Как работает торговая площадка Valve и что не так с крипто-проектом Ubisoft Quartz.
Почти всех людей объединяет одна мечта — зарабатывать на любимом занятии. Маркетологи об этой мечте знают и сами стремятся на ней заработать. Поэтому одним из главных выражений 2021 года определённо стало «play to earn» — «играй, чтобы зарабатывать».
Возрождение концепции play to earn связывают с бумом невзаимозаменяемых токенов (NFT) на криптовалютном рынке. Громче всех на этом поприще оскандалилась французская корпорация Ubisoft: компания ввела в игровые экосистемы так называемые Digits, привязанные к токенам. Это уже привело к скандалам и оправданиям со стороны руководства издательства, дескать, это делается на благо геймеров.
Однако возникает закономерный вопрос: чем торговля токенами с привязанными активами отличается от обычных спекуляций на Торговой площадке Steam — самой популярной на сегодняшний день платформе для обмена игровыми предметами? Отвечаем на этот вопрос, попутно разбираясь, как же работает экономическое сообщество, созданное Valve, какие у него есть слабые стороны и что предшествовало его появлению.
В появлении Торговой площадки Steam «виноват» World of Warcraft
В какой-то момент компания Valve начала задумываться о том, что видеоигры — это не только развлечение, но и среда, в которой игроки могут заниматься творчеством и даже зарабатывать. Чтобы доказать или опровергнуть эту точку зрения, глава корпорации Гейб Ньюэлл отправился в World of Warcraft. Там глава Valve занимался одним и тем же — фармом внутриигрового золота. По словам Ньюэлла, в какой-то момент он начал зарабатывать около 20 долларов в сутки. А ещё разработчик заметил, что он далеко не единственный посвятил себя предпринимательству внутри игры.
Так в компании поняли: контент для игры может создавать каждый геймер, и среди игроков существует запрос на создание торговой экосистемы. Это и стало отправной точкой для появления Торговой площадки и Мастерской Steam.
Первая и главная дата в истории торговой платформы — 21 мая 2009 года. В этот день свет увидело дополнение «Снайпер против Шпиона» для шутера Team Fortress 2. Вместе с ним в игру добавили кастомизацию персонажей с помощью шапок и других головных уборов. Изначально в игре их было девять, а получить шляпы можно было только находясь в игре.
Постепенно градус безумия вокруг головных уборов нарастал: игроки стремились выбить на своих персонажей все «шапки», и участие в матчах было единственным способом разблокировать их все. Некоторые скины в TF 2 были откровенном странными: на голову своему герою можно было напялить даже шахматную доску. Интерес подогревал постоянно обновляющийся пул игровых предметов и тотальный рандом: игроку мог выпасть абсолютно любой предмет.
Однако пока никакого функционала для торговли пресловутыми шапками не существовало. Когда Team Fortress 2 наполнилась контентом, 9 августа 2011 года заработала в режиме бета-тестирования площадка Steam Trading. На ней игроки могли обмениваться и торговать головными уборами. Цену за тот или иной скин пользователи площадки назначали самостоятельно, а Valve брала комиссию за каждую совершённую транзакцию.
Также игроки получили возможность добавлять в Team Fortress 2 свой контент. Steam Workshop позволяла всем желающим опубликовать созданную ими уникальную шапку, которую впоследствии Valve могла добавить в игру. В этом случае создателю шапки выплачивались дивиденды от каждой сделки, где был задействован его предмет. Предметы добавлялись в игру вместе с обновлениями, и по состоянию на 2019 год в Team Fortress 2 насчитывался в общей сложности 1671 головной убор.
Затем к экосистеме торговли скинами подключились другие игры Valve: Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2. Следом заметным игроком на торговой площадке стала PUBG.
Сегодня, помимо скинов, на торговой продаются коллекционные карточки по мотивам различных игр. В этом случае доходы распределяются следующим образом: часть выплаченной суммы уходит в карман разработчику, а часть в качестве комиссии — Valve.
Заработать на Steam Market почти невозможно. Большинство игроков использует сторонние сервисы, но…
На практике Торговая площадка Steam напоминает товарную биржу. Одни игроки выставляют на продажу внутриигровые активы и называют свою цену. Их потенциальные клиенты называют сумму, которую готовы за товар. Также перед покупкой или выставлением предмета на торги игрок может ознакомиться с динамикой цен по конкретному предмету. Таким образом он может скорректировать своё изначальное предложение.