«Travis, hello!»: ретроспектива серии No More Heroes

«Доверься своей Силе и входи в Сад Безумия»

«Travis, hello!»: ретроспектива серии No More Heroes

No More Heroes — одна из самых известных серий культового японского геймдизайнера Suda 51. А ещё единственная у него, игры которой нормально продавались и получили хорошие оценки критиков. Трудно назвать точные причины. Скорее всего сыграли продвижение от Nintendo вкупе с явным недостатком «серьёзных взрослых игр» (тм) на семейной Wii. На этой консоли были выпущены две части, получившие признание как игроков, так и игрожура. Но внезапно серия умерла почти на десяток лет.

И вот, спустя целое поколение консолей Nintendo Тревис Тачдаун возвращается. Сначала в спин-офе Travis Strikes Again, а когда-нибудь в 2020 и с полноценной третьей частью серии. И перед её выходом я решил смахнуть пыль со своей Wii, каким-то неожиданным образом найти в продаже в России не на вторичке новую нераспакованную коробку с локализованным гайдбуком (при этом абсолютно нигде не обнаружив второй части), и приобщиться к серии, которую многие считают лучшей у Суды-сенпая.

«Мне плевать на титулы и силу. Я хочу быть номером один»

Для лучшего погружения стоит включить этот трек, который в игре практически везде в самых разных вариациях.

Главный герой No More Heroes — Тревис Тачдаун. Безработный отаку-геймер, живущий с кошкой и коллекцией фигурок персонажей своего любимого айдол-аниме, а также ищущий с кем переспать. А ещё он ассасин-самоучка по видеоурокам и с купленным в интернете световым мечом. Жил себе спокойно в обычном захолустном американском городишке Санта Дестрой, пока не встретил в баре горячую красотку Сильвию. В попытке склеить её выяснилось, что она один из агентов Объединённой Организации Убийц. В процессе попойки она подбивает Тревиса стать участником Рейтинговых Боёв организации…

Вот с такой незатейливой завязкой начинается игра. Основа геймплея No More Heroes — hack’n’slash. В боевых секциях нас выпускают в линейный коридор с аренами, на которых нужно крошить мобов, в конце уровня ожидает босс. В перерывах между боями катаемся в открытом мире, выполняем второстепенные задания, покупаем модный шмот и прокачиваем Тревиса в качалке, а также собирая шары местному русскому боевому алкоголику.

Звучит слишком обычно, не так ли? Не стоит забывать, что это игра Suda 51, известного своей панковской эксцентричностью и странными решениями. Одним из таких решений оказался упомянутый выше открытый мир. В нём буквально нечего делать, кроме как собирать шары и добираться от одной из немногих точек интереса до другой. И это не геймдизайнерский прокол, а своеобразная шутка Суды-сенпая, который решил таким образом постебаться над набирающими в то время популярность играми с открытым миром.

Потому что под такую музыку что угодно будет выглядеть круто. Даже охота на скорпионов и заправка машин.

Best music for shopping and chilling.

«Король без короны»

Любопытный факт: этот трек (а также почти весь OST NMH2) написал сам Акира Ямаока, который до сих пор штатный композитор Grasshopper Manufacture.

Изначально Suda 51 не планировал продолжать дальше историю Тревиса Тачдауна. Это видно по законченной истории и прямым словам сразу нескольких персонажей в конце. Однако популярность игры и, что немаловажно, хорошие продажи (особенно после Killer7) внесли свои коррективы в эти планы.

No More Heroes 2: Desperate Struggle вышла спустя 3 года после первой части. Однако её нельзя назвать игрой Suda 51. Так получилось, что в этот раз он был только в качестве продюсера и главы студии, а сценарием и геймдизайном занимались другие люди. И это заметно, ведь в нюансах и общем восприятии Desperate Struggle ощущается совсем иначе. Настолько, что некоторые фанаты её откровенно не любят.

