Пришло время второй части в цикле фундаментальных материалов, за которые мы решили взяться. Чем ближе к вершине топа, тем больше значения придается каждой позиции.
Сергей Цилюрик
Шутеров от третьего лица с использованием укрытий и кооперативом выходило немало – в их числе и Gears of War, цикл, популяризовавший укрытия как таковые. Но среди них нет ни одного, который без совместной игры был бы попросту невозможен. Ни одного, кроме Army of Two и ее сиквела.
В Army of Two на сотрудничестве двух игроков завязано все.
Буквально каждый бой требует, чтобы герои поочередно отвлекали на себя внимание противников, перетягивая на себя «аггро» и тем самым давая напарнику возможность передохнуть.
Игра также постоянно подкидывает все новые и новые кооперативные механики: то герои спускаются вместе на парашюте, расстреливая противников внизу, то, приземлившись и стоя спиной к спине, отбиваются от оставшихся, то разделяются и поочередно друг друга прикрывают. В сиквеле, Army of Two: The 40th Day, появились и более хитрые тактики со сдачей в плен или освобождением заложников, и сюжетные решения, которые игрокам приходится принимать. Жаль, что третья часть, The Devil’s Cartel, оказалась совсем плохой и лишенной того, чем были хороши первые две.
В Army of Two никогда не скучно именно потому, что оба бойца всегда заняты чем-то разным, и ситуация вокруг них меняется постоянно. В отличие от Left 4 Dead, здесь героев всего двое, отчего пресловутое «чувство плеча» ощущается тут наиболее сильно. Хотя серверы обеих игр уже давно отключены, если у вас есть верный друг, то совместное прохождение Army of Two и The 40th Day на одном экране может стать незабываемым.
Денис Майоров
Ну конечно же вы помните эти деревья, которые должны были расти в реальном времени, но что-то не сложилось! Fable, пожалуй, самый пик безумных и искренне наивных обещаний Питера Молиньё, который действительно хотел все их выполнить, что было невозможно физически. Он забалтывался и потом – но все эти истории с меняющим жизнь кубом и недоделанным симулятором бога злят, а вот сказки, рассказанные о Fable вспоминаются с теплотой и удивительным образом дополняют атмосферу самой игры.
Ведь это действительно сказочное приключение, самое сказочное в истории видеоигр, пожалуй. В Fable мы проживали целую жизнь, начиная подростком и заканчивая заматеревшим воином, героем повидавшим многое. И на этом пути мы были вольны сами выстраивать собственную жизнь – хулиганить и творить зло, или быть порядочным гражданином и помогать ближним. Или же быть настоящим человеком и сочетать в себе оба качества.
Вы не задумывались, что вырастающие у героя рога или приторный нимб – это стеб над игроком, который искусственно перегибает мировоззрение героя в одну из сторон, вместо того, чтобы просто быть собой?
Достоинства игры перечислять можно долго: простая, но затягивающая боевка, совершенно потрясающий визуальный дизайн и волшебная музыка, английский юмор буквально в каждом элементе, возможность пробежать по городу, хвастаясь трофеям с только что убитого босса, или просто шумно испустить газы у всех на виду. Да эпичный фэнтезийный сюжет можно записывать в плюсы. Но слова не могут передать ощущений, в игру нужно просто нырнуть самому, и вы все сразу поймете. Путь Курощупа нужно проходить самостоятельно!
Fable не изменила индустрию (разве что тренд на четкий выбор между добром и злом после нее еще сильнее разлетелся), но она уникальна и теперь уже зависла вне времени. Ее обязательно нужно попробовать каждому и именно в самом полном издании The Lost Chapters. А вот переиздание Fable 10th Anniversary лучше не трогать – игру перенесли на новый движок, и она растеряла значительную часть своего внешнего обаяния. Fable 2 и Fable 3, кстати, тоже были по-своему прекрасны и уникальны, но это мнения очень спорное.
