Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 8 (30-21)

Наш самый амбициозный топ подходит к концу — началась финальная трилогия выпусков, в которые входят сериалы, давно улетевшие в стратосферу массовой культуры. В эту десятку вошли один из двух лучших супергеройских мультсериалов, самое масштабное фэнтези всех времен, один из самых монументальных фантастических эпосов, самый любимый народом НФ-мультфильм, лучший сериал про писателя и пара ситкомов, один из которых — высшая точка сентиментального ТВ, а другой разрушил все представления о том, как надо делать ситкомы… да и телевидение вообще. И это не считая пары культовых советских сериалов, ничуть не устаревших и по сей день.

30. Batman: The Animated Series («Бэтмен»), США, 1992-1995

Денис Варков

Расцвет анимации Warner Bros. Animation начался в 1992 году со стартом Batman: The Animated Series (далее BTAS). Транслировали его до 1995 года, причем увидеть «Бэтмена» можно было и в России по каналу СТС в середине нулевых (и по 2×2 гораздо позднее).

Этот мультсериал полюбился фанатам благодаря вниманию к героям и злодеям (здесь были представлены все ключевые враги Бэтмена из комиксов), потрясающему визуальному стилю и трактовке Готэма от Пола Дини и Брюса Тимма. Из всех анимационных сериалов DC этот оказался самым популярным и подтолкнул Warner Bros. Animation к созданию собственной анимационной вселенной. Кстати, BTAS получил четыре премии «Эмми».

Впоследствии именно BTAS стал отправной точкой для многих экспериментов DC. Например, Харли Квинн впервые появилась именно в этом мультсериале в 22 серии 1 сезона под названием Jokerʼs Favor. Персонаж настолько полюбился фанатам, что издательство добавило ее в комиксы, где Харли не перестает быть одним из главных персонажей издательства до сих пор.

Еще пример — «Бэтмен будущего». Это один из главных спин-офов BTAS, тоже впоследствии ставший частью Мультивселенной комиксов DC, но изначально он появился именно как мультсериал, продолжающий историю Брюса Уэйна из BTAS. Когда он становится стар, на смену приходит новый Бэтмен в лице Терри Макгинесса.

И это не единственный спин-офф. BTAS оказался так успешен, что Warner Bros. Animation запустили другие анимационные проекты в той же вселенной: Superman: The Animated Series, The New Batman Adventures (продолжающий сюжет BTAS), Justice League и другие. Во вселенной BTAS даже было несколько полнометражных анимационных фильмов. Например, совершенно прекрасные Batman: Mask of the Phantasm и Batman & Mr. Freeze: SubZero, о которых мы рассказывали в отдельных материалах.

Особенность BTAS в том, что это не просто очередной мультфильм по мотивам комиксов — это очень стильный проект с огромным вниманием к деталям. В анимационном сериале прекрасно нарисован Готэм, отдающий гиперболизацией фильмов Тима Бертона и легким налетом нуара. В нем живут причудливые злодеи и уверенные в себе герои. А еще BTAS даже до запуска спин-оффов не ощущался оторванным от вселенной DC — этот мультсериал существовал в мире, где Бэтмен — часть общей вселенной.

Помимо прекрасной анимации, BTAS может также похвастаться и озвучкой. Бэтмена озвучил Кевин Конрой, Джокера — Марк Хэммил. Голоса настолько отлично были подобраны, что обоих актеров впоследствии привлекали к озвучке других проектов Warner Bros. Animation, и для многих фанатов Джокер, а вовсе не Люк Скайуокер стал главной ролью в карьере Хэммила.

29. Game of Thrones («Игра престолов»), США, 2011 — наши дни

Александр Трофимов

Когда «Игра престолов» только вышла, она повергла зрителей в шок: никто не предполагал, что можно снимать сериалы так масштабно, качественно, дорого. Особенно, учитывая, что это было, по сути, фэнтжзи. Опять же — непривычно глубокое, безжалостное и реалистичное.

Это шоу отказалось от многих привычных шаблонов, особенно тех, что были связаны с неприкосновенностью главных героев. Здесь они были смертными и часто гибли в первых рядах. Благородство наказывалось этим миром с особым тщанием.