Вторая часть начинается через некоторое время после финала первой. Тревис, ставший ассасином номер один, ушёл в тень. За это время многое поменялось в Санта Дестрой. Из захолустного городка с маленькимим домами он превратился во вполне себе мегаполис, в который пришли крупные корпорации. Объединённая Организация Убийств расширилась, а ассасины перестали быть чем-то нишевым (как бы странно это не звучало) и Рейтинговые Бои стали частью массовой культуры. Сам же Тревис стал для убийц иконой. «Королём без короны», который поднялся наверх и смог уйти в небытие. Как оказалось, ненадолго…

Разница в историях и общем подходе к ней заметна сразу же. Если мотив Тревиса в первой части был довольно вульгарным (ну, по крайней мере до определённого момента), то в этот раз он мстит за убийство своего друга. И снова всё крутится вокруг Сильвии, которая с одной стороны пытается помочь, с другой всячески помыкает героем ради собственной выгоды.

У Travis Strikes Again нет ярко выраженной главной темы, поэтому пусть будет мой любимый трек этого OST.

Прошло 8 лет. Фанаты уже устали просить о новой части (или хотя бы добавить Тревиса Тачдауна в Super Smash Bros). И неожиданно спустя некоторое время после появления новой консоли Nintendo Суда заговорил о том, что ему было бы интересно вернуться к этой серии. Это произвело эффект взорвавшейся атомной бомбы в фандоме. Ненадолго.

Изначально все ждали полноценной третьей части, и поэтому после презентации в 18 году народ оказался несколько разочарован. Hack’n’slash с видом сверху и упором на кооп, да ещё и всего лишь спин-оф серии. И вот в начале 19 года игра вышла и, как обычно для произведений Suda 51, получила смешанные оценки.

Конечно, Travis Strikes Again получился не совсем таким, как Суда планировал изначально, пусть и основная цель «вернуться к роли геймдизайнера и вспомнить своего персонажа» сохранилась до конца. По его оригинальной идее каждую уровень-игру должны были делать другие инди-команды с уникальными механиками и видением в принципе. К сожалению, это оказалось труднореализуемым и в итоге только один мир был сделан не самим Судой, а Dennaton Games.

Так как на DTF есть достаточно подробный обзор Travis Strikes Again, повторять описание геймплея и основных фишек игры особого смысла нет. А вот на чём стоит остановиться подробней, так это на сюжете и его важности для всей серии. Условно можно выделить два слоя игры: «повествование через визуальную новеллу» и «повествование через геймплей». Самым явно выделяющимся является именно первое, так как подаётся в открытом виде. С помощью оформленных в стиле DOS-игр закрываются сюжетные дыры между первой и второй частями, а также создаётся мультивселенная всех произведений Suda 51. А вот для понимания второго необходимо знать контекст.

«Kill the past»

Именно так можно назвать основную идею и одновременно мультивселенную всех произведений Suda 51 и Grasshopper Manufactore. Встретить лицом к лицу своё прошлое, избавиться от него и шагнуть в будущее. И, конечно же, каждая часть No More Heroes так или иначе строится вокруг этой мысли. Правда делают они это разными способами.

Если взять типы конфликтов в литературе, то каждая часть серии No More Heroes покроет основные направления: классическое «Человек против человека» в первой части, «Человек против общества» модерна во второй, «Человек против автора» из пост-модерна в Travis Strikes Again. И всё это накладывается на идею «убить своё прошлое».

В No More Heroes до самого последнего момента довольно трудно отследить причину конфликта. Все события ведут к финалу таким образом, что мы видим только последовательное изменение Тревиса под воздействием других людей. Каждая встреча тем или иным образом показывает как герою, так и нам последствия жизни убийцы. Сломанных людей, которые либо фаталистично смирились со своей участью и ждут своей смерти в жестоком бою, либо сошли с ума и перестали отличать реальность от своей больной фантазии. И Тревис в данном случае выступает как медиум и для игрока, и для самого Suda 51, который стремится показать с одной стороны отсутствие какого-либо героизма в убийствах (титульное «Нет больше героев»), с другой необходимость оставаться человеком даже в таких условиях. А также понять, что же значит «быть человеком». В этом плане Тревис несмотря на свой неприглядный образ неудачника с силой выступает на редкость человечным персонажем. Современным самураем, со своими понятиями о чести и необходимости завершать дело до победного конца. Убить призраков прошлого, чтобы продолжить свой путь. И после, уже в следующей части, мы узнаём итог этого пути: уход в тень, подальше от убийств.