Денис Майоров
Хороших аркадных гонок на свете так много, что выделить лучшую, не ударяясь в крайний субъективизм, просто невозможно. Каждый сделает свой выбор, основываясь на личных ощущениях и воспоминаниях, скорее всего, из детства. Need for Speed: Underground и Hot Pursuit (что новая, что старая), Forza Horizon, Blur, Split/Second и многие-многие другие прекрасные игры имеют право стоять на этом месте. Но для меня лучшей и самой безумной аркадной гонкой остается MotorStorm: Pacific Rift и я, в припадке фанатской ностальгии, убедил остальных членов редакции, что именно она заслужила строчку в нашем топе.
Отменная яркая картинка, реалистичная грязь из-под колес, впечатляющая даже в 2017 году, отличный дизайн трасс со множеством «обходных путей», но самое главное – возможность в одной гонке столкнуть спортивные багги, грузовики, мопеды и бигфуты! Никаких правил, полное безумие
Если сузить категорию, то Pacific Rift – совершенно точная лучшая аркадная гонка про бездорожье. Прямых достойных конкурентов у нее тут всего два: Fuel и серия FlatOut (все, что там было начиная с третьей части мы не считаем). Но они проигрывают MotorStorm в динамике, в дизайне и в разнообразии транспортных средств, так что выбор очевиден. Правда, кто-то может предпочесть Pacific Rift каньоны из первой части или катаклизмы из MotorStorm: Apocalypse, но это точно дело вкуса – все игры в серии очень разные.
А еще разработчикам огромное спасибо за возможность оседлав мотоцикл нагло бить других байкеров кулаком в лицо – вернули дух Road Rash!
Сергей Цилюрик
Mario Kart – одна из самых известных и успешных гоночных серий: по совокупным продажам эти восемь Nintendo-эксклюзивов уступают только двум с половиной десяткам мультиплатформенных выпусков Need for Speed.
При этом на лавры «серьезных» гонок Mario Kart никогда и не претендовала: она всегда была подчеркнуто нереалистичной, мультяшной, веселой.
И восьмая часть как нельзя лучше представляет все эти три качества. Трассы здесь отрицают гравитацию и причудливыми петлями Мебиуса уходят в небо или под воду; HD-графика, впервые появившаяся в серии именно в этом выпуске, позволяет рассмотреть скрупулезно прорисованную анимацию и мимику каждого героя в забавнейших повторах. Это игра о простых фановых ощущениях, но выполненная настолько безупречно, что по ней даже соревнования устраивают – в этом как раз вся Nintendo.
Mario Kart не одинока на этой стезе мультяшных развеселых гонок – несколько лет назад ей серьезную конкуренцию составила Sonic & All-Stars Racing Transformed, – но восьмая часть Mario Kart по качеству всех своих элементов вышла на совершенно недостижимый уровень. Совсем недавно на Switch вышла ультимативная Deluxe-версия игры, собравшая в себе весь контент оригинала со всеми дополнениями и новыми режимами – поиграть стоит именно в нее.
Георгий Копьев
Bad Company — это название для подразделения американской армии, куда переводят одних раздолбаев с низкой дисциплиной и недостатком патриотизма. Словом, лучшая среда для боевичкового комедийного сюжета.
Да, первая Bad Company была прекрасной военной комедией, где персонажи издеваются над клише из армейских фильмов, плюют на честь и отвагу и думают только о собственном обогащении.
Уморительная, прекрасная выписанная игра, у которой еще и конкурентов нет — с комедиями в игровой индустрии вообще туго. А вот в сиквеле главных героев не только сделали до несмешного тупыми, но и размыли их характеры. Превратили замечательных эгоистичных придурков с четкой мотивацией заколотить побольше деньжат в банальных солдат — заложников ситуации. Перегнули.
Для серии Battlefield эта игра стала не просто экспериментальным ответвлением и обкаткой нового графического движка Frostbite, а настоящим прорывом. И по многим пунктам она до сих пор остается непревзойденной. Единственная вменяемая сюжетная кампания за всю историю франчайза, без которой, пожалуй, сюжетка в серии не появилась бы вообще; полная разрушаемость, которая становилась все беднее с каждой номерной частью серии, запоминающиеся герои. Очень жаль, что Battlefield: Bad Company вышла только на PlayStation 3 и Xbox 360. Думаю, на ПК бы в нее продолжали играть очень долго, как до сих пор играют в сиквел. А теперь это уже история.