Производил впечатление и размах проекта — огромный мир, десятки персонажей и отдельных линий повествования, берущих начало в разных уголках обширной карты. Потрясающая синематография, постановка света, декорации, костюмы, съемки на локации в самых живописных местах планеты, великолепный кастинг и актерская игра.

Все это осталось на месте и спустя четыре сезона, более того, графика стала лучше, драконы — как живые, бюджет на массовку увеличили. Так почему же мне все сложнее заставить себя сесть за очередную серию?

Отчасти, дело, конечно, в книгах. Далеко не всегда отличная экранизация усаживает нас за чтение первоисточника, Сапковский до сих пор расстроен тем, что фанаты знают Геральта лишь по игре и немногие, похоже, отправляются читать ведьмачий цикл (я, правда, начал, и он хорош).

Но Мартину повезло больше — слишком многое в «Игре» держалось на интриге, на «что же будет дальше», поэтому люди, неспособные ждать год, чтобы получить ответ на этот вопрос, бросились читать весь цикл. Я не был исключением.

Стоило мне начать пятый сезон, я понял, что эта проблема далеко не единственная. Смотреть было тяжело, и дело не только в ощущении вторичности, мол, это я все уже знаю по книгам. Стало очевидно, что история уже давно воспринимается как безнадежно затянутая, и появляется желание, чтобы она, наконец, доползла и сдохла.

Как будто все ценные фигуры давно обезглавлены, заколоты, сожжены, и осталась лишь пригоршня пешек с отрубленными ногами, что ползут к пистолету посреди доски — в течение 5 сезонов — и никак не могут доползти, отваливаясь по одному в небытие, покачиваясь на волнах натекшей кровяки.

Это не просто скука и потеря интереса, это почти ощутимая на физическом уровне боль, безнадега, бессилие. Опустевший мир без героев, где умерли не только любимые персонажи, но и все их надежды, планы, мечты — оставшиеся в живых идут по золе этих надежд. Эпичная битва Старков и Ланнистеров опустошила обе семьи, разметала по свету.

«Песнь льда и огня» идет дальше шекспировского «Все умерли», потому что у Барда на этом моменте опускался занавес, а здесь его безнадежно заело. Все умерли, а пьеса почему-то еще идет, выводя второстепенных персонажей на первые роли, пока не умрут и они, вводя новых героев, опасливо озирающихся по сторонам — когда их черед?

«Игра тронов» воспринимается как пепелище, а приключения выживших — как возня в золе. Убивать важных героев можно и нужно, Нед Старк даже после смерти присутствует в этом мире и влияет на его события, став символом, знаменем, мерилом справедливого правителя. Но ничего не сделаешь с тем, что с его смертью из Вестероса ушел свет, как будто убили не человека, а некого Бога Справедливости, Отца, одного из Семерых.

В оригинале опубликовано в материале «Почему я больше не могу смотреть „Игру престолов“»

Сравнивать седьмой сезон хочется прежде всего с предыдущим шестым (рецензия) и не только потому, что он еще более-менее свеж в памяти. Они оба были написаны уже не Мартином, а сценаристами сериала, использующими лишь общие наброски Джорджа, и это чувствовалось.

Первые пять сезонов были прокляты прокрастинацией — основные развязки бесконечно откладывались, погрязая в нудных путешествиях героев туда-сюда, побочных квестах, всплывших проблемах — мы никак не могли увидеть то, чего больше всего хотели, чем нас дразнили очень давно.

Но когда нарративная власть перешла от Мартина сценаристам, они решили разрубить этот Гордиев узел и повествование изменилось — мы начали получать долгожданные развязки линий одну за другой, героев поторапливали навстречу очередному узловому моменту и телепортации персонажей, между сценами преодолевающими сотни миль, стали встречаться все чаще. Больше практически никаких сцен разъездов, если герой нужен здесь — вот он, что с одной стороны приятно, от этих «едем-едем, Вестерос большой» устаешь, они однообразны, с другой — это несколько сбивало с толку и снижало убедительность истории.

Еще один минус шестого сезона, который с перепугу решил отдать зрителям все, чего они так долго ждали, всплыл только в седьмом — сценаристы умудрились перебить важных персонажей больше, чем сам Мартин, и убивать стало практически некого.