No More Heroes 2: Desperate Struggle показывает уже другую картину: как действия Тревиса поменяли мир вокруг него. Теперь к нему относятся уже не с презрением, а с целым спектром эмоций от безумной любви до зависти и ненависти. И вместе с этим общество пытается вернуть Тревиса обратно, вызывая конфликт. И если раньше боссы были выражением падения человека, то в Desperate Struggle они становятся воплощениями различных поп-культур. Из-за этого возникает более глобальный конфликт идеологий. И даже непричастность самого Suda 51 к новой истории своего персонажа можно трактовать с этой позиции: мы, вместе с другим автором, смотрим со стороны на Тревиса. Управляем не им самим, а тем образом, который видят другие. Наблюдаем за тем, как он расправляется со своим прошлым, чтобы снова продолжить свой путь подальше от этого безумного мира.

И вот творческое безумие Suda 51 достигает своего апогея. Travis Strikes Again — чистейший пост-модерн в своих отсылках и не то что разрушении четвёртой стены, а изначального её отсутствия. И вместе с этим становится важным даже не происходящее внутри самой игры, а контекст в которой она находится. Потому что Travis Strikes Again — это ещё и очень личное произведение. Игровая интерпретация жизни самого Гоити Суды, показанная и пройденная им самим через своего собственного персонажа. Каждая игра внутри — это важный этап прошлого автора, в совокупности которых видно становление уже Suda 51. От неясного будущего к нахождению своего места в жизни, от провалов к успеху. Пройти весь этот путь заново, но уже с новым опытом. Помни кем ты был, знай кем ты стал. Взгляни в глаза своему прошлому и убей его, оставив позади, чтобы продолжить дальше свой путь.

Но если отойти от подтекстов, то откроется необычный момент: весь свой путь в этой части Тревис наоборот возвращает прошлое в виде помощи Бедмену и финала истории. Намеренно или нет, Суда идёт против своей идеи «kill the past». Однако Travis Strikes Again на то и является спин-офом, чтобы опробовать новые идеи. И при этом является длинным прологом к событиям третьей части, оба трейлера которой так или иначе затрагивают тему противостояния со своим прошлым.

А ещё появился один подтверждённый трек из оста No More Heroes 3 и он великолепен.

Как приобщиться

Так как Travis Strikes Again вышла недавно, соответственно и поиграть в неё проще всего: помимо изначального релиза на Switch есть порты на PC и PS4. А вот с оставшимися двумя частями придётся побороться с прошлым игровой индустрии.

В случае с No More Heroes 2: Desperate Struggle особого выбора нет: игра выходила исключительно на Wii, а значит и для игры в неё необходима либо консоль, либо эмулятор. В любом случае желательно иметь Wii Remote, потому что играть без motion‑control довольно уныло. Хотя в отличие от первой части её точно можно пройти с обычным геймпадом.

Сравнение версий No More Heroes с X360 и Wii

Куда сложней с No More Heroes, потому что у неё есть аж 4 версии. Первые две — это NTSC и PAL издания для Wii. Из них правильной является только первая, потому что в европейской и японской версиях абсолютно беспощадная цензура с полным отсутствием жестокости, что очень сильно портит впечатление от практически всех кат-сцен. Третья версия — это порт на PS3 и X360 с подзаголовком Heroes’ Paradise. В них с одной стороны подтянули графику, с другой достаточно много багов, которых нет в оригинальной Wii версии. Четвёртый способ — эксклюзивное для PS3 издание «Red Zone». Помимо того, что там есть поддержка PS Move, в эту версию был добавлен режим «Very Sweet», который делает костюмы женских персонажей чуть более откровенными ( ͡° ͜ʖ ͡°)

No More Heroes — это одна из тех серий, которую вроде бы и хочется порекомендовать к ознакомлению, но в то же время не обращать внимание на явную проблему репетативного геймплея не получается. Всё таки для игр критично то, как они играются. Но если получится принять это как часть общего опыта, то можно открыть для себя одну из самых необычных игровых серий.

 

Источник

Читайте также