Если же расценивать Battlefield только как мультиплеерный шутер, то прекрасны почти все выпуски – выбирайте любой.
85. Castlevania: Lords of Shadow
Никита Богуславский
Это огромная, невероятно эпичная игра с проработанным мрачным фэнтезийным миром, которая выдерживает драматическое напряжение на протяжение всех 24 часов. У Konami был шанс не просто воскресить древний брэнд, а создать по-настоящему крутую современную серию.
Испанская студия MercurySteam при небольшой поддержке Kojima Productions (Хидэо Кодзима организовал японский дубляж и помог с дизайном Габриэла Бельмонта) создала глобальный приквел-перезапуск оригинальных частей Castlevania, обратившись к истории о том, как вообще появился Дракула. Вместо классической легенды о графе Владе Цепеше, сценаристы собрали мифологию этой вселенной с нуля, придав ей значительно больше драматизма и человечности.
Но главное, нам подарили великолепного главного героя – это не безвольный аватар игрока, а самостоятельная личность, с его решениями мы можем и хотим не соглашаться, но все равно всей душой болеем за то, чтобы у Габриэла все получилось. Нет, идиот, что ты творишь?!
Вся история стилизована под книгу-летопись, которую зачитывает рассказчик, но это только оболочка – Lords of Shadow одна из самых художественно-целостных игр в истории, она максимально полно и осознанно использует возможности своего медиума. Это не просто приключение, это личное путешествие героя, и продвижение Бельмонта по этому извилистому пути сказывается и на геймплее, и на музыке, и на дизайне уровней.
К сожалению, после Lords of Shadow контракт разработчиков с дьяволом истек, а вот Konami так просто их отпускать не собиралась. В 2013 году вышел достаточно проходной спин-офф Mirrors of Fate для портативной Nintendo 3DS (позже ее портировали на большие платформы), а в 2014 появилась Lords of Shadow 2. Игра сменила сеттинг и значительную часть механик, добавила очень сомнительный стелс-элемент, да и история оказалась значительно слабее. Единственное, что осталось неизменно удачным – боссы и боевая система, но в итоге критики все равно заклеймили сиквел провалом, что, похоже, сказалось и на продажах. После этого издатель тихо прикрыл серию, и теперь Бельмонтов от забвения спасает только сериал от Netflix.
84. Tales from the Borderlands
Алексей Егоров
Не люблю я «игры» от Telltale Games, да и в редакции у нас фанатов этой студии не осталось. В основном именно потому, что это и не игры вовсе, а очень простые интерактивные новеллы. А ведь все эти «Ходячие мертвецы» даже берут какие-то престижные награды, выбивая из различных списков полноценные игры, ну, те, в которых не только выскакивающие на экран кнопки надо нажимать. Но есть среди всего этого безобразия ровно один проект, из-за которого я многое готов простить студии. И речь сейчас не про всенародно любимую Wolf Among Us (но она тоже классная), а про Tales from the Borderlands.
Скажу сразу, мне вообще нравится вселенная ролевого шутера Gearbox, а Tales отлично в нее вписана, стыкуясь сразу с двумя частями основной серии – с Borderlands 2 и Pre-Sequel. Поначалу было очень странно играть в Borderlands без пальбы, пушек и охоты за лутом, но уже ко второму эпизоду я расслабился и втянулся – да так даже лучше, вот уж поворот!
При этом юмор, сценарий, проработка героев и даже экшен – все сделано на голову выше, чем в серии-прародителе. Telltale, а нельзя всегда так делать?