В оригинале опубликовано в материале «Рецензия на седьмой сезон „Игры престолов“»

28. Battlestar Galactica («Звездный крейсер „Галактика“»), США, 2004-2009

Александр Трофимов

Это мой любимый сериал. Не только из фантастических, а вообще. Подобного уровня качества я не встречал больше нигде, включая саму «Игру», так как она все же основана на цикле романов, «Галактика» же продукт оригинальный. Да, это ребут сериала 1978–1979 годов, но от него в новой версии мало что осталось, а вот своего Рональд Д. Мур добавил очень много, превратив картонное шоу в настоящую эпичную драму о войне людей и роботов в космосе.

«Галактика» — флагманский крейсер уцелевшего флота людей, за которым охотятся сайлоны. Роботы здесь представлены как боевыми шагающими моделями, так и космическими истребителями, кораблями, а также 12 особыми моделями, повторяющими человеческую внешность. Каждой из 12 типов внешности может быть наштамповано множество, поэтому когда одна и та же актриса играет двух-трех роботов с абсолютно разными историями — это потрясающе. И таких ветвящихся персонажей тут достаточно.

Главная общая черта с «Игрой» в масштабе сюжета — здесь есть несколько борющихся за власть группировок (причем как среди остатков человечества, так и среди сайлонов), огромное количество проработанных персонажей и сюжетных линий, есть лидеры, проповедники, герои и перебежчики.

Здесь не так много обнаженки, а экшен представлен не рукопашной, а космическими перестрелками (откровенно лучшими боями в космосе, что были сняты когда-либо — и никаких взрывов, слышных в вакууме), но это мелкие отличия. Главное, конечно, в том, что это фантастика, а не фэнтази, зато сделанная с тем же упором — максимально серьезно, драматично, продуманно и эпично.

У приквела/спин-оффа «Каприка» тоже есть необходимые аспекты — игра нескольких влиятельных семей, большой набор персонажей и линий. То же касается и недавно запущенного сериала «Экспансия» — тут героев немного меньше, но масштаб событий гораздо больше. Это шоу посвящено будущему человечества, обжившему Солнечную систему и успевшему вцепиться друг другу в глотки: Марс против Земли и жители пояса астероидов, попавшие между молотом и наковальней.

В оригинале опубликовано в материале «10 сериалов, похожих на «Игру престолов»

27. Futurama (“Футурама”), США, 1999-2013

Денис Варков

Второй по популярности мультсериал Мэтта Грейнинга (создателя «Симпсонов») не мог не попасть в наш список, хотя не все члены редакции с этим согласны (привет, Саша Башкиров!). Транслировалась «Футурама» по Fox и Comedy Central.

Одна из ключевых идей этого проекта — попытка показать жизнь спустя 1000 лет и то, как ее воспринимает современный нам человек. Филипп Дж. Фрай оказался в будущем по случайности и вынужден заново учиться жить в обществе, далеком от всего, что он знает и помнит. Вот только это лишь на первый взгляд. На деле Грейнинг рисует общество будущего, похожим на наше настоящее со всеми его проблемами и достижениями.

Подобно тому, как «Симпсоны» исследуют институт семьи, параллельно заглядывая во всевозможные сферы современного американского общества, «Футурама» исследует работу в команде и дружбу, а попутно и вообще все, что только можно.

Мультсериал поднимает множество тем. За 7 сезонов и 4 полнометражных мультфильма Грейнинг смог рассказать очень много о своем видении будущего и представить собственную вселенную, населенную различными расами и разумными роботами. В отличие от создателей «Рика и Морти», Грейнинг не стремится изобрести велосипед и создать нечто поражающее воображение в формате анимационного сериала — напротив, он умышленно следует по протоптанным дорогам, пародируя и копируя элементы других сериалов, в том числе и «Симпсонов». Это позволяет создать контраст между обыденными ситуациями вроде любовной линии Фрая и Лилы и реалиями мира будущего, где подобные отношения некоторыми расами воспринимаются как пережитки прошлого.

В этом достижение и одновременно главный минус «Футурамы» — сериал вторичен по отношению к «Симпсонам» и другим проектам на эту тематику. Современный зритель, решивший приобщиться к «Футураме», обнаружит заимствования и не может не принять их должным образом, решив, что это плагиат, а не намеренная адаптация популярных жанровых тропов.

К «Футураме» можно относиться по разному, но она оставил свой след в истории анимации, задав множество популярных трендов в отображении пришельцев и быта далекого будущего. Можно даже сказать, что мир «Футурамы» — это идеальная иллюстрация мира через тысячу лет, каким его себе представляют современные люди. Но он таким, конечно, не будет.

