет магической силы «Лабиринта Фавна» или эмоциональности «Формы воды», но в нем легко угадывается рука великого мастера, решившего немного расслабиться и хорошо провести время. Гильермо было это нужно, потому что впереди его ждали несколько лет упорной работы, которые ни к чем не приведут, но при этом серьезно подорвут здоровье мексиканского таланта.

Впрочем, об этом поговорим в следующий раз.

Когда речь заходит о кино в жанре фэнтези, люди часто говорят: «Этот ваш фильм не понравился критикам» или «Он не окупится в прокате». А я отвечаю: «Это не важно». Потому что, поверьте, где-то в Милане, Перу или Мексике живет восьмилетний малыш, для которого этот фильм всегда будет лучше всех на свете.

Гильермо Дель Торо

Мой небольшой канал в Telegram, который я завел, чтобы делиться мыслями про фантастику, мистику, ужасы в кино, сериалах, книгах и комиксах. Никакой воды и кучи уведомлений – пишу, если есть, что сказать.

#лонг #лонгрид #хеллбой #гильермодельторо #биография

 

Источник

Читайте также