Небольшое предисловие: как и раньше, свои обзоры я пишу, не столько с целью описать все тонкости и хитросплетения механик, сколько в надежде передать те эмоции и поведать о мыслях, на которые меня натолкнуло очередное произведение. Если же вас не отпугивает данная формулировка — добро пожаловать! Желаю приятного чтения!
Невозможно, пожалуй, даже немыслимо дать чёткое, краткое объяснение такому, казалось бы, простому, но в тоже время всеобъемлющему слову – Человек. Разумеется, с точки зрения науки, внешнего вида всё проще и тривиальней – двуногое млекопитающее, обладающее самым изощрённым, высокоразвитым интеллектом среди других созданий нашей планеты.
Но как же быть с ментальным, чувственным образом? Незримой, эфемерной оболочкой, что уникальна и единственна в своём роде у каждого человеческого индивида. Как описать всю яркую плеяду таких разных чувств и эмоций, что протекают сквозь нас, наполняют теплом и холодом, как яростный взрыв, вырываясь наружу и навеки меняя привычный нам мир? Гнев. Зависть. Боль. Сострадание. Любовь и Тоска, тленным дурманом оплетающая измотанный разум. Протянутая рука и нажатый курок. Трепетное, радостное ожидание будущей матери, что стала цветущим сосудом для новой жизни… Всё это мы. Всё это часть нас. Предельно рациональная и одновременно непостижимая.
Мир Torment: Tides of Numenera насквозь пропитан, окутан великой силой – Потоками, что ярко символизируют такие разные, непохожие друг на друга грани человечности. Всего выделяется пять основных потоков.
Серебряный – для тех, кто самозабвенно стремится к славе, жаждет управлять другими, дабы навеки вписать своё имя в изменчивый пергамент истории.
Красный – преимущественно свойственен храбрецам, а также людям, всецело убеждённым, что жить стоит здесь и сейчас, следуя своим инстинктам и страстям, куда бы те не привели.
Синий – цвет мудрости и просветления, тернистая обетованная тропа неутомимых искателей знаний — учёных и философов, пытающихся постичь сакральные тайны мироздания.
Золотой – своим красочным, внеземным сиянием характеризует жертвенных добродетелей, мучеников и филантропов, с радостью готовых прийти на помощь ближнему своему, облегчить душевные раны, исцелить телесную боль.
Индиго (фиолетовый) – в свою очередь, как правило, избирают борцы за справедливость, твёрдо следуя своим идеалам высшего блага, те, для кого участь большинства на чаше весов смело перевесит одну невинную жизнь.
Тот, кто управляет потоками – способен творить великие дела, навеки меняя судьбы других людей. Однако, согласно закону вселенского равновесия, – за любую силу, рано или поздно, приходится платить. И цена эта, порою, слишком высока…
Нам предстоит играть за Последнего Отверженного — очередного отпрыска Меняющего Бога — безмерно талантливого, могущественного создателя, что, непростительно забывшись в своих экспериментах, навлёк на себя страшное проклятье. Неумолимая, таинственная сущность, именуемая Скорбью, теперь следует за ним и за вами по пятам, а судьбы мира обречённо повисли на волоске, и лишь в ваших руках изменить этот печальный исход.
Буквально свалившись с небес на землю, мы окажемся на просторах Девятого Мира. Разумеется, как и в любой порядочной RPG, первым делом нам предстоит определиться с полом и специализацией нашего подопечного. На выбор предлагается три класса, однако это лишь тривиальная предварительная настройка. Настоящее же, подлинное влияние на ваш стиль игры окажет грамотное распределение очков в трёх характеристиках. Сила, скорость и интеллект. Именно они определят – каким образом вы будете достигать своей цели – устилая свою дорогу изувеченными телами врагов, обманывая или же красноречиво убеждая оппонентов в своей правоте. Здесь же начинаются первые отличия Torment: Tides of Numenera от прочих коллег по жанру.
В многоликих путях взаимодействия с миром игры, практически в каждом мало-мальски значимом устремлении, будь то пресловутый разговор или же попытка достать из руин мелькнувший объект, нужно использовать упомянутые очки. Их количество ограничено в соответствии с вашим распределением по достижении очередного уровня прокачки. Когда же данные силы окончательно иссякли – их можно восполнить, отыскав место для ночлега или же просто использовав подходящий тонизирующий предмет. Однако стоит учитывать — когда вы отправитесь спать, условия выполнения задания могут необратимо измениться и даже порою привести к некоторым весьма неожиданным последствиям.