26. Fargo («Фарго»), США, 2014 — наши дни

Дмитрий Петренко

Так получилось, что в 2014 году вышло сразу два детективных сериала (а правильнее будет сказать многосерийных фильма), на фоне которых другие подобные телепостановки сразу померкли: «Настоящий детектив» и «Фарго».

А потому, несмотря на совершенно разные подходы, разную режиссуру, разные тон и смысл рассказанных историй, их невозможно не сравнивать. Публике больше запомнился «Настоящий детектив» — но главные премии («Глобус» и «Эмми» за лучший мини-сериал года) отхватил именно «Фарго». И на мой взгляд, совершенно заслуженно.«Фарго» — это идеальный сериал для тех, кто не любит сериалы.

У шоу цельная, интригующая история, и первый сезон этого телефильма филигранно балансирует на грани черной комедии, криминальной драмы и горькой притчи о том, что скрывается в глубинах человеческой души. Главный герой, страховой агент Лестер Найгаард (Мартин Фриман) — сферический неудачник в вакууме: его презирает жена, которая открыто говорит ему о том, что во время секса представляет себе другого, над ним издеваются недалекие друзья, и даже родной брат, «большой» человек, нет-нет, да и ввернет какую-нибудь обидную колкость. Но однажды, выслушав проникновенный и жуткий монолог от случайно встреченного хладнокровного убийцы, Лестер срывается с катушек.

Дебютный сезон «Фарго» о том, что внутри каждого из нас дремлет животное, для которого мораль и совесть — ничто по сравнению с первобытным желанием выхватить кусок пожирнее, утвердиться в стае, которую мы по какой-то глупой ошибке называем человеческим обществом. Здесь изумительно живой сценарий, логичный и стройный, и история никогда не скатывается в банальщину или глупое морализаторство. Здесь густейшая атмосфера холодной американской глубинки — и я настоятельно рекомендую смотреть этот сериал снежной зимой.

А еще здесь замечательно играют актеры: от Фримана, который просто идеально вписался в роль неуклюжего человека, со временем превращающегося в расчетливого подлеца, до Билли Боба Торнтона — его Лорн Малво может запросто потягаться с Чигуром из «Старикам здесь не место» за звание самого жуткого социопата в кино. Зияющая тьма в глазах этого спокойного, нелепого с виду человека натурально пробирает до мурашек.

Первый сезон «Фарго» — эталонный мини-сериал и с тех пор ничего столь же сильного, пожалуй, так и не вышло. Разве что «Той ночью», но он совсем о другом. Второй сезон сериала, приквел, получился замечательным, но, несмотря на все ухищрения Кирстен Данст, выдавшей один из лучших перформансов в своей карьере, до планки первого он все же не добрался. Все еще очень круто и недосягаемо для многих конкурентов — но уже не удивляет. Хотя это дело вкуса — многие считают его лучшим во всей франшизе.

Александр Башкиров

Третий сезон «Фарго» оставил у меня очень сложные ощущения. С одной стороны, это самый бесформенный, несфокусированный, недоделанный и незаконченный сезон. С другой — отдельные моменты в нем настолько интенсивные, что они затмевают даже первый, который я (да и многие американские критики) считаю идеалом современного телевидения.

Злодей Дэвида Тьюлиса — великолепный персонаж, позаимствованный из фильма The French Connection (известного у нас как «Французский связной») и перенесенный в 2010–2011 гг. Это архетип европейского Мефистофеля (в данном случае — из Великобритании), который приезжает в США заниматься преступной деятельностью, выводит из себя местную полицию и исчезает бесследно, как призрак, в последний момент ускользнув от справедливого возмездия.

Чтобы персонажа Тьюлиса можно было отличить от Алена Шарнье из «Связного», главный сценарист и продюсер сериала Ной Хоули наделил Варгу рядом мерзких черт: булимия, привычка ковыряться в зубах гвоздем (как профессор Выбегалло у Стругацких), манера рассказывать бессвязные истории… В итоге получился достаточно самобытный и цельный образ, который сам по себе ставит третий сезон выше второго, где такого яркого негодяя не было.