Окончательно купил меня четвертый эпизод – с рядом НЕОЖИДАННЫХ ПОВОРОТОВ, крутейших сцен (перестрелка на пальцах – на века) и интересных решений. Да и концовка, в общем-то, не подвела. Опять же, ряд «чисто Теллтейловских» решений, вроде cell-shading графики и простеньких выборов по ходу эпизодов пришелся тут исключительно к месту, как и сериальный формат, просто идеальный для такой истории.
На фоне всего этого жаль, что Telltale не спешит возвращаться к этой вселенной и делать второй сезон, занимаясь вечными «Мертвецами» и сериалом по Minecraft. Вдвойне печально становится от того, что и Gearbox пока не делится какой-либо информацией о третьей части серии. Словом, если вы вдруг соскучились по Borderlands, но еще по какой-то причине не опробовали Tales – поиграйте. Это лучший комедийный сериал (именно сериал) в индустрии.
83. Devil May Cry 4: Special Edition
Денис Майоров
Devil May Cry 4 не сразу стала лучшим выпуском серии, это случилось лишь в 2015 году с выходом Special-издания, хотя, конечно, она и раньше была хороша! Разработчики не просто подтянули картинку, но перекроили баланс, добавили трех новых играбельных персонажей и уровень сложности, на котором отбиваться приходится не от десятков, а от сотен врагов. Вот бы DMC4 сразу была такой! Герои-новички – Вергилий, Триш и Мария – важны особенно, потому что это не просто скины, а уникальные персонажи с собственной механикой, на которой можно было бы выстраивать отдельную игру.
Вот и получается, что DMC4 – самая разнообразная в плане механики игра серии, которую можно запросто проходить четыре раза, а то и больше.
Но что же было в Devil May Cry 4 до этих нововведений? Идеальная боевая механика, к примеру. Это слэшер старой школы, с десятками комбо и заморочистым управлением, такие мы как раз и любим. До определенного времени достойных конкурентов в этой нише у игры вообще не было.
Четвертая часть брала все лучшее из трилогии и разбавляла свежими находками, но что даже важнее – впервые позволяла взглянуть на Данте, героя серии, со стороны и даже сразиться с ним.
А еще здесь был великолепный, тщательно прорисованный и проработанный мир, такая «христианская» религиозная империя глазами безумных японцев, и хорошо раскрытые мотивы «преемственности поколений» в сюжете. Да и герои этой истории после прохождения еще не скоро выветрятся у вас из головы. Все составляющие великой игры на месте, в общем. И очень круто, что британский приквел DmC: Devil May Cry позже встал с Devil May Cry 4 на одну ступеньку. Но сюда мы все же впишем классику.
82. Gunstar Heroes
Александр Башкиров
На звание лучшего скролл-шутера с бегом и стрельбой (так называемого run-n-gun) у нас было множество достойнейших претендентов: великая Contra, Super C, Contra III: Alien Wars, Contra: Hard Corps, Alien Soldier, Metal Slug 2. Но, без особых споров между редакторами «Канобу», все эти прекрасные игры затмила дебютная работа легендарной японской компании Treasure, основанной в 1992 году бывшими сотрудниками Konami и первые 3 года жизни разрабатывавшей эксклюзивные шедевры для 16-битной Sega Mega Drive.
Настоящая игра в Gunstar Heroes начинается на максимальном уровне сложности. На других же можно побродить по этому миру туристом, дивясь фантазии разработчиков в дизайне уровней и боссов.
Но качество игры можно оценить только в самом хардкорном режиме, где приходится железно заучивать каждую деталь каждого уровня и мельчайшие подробности поведения любой формы любого врага.
Именно в таком режиме в полную силу раскрывается механика, где в обращение с гениальными видами огнестрельного оружия вплетены приемы рукопашного боя – то есть это еще и beat ’em up. А какая здесь эпичная схватка с боссом-трансформером, после победы над финальной формой которого хочется переиграть уровень заново вместо того, чтобы идти дальше!
