Большинство сфер экономики с началом карантина резко просели, но есть и индустрии, которым пандемия помогла в развитии: сервисы доставки, рынок онлайн-образования и игровая индустрия. Разбираемся, какие стартапы и проекты, связанные с играми, сейчас нужны рынку и во что готовы вкладываться инвесторы.
Привет всем, меня зовут Владислав Здоренко. Я и моя команда Startech.vc помогаем российским стартапам зарабатывать и выходить на глобальный рынок. Сейчас моё внимание захватила околоигровая индустрия — и я хочу проанализировать, как развиваются стартапы в этой сфере.
В феврале, когда коронавирус затрагивал в основном Китай, индустрия игр и предложений уже выросла на $150 млрд благодаря китайским пользователям, которые на карантине стали скачивать приложения и проводить больше времени за играми. К марту в мире вырос и спрос на игровые консоли (на 155% с 16 по 22 марта). Все это обратило на рынок внимание венчурных инвесторов, которые до этого относились к нему не слишком серьезно.
У инвесторов нередко есть правило — вкладываться только в те сферы, в которых они хорошо разбираются. Мало, кто из них разбирался в киберспорте хотя бы в силу возраста: в основном инвесторы — люди сильно старше 35 лет (а это больше, чем средний возраст игроков). Но рост индустрии развлечений, связанный с карантином, заставил многих обратить внимание на игровую сферу и привлек в относительно узкую нишу крупных инвесторов. Это видно даже на примере российского рынка: один из наших портфельных стартапов за время карантина вырос в три раза. Учитывая рост рынка, мы добавляем мандат на инвестиции в стартапы этого направления в новый фонд, который сейчас собираем.
Нужно понимать, что относительно других сфер рынок околоигровых стартапов и киберспорта все еще небольшой. За 2019 год киберспортивные проекты со всего мира получали внешнее фондирование на общую сумму $5 млрд, это при том что годовой размер всего венчурного рынка — примерно $3 трлн. Однако уже сейчас есть предприниматели и разработчики, которые понимают, где в индустрии есть проблема, требующая решения, а главное — деньги, которые можно за это решение получить. Российские проекты в этой сфере тоже развиваются, причем они сразу разрабатываются с прицелом на мировой рынок.
Сейчас в мире формируется экосистема из игроков, геймдев-студий, киберспортивных команд — и любой стартап, который пытается зайти на рынок, должен четко понимать, куда двигается индустрия и кому он там пригодится. Вот несколько направлений, которые сейчас наиболее востребованы в индустрии — и на которые готовы смотреть инвесторы.
1. Мобильный гейминг
Мобильные устройства перестают уступать по мощности десктопным девайсам, поэтому рынок мобильного киберспорта и гейминга растёт каждый год. В среднем игровая сессия на смартфоне длится в 2 раза меньше, чем на компьютере, а сыграть одну игру или даже поучаствовать в турнире можно в любом месте: хоть дома, хоть в перерыве на работе — достаточно иметь стабильную сеть. Получается, порог вхождения в игру на мобильном ниже, а значит и потенциальная аудитория у таких игр больше.
Перспективы рынка стимулируют разработчиков создавать решения для него. Например, с развитием мобильного киберспорта сразу стали появляться турниры по мобильным играм. Этим трендом воспользовался российских стартап Arenum — автоматизированная платформа по проведению турниров по мобильным играм. Сейчас там уже больше миллиона пользователей из России, США и Европы, а в день проводится больше сотни турниров.
На рынке есть ниша для проектов, которые предложат экосистемные решения для развивающейся сферы мобильного гейминга.
2. Стриминг и монетизация в стриминге
По статистике около 98% стримов не монетизируются из-за недостаточного кол-ва зрителей на трансляции, хотя это огромная ниша с большой и лояльной аудиторией. Поэтому решения, которые автоматизируют эту сферу, тоже актуальны.
Потенциально любой стример, даже с самой небольшой аудиторией, может начать зарабатывать. Логика здесь та же, что и в инфлюенс-маркетинге в Instagram: компания может купить рекламную интеграцию у блогера-миллионника или сразу много интеграций у так называемых микро-инфлюенсеров. Во втором случае бюджет будет меньше, а потенциальный охват больше. К тому же чем меньше у блогера (или стримера) аудитория, тем более она лояльна и вовлечена.
В этой логике работает, например, стартап StreamSale. Он позволяет автоматически размещать рекламу на трансляциях у микростимеров. Это выгодно и самим стримерам, которые начинают зарабатывать, имея очень небольшую аудиторию, и компаниям, получающим новый рекламный инструмент.
3. Обучение в киберспорте
В Китае средний студент хорошо знает, что это такое киберспорт и как работает индустрия — там есть профильное образование, система курсов. В некоторых российских вузах тоже появляются программы, связанные с геймингом, но пока это скорее исключение из правил.
Поэтому создание образовательных программ в этой теме — потенциально востребованная сфера. Это могут быть школы стриминга или другие курсы, созданные по модели Skillbox. Другое смежное направление — платформы, схожие с Learn2play, которые за деньги обучают скиллам внутри игры.
4. Аналитические стартапы по сбору данных
Нельзя обойти стороной компании, которые являются вспомогательным звеном между игроками, потребителями контента и рекламодателями. Такие проекты нацелены на взаимодействие с аудиторией игр и киберспорта — инвесторы готовы вкладываться в проекты, занимающиеся анализом данных с, например, Twich или YouTube.
Конечно, платформы обычно и сами собирают статистику, но компании, которые анализируют большие данные и помогают узнавать больше о рынке и его потребителях, сегодня очень нужны индустрии.
5. Сами команды разработки и геймдев-студии
Геймдев-студии — еще более рискованное вложение для потенциальных инвесторов, чем другие околоигровые стартапы. Обычно в локальные проекты вкладываются крупные игроки: Tencent в Китае, Mail.ru в России.
Экосистемных компаний, которые инвестируют в развитие игр, довольно мало: сегодня сложно предсказать, «выстрелит» та или иная игра, поэтому пока такими вложениями занимаются компании, у которых есть наработанная экспертиза в игровой сфере. При этом есть тенденция роста интереса к этой теме со стороны крупных компаний — особенно связанных с IT и цифровизацией.
Но при всех сложностях игровая индустрия быстро растет и привлекает внимание инвесторов. Например, российские стартапы и проекты в игровой и киберспортивной тематике могут получить поддержку крупных игроков через программу Game Innovators.
Её организовал Московский инновационный кластер в партнерстве с Mail.ru group, Wargaming, Билайн и Altergate, чтобы помочь игровым стартапам получить внимание рынка и пилотные проекты. После 30 октября они выберут 20 проектов, которым будут помогать в развитии. Это один из примеров того, как игровая индустрия начинает работать по канонам стартап-мира — бизнес-проектам в этой сфере теперь проще получить поддержку и консультирование на начальных этапах работы.