Но, даже с поправкой на своебразную драматургию Хоули, который предпочитает ставить многоточие вместо точки и вопросительный знак вместо восклицательного… ни одна из десятка серий 3 сезона не производит впечатления законченного произведения.

Да, мы смотрим сериал, и нам должно быть интересно, что случится дальше, но лучшие эпизоды лучших сериалов тем и хороши, что способны вызывать удовольствие зрителя сами по себе — а перспектива продолжения истории его только усиливает (см. ту же серию Pine Barrens из «Клана Сопрано»). Ближе всего к этому стандарту подошел 8 эпизод, но даже там вызывает большие вопросы очень длинная и странная сцена с призрачным кегельбаном (?!) и вторая часть серии, происходящая через 2,5 месяца после первой.

Эпизоды третьего сезона «Фарго» больше всего напоминают серию пилотов, которые все обещают и обещают нам, что вот-вот начнется действие, персонажи оживуют, сюжет и сеттинг заиграют…, но это так никогда и не происходит. Финал обрывается в ожидании событий: если что-то действительно интересное в третьем сезоне «Фарго» и произошло, то случилось это через пять минут после его окончания.

В оригинале опубликовано в материале «Обзор 3 сезона „Фарго“»

25. «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», СССР, 1979-86

Алексей Егоров

Сколько раз экранизировали приключения гениального сыщика Шерлока Холмса? Да не счесть. Где только не снимали — в Германии, в США, в Великобритании, в СССР — везде и всегда получалось по-разному, но почти всегда достойно и интересно. И, уж не знаю как вы, но советскую экранизацию я считаю лучшей из всех, которые когда-либо снимали.

Да, знаю — синдром утенка и все такое, ведь эта версия была первой, которую я вообще увидел. И именно после первых двух серий я уже решил прочитать оригинальный цикл от Артура Конана Дойля. И все же эту версию я действительно считаю лучшей — это атмосферный сериал, безупречно снятый и сыгранный.

Во многом, конечно, стоит сказать спасибо химии между персонажами. Ватсон и Холмс в исполнении Соломина и Ливанова получились крайне убедительными и интересными персонажами — причем Ватсон в ряде сцен с легкостью затмевает собственно Холмса. Конечно, он все еще на ступеньку ниже, чем Холмс — но он не бесправная собачка и не «обязательный атрибут главного героя детектива» в виде недалекого помощника — нет, он отдельная личность, к тому же весьма достойно прописанная. Кому-то, впрочем, кажется, что такое вот изменение Ватсона в сторону большей «самостоятельности» — это минус, ну да не буду спорить (смотрите ранних британских «Холмсов» с отвратительно тупым Ватсоном: — ред).

Еще один плюс — атмосфера. Да, снимали, конечно, не в Великобритании, но атмосферу Англии девятнадцатого века получилось передать замечательно. На атмосферу работает вообще все — от диалогов персонажей до декораций и окружений героев. И сам темп у сериала такой, знаете, «книжный» — весьма неспешный и размеренный. Авторы даже знакомство Ватсона и Холмса вынесли в отдельную серию — что, в общем-то, правильно, потому как персонажам уделили достаточно времени и успели их раскрыть, не объясняя ничего впопыхах.

Довольно забавно, кстати, что авторы советской адаптации оказались в итоге в тех же условиях, что и сам Конан Дойль когда-то. Тому, правда, пришлось воскресить персонажа после огромного потока писем от негодующих фанатов — а авторам сериала пришлось продолжить его снимать после вала благодарственных писем. К счастью, свою историю Масленников не затянул — всего зрителей ждет 11 серий в пяти условных «сезонах». Меньше, чем в недавнем «Шерлоке» от BBC, между прочим!

Про то, насколько культовым стал сериал, и говорить в целом как-то неудобно. На территории бывшего СССР он до сих пор любим, сыгравший Холмса Ливанов удостоился «Ордена Британской империи» за эту роль, сериал разобрали на цитаты и до сих пор постоянно его вспоминают, сравнивая с более современными экранизациями. Я же скажу так — не надо ничего сравнивать, просто идите и посмотрите, если по какой-то причине вы все еще не знакомы с советским Шерлоком. А если знакомы только с современными адаптациями бессмертного цикла, и не читали собственно оригинал — то не идите, а бегите. Благо, надолго «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» вас не займут.