И мы лишь царапнули поверхность этой невероятно глубокой и разнообразной игры. Нельзя не упомянуть революционный по структуре и дизайнерской расточительности уровень в виде настолки, где для продвижения вперед нужно швырять гигантский игральный кубик. В кооперативе Gunstar Heroes, как всякий качественный скролл-шутер, становится совсем другой игрой, которую от Contra и прочих знаменитых «игр на двоих» отделяет уникальный уровень взаимодействия: можно даже швыряться во врагов собственным напарником! Да-да, прямо как в легендарной Chip ’n Dale на NES.
81. Mr. Gimmick (Gimmick!)
Александр Башкиров
Gimmick! никогда не выходила в США, а в Европе была издана как Mr. Gimmick с сильно урезанным из-за аппаратных ограничений NES саундтреком. По достоинству ее можно оценить только в версии для Famicom (японского варианта NES), где во всю мощность раскрывается фантастическое музыкальное оформление игры – прямо на картридже был маппер, позволяющий игре использовать дополнительные звуковые каналы. Это объясняет, почему в один из лучших платформеров мира (а на мой взгляд — так и просто лучший платформер) мало кто играл.
Разработчик Gimmick! — компания Sunsoft, наряду с Konami и Natsume входящая в первую тройку лучших сторонних разработчиков NES. Игра вышла под конец жизненного цикла платформы, когда все технические возможности восьмибитной системы были в совершенстве изучены и освоены, что позволяло выпускать игры, способные конкурировать с молодой 16-битной SNES по качеству музыки, геймплея и картинки.
Вид, звук и механика Gimmick! ничуть не устарели и по сей день — ищите, играйте, удивляйтесь таланту японских дизайнеров (спасибо вам, Томоми Сакай-сенсэй!).
С точки зрения механики — это квинтэссенция всего лучшего, что было создано в жанре платформера на тот момент. Визуально игра больше всего похожа на Kirby’s Dream Land (которую Gimmick! опередила на 2 месяца) — действие происходит в очень красочном, стилизованном под детские сны мире, главный герой —симпатичная зеленая клякса. Игра битком набита отсылками ко всей библиотеке NES: скажем, во время прыжка наш герой принимает позу героя из Mega Man.
Но это не просто компиляция. Взяв все лучшее из лучших платформеров, создатели Gimmick! проапгрейдили механику: главный герой швыряет скачущую по картинке звезду, которую можно использовать как в качестве снаряда, так и в качестве совершенно безумного средства передвижения. Движения звезды, кстати, обсчитывает простой физический движок, учитывается и угол ее падения, и скорость движения героя в момент запуска. Именно поездки на звезде позволяют получить доступ к секретным участкам шести великолепных миров, и ее умелое использование необходимо для того, чтобы найти все спрятанные волшебные предметы и увидеть настоящую концовку игры. Более того — если собрать все предметы, не потратив ни одного «продолжения», то в Gimmick! появляется еще один уровень с секретным боссом. Перед нами совершенно уникальное для NES (да и для любой другой платформы) сочетание сложности, дизайнерской щедрости и реиграбельности.
Gimmick! регулярно попадает на верхнюю строчку топов игр для NES, составленных самыми упертыми фанатами этой платформы, часто опережая Contra и Super Mario Bros. 3. Даже если вы не относитесь к числу пуристов, считающих NES самой лучшей игровой платформой (я — отношусь), это серьезная заявка на звание одной из лучших видеоигр всех времен.
Достойны упоминания
- Вся серия Gears of War Army of Two Fable 2 Fable 3 Need for Speed: Underground Need for Speed: Hot Pursuit (2010) Blur Split/Second Motorstorm Motorstorm: Apocalypse Вся серия Forza Horizon
- FUEL FlatOut FlatOut 2 FlatOut: Ultimate Carnage Kirby’s Dream Land Mega Man 2 Contra (1987) Super C
- Alien Soldier Metal Slug 2nd Mission Chip ‘N Dale Rescue Rangers Chip ‘N Dale Rescue Rangers 2 Disney’s Aladdin Aero the Acro-Bat 2 Blaster Master (1988) Contra III: The Alien Wars Contra: Hard Corps
Первая часть топа: позиции 100-91
Источник