Не лишним будет также упомянуть ещё одну немаловажную деталь — систему усилий. В этом плане игра как нельзя точно передаёт суть жизненных реалий – успех в ваших начинаниях прямо пропорционален усилиям, потраченным в данной сфере деятельности. Примерно той же цели служит Талант – маленькая надстройка над каждой из трёх основных характеристик, перманентно повышающая ваш изначальный шанс на благополучный результат.
Девятый Мир, в своём нынешнем виде, вырос прямо на обломках древних цивилизаций, что давно канули в небытие. А потому не стоит удивляться, что здешние земли довольно богаты различными артефактами – нуменерами, которые как раз и легли в основу названия игры. Для большинства неискушённых современников эти забытые устройства, разной степени полезности, кажутся чем-то сродни магии, наделяя своих владельцев чудодейственными свойствами, а иногда напротив, нанося им непоправимый вред. И всё же, невзирая на возможную опасность, храбрые искатели приключений и предприимчивые торговцы продолжают искать эти артефакты в надежде улучшить своё благосостояние.
Нашему герою и его спутникам, которыми вы, без сомнения, сумеете обзавестись, предстоит посетить множество удивительных мест и поучаствовать в событиях первостепенной важности, включая войну. Стать свидетелями невыносимой человеческой алчности и жестокости, чудовищных расправ, которым вы не всегда сможете помешать, полной грудью вдыхая удушливый смрад разложения, пока склизкий яд безумия незримой нитью оплетает всё вокруг.
Torment: Tides of Numenera весьма щедра на поднятые темы и вопросы, меняя декорации в унисон общему настроению и при этом довольно успешно сочетая в себе эстетику разных художественных жанров. Здесь и фэнтезийная краса высоких Утёсов Сагуса, античные гробницы Долины Падших Героев, первородная тьма за пределами Бесконечных Врат, сияющий футуризм Якорной Стоянки ласкаров, чарующее умиротворение Вознесения с его живыми кристаллами, и омерзительный шёпот живой плоти, что медленно переваривает человеческие души в самом центре Цветения.
Куда бы вас ни закинуло в своих многочисленных странствиях, во времени и пространстве, вглубь чужого подсознания или же заставляя скитаться в переплетении собственного ментального лабиринта, игра неизменно снабдит вас подробностями и деталями, дабы этот неоднородный, переливающийся контрастами мир казался живым и особенным, не теряя свою уникальность до самого конца приключения.
Километры текста – изящного, вдумчивого, льются на вас нескончаемым потоком, погружая в суть диалогов и описаний, вместе с тем визуализацию многих действий отдавая на откуп расцветающему воображению. Не столь важно – вынужденная это мера или вполне осознанное допущение, позволяющее сэкономить часть бюджета. В конце концов, несмотря на то, что игры являются уникальным в своём роде симбиозом различных сфер искусства, именно книги – были и остаются главным, непревзойдённым катализатором человеческой мысли.
К сожалению или к счастью, вновь проводя параллели с привычным для нас мироустройством, главному герою не удастся полностью обойтись без кровопролития. И даже мастер красноречия, в конечном счёте, будет вынужден встретиться со своими недругами лицом к лицу. Здешняя боевая система даёт немало возможностей для любителей пошаговых сражений. Будь ты закоренелый мечник или же рафинированный интеллектуал – в многообразии навыков и способностей определённо найдутся приёмы для наиболее действенного уничтожения врагов. Тут и телепортация, и различные усиления для себя и сопартийцев, взрывы, притяжение, контроль разума и т. д.
Однако, Torment: Tides of Numenera, в своей естественной сути, всё же игра не про бои. Она про жаркие, напряжённые дискуссии, долгие разговоры по душам, про дух открытия и робкий трепет пред ликом пугающей неизвестности.
А заглавной темой выступает пагубная тяга человечества к бессмертию – скорбная, наивная мечта, что стара, как сам мир. И признаться, довольно легко обвинить кого-то в эгоизме, даже в сумасшествии, не зная о его истинных мотивах. В конце концов, не все же боятся смерти, а некоторым напротив – костлявая старуха приносит, столь желанное избавление.
Увы, безжалостная жрица презрительно глуха к людским мольбам и с ухмылкой тасует карты по своему усмотрению. А в следующий миг играючи может забрать того, кто вам действительно дорог, оставив обречённо захлёбываться в собственных слезах. Сможете ли вы тогда отказаться от великого искушения, будь хотя бы крошечный шанс повернуть время вспять, вернуть усопшего к жизни? Боюсь, ответ не столь очевиден, как и цена…