24. Сalifornication («Блудливая Калифорния»), США, 2007-2014

Денис Варков

На мой взгляд, Хэнк Муди — лучшая роль актера Дэвида Духовны, наиболее известного по образу агента Малдера из «Секретных материалов». И дело даже не в том, что он отлично передал образ писателя в муках творчества. Духовны как никому другому близок образ страстного любителя женщин, ведь в жизни актер страдает от гиперсексуальности.

Это реальная болезнь, которая характеризуется повышенным половым влечением и невозможностью контролировать свои порывы. Дэвид Духовны в 2009 году даже проходил специальный курс лечения, чтобы сохранить свой брак с актрисой Теа Леони. Правда, в 2014 году пара все равно разошлась. Я не обхожу этот момент стороной, потому что Дэвид как никто другой понимал проблему Хэнка Муди, совершившего в жизни несколько непоправимых ошибок и практически разрушившего этим свои отношения с Карен.

Хэнк Муди — писатель, чье творчество можно сравнить с Бретом Истоном Эллисом или Чарльзом Буковски.

Через свои романы он рассказывает о своем взгляде на жизнь со всем хаосом, происходящим в ней. В сериале вы не узнаете, как именно пишет Хэнк Муди, но в рамках пиар-компании сериала одна их книг Хэнка действительно была издана — «Бог ненавидит нас всех» выходила на нескольких языках, в том числе на русском. Роман получился чем-то средним между «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и «Женщинами» Буковски. Хотя лично мне он напомнил романы Эллиса, так как его главный герой точно также не знает, чего он хочет от жизни, и из-за этого его мировосприятие рушится. Он не понимает, как жить и потому берется за все подряд, погрязая в пороках.

В этом романе Хэнк Муди описывает самого себя, так как творческий кризис привел его на самый край — он пытается забыть о проблемах через алкоголь и случайные половые связи. Но проблем становится только больше. И это очень жизненно.

Многие творческие люди — да и не только творческие — проходили через этап кризиса, когда непонятно, зачем нужно вообще что-то делать. И Хэнка спасает семья.

В сериале на равных с Дэвидом Духовны играют Наташа Макэлхон и Мейделин Мартин. Признаюсь, я не видел этих актрис за пределами Californication, но в этом сериале они выкладываются на максимум. У Наташи с Дэвидом получилось максимально искренне показать трудности в отношениях двух бывших любовников, а Мейделин сыграла улучшенную версию своего отца — дочь, которая хочет быть на него похожей, но при этом оставаться собой. Преуспеть там, где он провалился. И обе актрисы в этом сериале потрясающие.

В то, что у Карен и Хэнка был роман, веришь безоговорочно — слишком яркая химия между этими героями, а все те неловкие и глупые ситуации, в которые они попадают в сериале, будут знакомы многим, кто строил долгие отношения и пытался их сохранить.

Это, конечно, не все персонажи, которые достойны упоминания. Моим любимым героем после Хэнка и его семьи стал литагент Муди — Чарли Ранкл, особенно когда у него возникло противостояние со Стью Биггсом. И, конечно, отдельного упоминания заслуживает юная пассия Хэнка Миа Льюис, которую сыграла актриса Мэйделин Зима. На мой взгляд, это лучшая ее роль, и она смогла передать отличную эволюцию характера на протяжении 7 сезонов Californication.

Больше о Californication можно узнать из нашего проекта «История сериалов»

23. How I Met Your Mother («Как я встретил вашу маму»), США, 2005-2014

Дмитрий Петренко

По мемичности этот американский ситком о том, как хороший и добрый человек искал свое счастье, сопоставим разве что с культовыми «Друзьями». Несмотря на отзывы многих критиков, которые в общем и целом так и не поняли, что же столь примечательного в «КЯВВМ» нашли зрители, сериал пользовался неподдельной и искренней народной любовью.

И когда он закончился, многие фанаты почувствовали легкую грусть о того, что история, которая была с тобой на протяжении девяти лет, подошла к концу. Словно хороший друг навсегда уезжает из страны, где ты живешь и ты знаешь, что с ним все будет хорошо, но ты вряд ли его когда-нибудь еще увидишь.

Правда, в случае с «Как я встретил вашу маму» на все это наслаивалась еще и обида за слитую концовку, за 7 минут превращающую красивую и трогательную сказку о поиске «той самой» в исповедь человека в возрасте, все это время вожделевшего свою подругу. Но она не отнимает у «Как я встретил вашу маму» главного — сериал по-настоящему смешной. Большая часть заслуг за это лежит на плечах Нила Патрика Харриса и, конечно же, сценаристов, чьего Барни Стинсона можно назвать одним из лучших комедийных образов в истории жанра. Если начать перечислять удачные шутки или колкие цитаты, которыми он сыплет из серии в серию, вы будете читать этот текст до утра.

А еще у сериала замечательный романтический флер. Друзья или родители действительно рассказывают о том, как они нашли свою любовь, именно так. Неспешно, смакуя подробности, что-то, возможно, выдумывая на ходу, а что-то преувеличивая — но за всем этим чувствуется неподдельное тепло и благодарность судьбе, которая все это подарила.

Смотреть «Как я встретил вашу маму» — это как сидеть у костра и слушать хорошую, светлую историю и мечтать, чтобы нечто подобное когда-нибудь мог рассказать и ты. Главное не отчаиваться и верить. Этим он и цепляет. И я не могу навскидку вспомнить ни один другой ситком, способный проделать такой же трюк.

22. Сommunity («Сообщество»), США, 2009-2015

Александр Башкиров

Будущий создатель «Рика и Морти» Дэн Хэрмон начинал с этого 20-минутного ситкома, о достоинствах которого я вам уже неоднократно рассказывал.

По общей идее Community можно принять за сопливую романтическую комедию в духе «Друзей» или «Как я встретил вашу маму». Главный герой, ранее успешный адвокат Джефф Уингер (Джоэль Макхэйл), вынужден поступить в общественный колледж (или, по нашему, техникум) после того, как на работе выяснилось, что он наврал про наличие диплома от престижного университета. Среди однокурсников Уингера — группа разнокалиберных личностей, в том числе красавица-блондинка Бритта (Гиллиан Джейкобс) и престарелый миллионер Пирс (Чэви Чэйз). С первой у Уингера явно должен закрутиться неимоверно растянутый роман, а второму не менее явно суждено стать флагманским, прорывным персонажем ситкома, фразочки и ужимки которого разойдуется на мемчики.

На самом деле все получилось не так — по самым разным причинам. Гений самого Хэрмона не позволил ему писать так, как это делают другие. В итоге каждый эпизод, несмотря на скромное экранное время, по насыщенности контентом и глубине поднимаемых тем (в том числе научно-фантастических) уделывает любой часовой жанровый сериал и большинство полнометражных фильмов.

Уникальность Community в том, что лучшие эпизоды можно смотреть, даже если вы не знакомы с героями и сюжетными арками — они все равно работают как отдельные мини-фильмы. Гениальность Хэрмона — в том, что если вы все-таки смотрите сериал с начала, то даже самые стилизованные, обособленные эпизоды оказывают сокрушительное влияние на отношения персонажей, важнейшие сюжетные линии и мир сериала в целом.

В главной романтической линии Хэрмон и его сценаристы сначала издеваются над обычными методами поддержания градуса сексуального напряжения между главными героями («хватит нам тут изображать “Друзей”!» — орут остальные персонажи на постоянно препирающихся Джеффа и Бритту), а потом — над бесконечными хэппи-ендами в практически всех серьезных сериальных отношениях (переспав, главные герои понимают, что катастрофически не подходят друг другу). Основная химия в сериале возникает между совсем другими лицами при куда более странных обстоятельствах.

Самой впечатляющей аркой сериала оказался сквозной, бессмертный броманс между темнокожим гиком Троем (никому тогда не известный Дональд Гловер) и палестино-американцем Эбедом Надиром (Дэнни Пуди). Кстати, именно Эбед, а не вредный старикашка Чэйза, стал самым мемичным героем из-за его жанровой прошаренности и постоянных мета-комментариев к происходящему.

Отношения между персонажами проходят через множество нетипичных для ситкома стадий, причем каждая из них отмечена какой-то жанровой пародией: критические события могут произойти в хэллоунском эпизоде, пародирующем зомби-хорроры, в развернутой пэйнтбольной сатире на боевики и «Крепкого орешка» или в рамках настольной ролевой игры, где все герои рубятся в D&D, а мы слышим звуки из их кампании.

Наиболее известный — и лучший — эпизод сериала посвящен броску кубика и сюжетным линиям в параллельных мирах, образовавшихся при приземлении кубика той или иной гранью кверху. В любом другом сериале, фильме или комиксе это был бы филлер, набор бессмысленных what if-сценариев, развлечение для сценарной группы, никак не влияющее на события основной вселенной. В Community один из неудачных бросков приводит к образованию… впрочем, об этом вам лучше узнать самому, посмотрев подряд все сезоны этого гениального сериала.

Самого Хэрмона уволили из Community после 3 сезонов (по собственному признанию, он не справился с возложенной на него сценарной работой), но ситком не развалился после ухода создателя.

Четвертый сезон отвратителен…, но после него Хэрмона наняли обратно (!), и пятый сезон получился одним из лучших во всем сериале. После пятого сезона Community отменили…, но сериал пережил и это — его воскресили на другой платформе, никому не известной Yahoo! Screen, на шестой сезон. И пусть финальный сезон практически никто не смотрел, а сериал к тому времени расстался и с Чэйзом, и с Гловером… там все равно попадаются превосходные серии, которые могут поспорить с любым из эпизодов «Рика и Морти».

21. «Двенадцать стульев», СССР, 1976

Алексей Егоров

Было бы удивительно, если бы мы не включили в этот топ еще парочку советских сериалов, вам так не кажется? Да, может быть, называть «12 стульев», в которых всего четыре серии, сериалом и неправильно, но что уж тут поделать. Серии есть? Есть. Значит, сериал. В конце концов, «многосерийный художественный телефильм» звучит слишком тяжеловесно, да и по сути это одно и тоже.

Тут конечно сразу стоит отметить, что версия Марка Захарова — далеко не первая из всех. До него роман Ильфа и Петрова был экранизован дважды, и еще как минимум семь раз снимали фильмы «по мотивам». Причем не все экранизации были созданы в СССР, из каких-то взяли только основной сюжет и идею (хотя кто-то скажет, что идея-то была взята из «Шести Наполеонов» Конана Дойля, но все же), а какие-то добрались до зрителей практически без изменений.

Сериал Захарова можно считать одним из тех, которые переносят книгу на экраны чуть ли не от корки до корки. И переносит прекрасно — да, пусть где-то авторы немного перегнули с театральностью постановки, где-то за версту видно, что снимали за копейки. Но это как бы и неважно — это, все-таки, не летний боевик-блокбастер.

Основное — лично для меня — преимущество экранизации Захарова над экранизацией Гайдая — это главные герои, Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов. 

Два основных действующих лица, за чьими приключениями и предстоит следить, в «12 стульях» Захарова получились крайне убедительными. Это, конечно, в большинстве своем заслуга актеров, Андрея Миронова и Анатолия Папанова, с образами которых после просмотра сериала у вас и будут ассоциироваться эти два персонажа. 

Забавно, что они же пытались пройти на те же роли в фильм Гайдая, но не убедили режиссера в том, что смогут сыграть правильно. Ну, плохо это или хорошо — судить сложно, зато одно могу сказать точно — «каноничные» Бендер и Киса Воробьянинов теперь ассоциируются у многих именно с этой версией.

И, разумеется, сериал давно был растащен на многочисленные цитаты и крылатые фразы. Это, в общем-то, нормальная практика для советского кинематографа — лично мне сложно вспомнить хотя бы один более-менее известный фильм, откуда зрители не позаимствовали ни одной фразы. Вот так и тут — от «ключей от квартиры, где деньги лежат», до «всех ходов записанных». Да, во многом это, опять же, заслуга оригинального романа — но стали бы эти фразы культовыми без экранизаций? Вряд ли.

Да и в целом «12 стульев» просто приятно смотреть. Это красивый и довольно неспешный сериал, который отлично передает не самое простое сатирическое произведение Ильфа и Петрова. Это один из лучших комедийных сериалов советской эпохи, который достоин просмотра — даже если версия Гайдая вам нравится куда больше.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 7 (40-31)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 6 (50-41)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 5 (60-51)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 4 (70-61)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 3 (80-71)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 2 (90-81)

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 1 (100-91)

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 1 (100-91)

Топ-100 фильмов «Канобу» (полный список)

Топ-100 игр «Канобу» (полный список)

 
Источник

Кино и сериалы, Мнение

Читайте также